12 ноября т.г. в своем выступлении на 8-м саммите Организации тюркских государств Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обратил внимание на необходимость налаживания на системной основе сотрудничества в сфере транспорта и транзита.
В частности, для более полного использования имеющегося потенциала на этих направлениях взаимодействия, глава государства выдвинул инициативу по разработке «программы взаимосвязанности тюркских государств в области транспорта». Необходимость такой программы обусловлена тем, что за последнее время в Узбекистане и других тюркских странах проделана значительная работа по развитию транспортной инфраструктуры, диверсификации маршрутов транспортировки, упрощению процедур, связанных с транзитом. Однако процесс интеграции транспортной системы тюркских государств не завершен в полной мере.
В этой связи, предложенная лидером Узбекистана программа транспортной взаимосвязанности призвана улучшить координацию стран-членов Организации в создании соответствующей инфраструктуры.
Прежде всего, это проведение работ по систематизации транспортных коридоров, проходящих через территорию тюркских государств, содействие увеличению перевозок по их территории, повышение привлекательности проходящих маршрутов, стимулирование опережающего развития транспортной инфраструктуры стран.
Важно также ликвидировать некоторые «разрывы» в транспортных коммуникациях тюркских государств. По территории «тюркского пространства» проходит сеть важнейших трансконтинентальных международных транспортных коридоров, состоящая из автомобильных и железных дорог, морских и воздушных путей, в которых сохраняются барьеры и «прерывающиеся» направления.
Следует учесть, что через тюркские государства пролегают кратчайшие трансконтинентальные маршруты между Европой и Азией, поэтому их сопряжение и интеграция приведёт не только к увеличению объёмов транзитных перевозок, но и будет активно содействовать развитию всех стран Евразийского континента.
В этом контексте можно отметить, что многие страны и региональные экономические блоки проявляют интерес к сотрудничеству с Организацией тюркских государств для совместного развития международных трансграничных транспортных коридоров по линиям «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также в рамках китайской инициативы «Пояса и пути».
Вместе с тем, перспективы и содержание такого сотрудничества в значительной мере определяются наличием разного рода барьеров, усложняющих процесс пересечения национальных границ транспортными средствами. Упрощение таможенных и пограничных процедур на границах между тюркскими организациями снизит потери бизнеса, увеличит объёмы международной торговли и транзитных перевозок. Улучшение транспортной инфраструктуры вызовет приток из-за рубежа существенного объема инвестиций.
Это имеет важное значение в контексте дальнейшего укрепления дружественных связей, а также послужит дополнительным толчком для эффективного механизма успешного сотрудничества тюркских государств. Усилится их геостратегическое значение, диверсифицируются транспортные направления. Благодаря чему, тюркские страны приобретут возможность более глубокой интеграции в глобальные цепочки поставок и активного участия в международном транзите товаров.
Самое важное – транспортная взаимосвязанность облегчит взаимный товарооборот. Закономерным следствием развития транспортных связей также может стать усиление промышленной кооперации между тюркскими странами.
Алишер Кадиров,
Руководитель отдела Института
стратегических и межрегиональных
исследований при Президенте Республики Узбекистан