Сегодня одним из ключевых вопросов международной повестки является ситуация в Афганистане после прихода к власти Движения «Талибан». И вполне естественно, что она стала центральной темой состоявшегося 17 сентября т.г. саммита глав государств ШОС в Душанбе, большая часть которых разделяют общую границу с Афганистаном и непосредственно ощущают негативные последствия кризиса в этой стране. Достижение мира и стабильности в Афганистане является одним из главных факторов безопасности в регионе ШОС.

О серьёзности данного вопроса и высокой степени ответственности, с которой государства относятся к его решению, свидетельствует обсуждение афганской проблематики и в формате ШОС-ОДКБ. При этом главной целью многосторонних переговоров стал поиск согласованных подходов относительно обстановки в Афганистане. 

Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев представил свое видение происходящих процессов в Афганистане, обозначил связанные с ними вызовы и угрозы, а также предложил ряд основных подходов по выстраиванию взаимодействия на афганском направлении.

В частности, Ш.Мирзиёев констатировал, что сегодня в Афганистане сложилась совершенно новая реальность. К власти пришли новые силы в лице Движения «Талибан». Вместе с тем отмечено, что новым властям еще предстоит пройти сложный путь от консолидации общества до формирования дееспособного правительства. Сегодня все еще сохраняются риски возвращения Афганистана к ситуации 90-х годов, когда страна была охвачена гражданской войной и гуманитарным кризисом, а ее территория превратилась в «хаб» международного терроризма и наркопроизводства. 

При этом глава государства подчеркнул, что Узбекистан как ближайший сосед, который непосредственно сталкивался с угрозами и вызовами в те годы, четко осознает все возможные негативные последствия развития ситуации в Афганистане по такому сценарию. 

В этой связи Ш.Мирзиёев призвал страны ШОС объединить усилия для недопущения затяжного кризиса в Афганистане и связанных с ним вызовов и угроз странам Организации. 

В этих целях было предложено наладить эффективное взаимодействие по Афганистану, а также вести с новыми властями согласованный и скоординированный диалог, осуществляемый соразмерно соблюдению принятых ими обязательств. 

Во-первых, подчеркнута важность достижения широкого политического представительства всех слоев афганского общества в государственном управлении, а также обеспечения соблюдения основных прав и свобод человека, прежде всего женщин и национальных меньшинств. 

Как отметил президент Узбекистана, по сути, от этого зависят перспективы стабилизации ситуации, восстановления афганской государственности и в целом развитие взаимодействия международного сообщества с Афганистаном. 

Следует отметить, что Ташкент всегда придерживался принципиальной позиции относительно необходимости уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности соседней страны, безальтернативности мирного урегулирования конфликта в Афганистане, важности осуществления политического диалога и инклюзивного переговорного процесса, учитывающего исключительно волю всего афганского народа и многообразие афганского общества.

Сегодня в этой стране проживают более 38 млн. человек, при этом более 50% из них составляют представители этнических меньшинств – таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы, от 10 до 15% населения – мусульмане-шииты, есть представители других конфессий. Кроме того, в последние годы значительно возросла роль женщин в социально-политических процессах Афганистана. Так, согласно данным Всемирного банка, численность женщин в составе населения Афганистана составляет 48% или около 18 млн. До недавнего времени они занимали высокие государственные посты, в том числе руководителей министерств, работали в сферах образования и здравоохранения, активно участвовали в общественно-политической жизни страны в качестве парламентариев, правозащитников, журналистов.

В этой связи только формирование представительного правительства, баланс интересов этнополитических групп, всесторонний учет общественных и социально-экономических интересов всех слоёв общества в государственном управлении являются важнейшим условием устойчивого и прочного мира в Афганистане. Более того, эффективное задействование потенциала всех общественных, политических, этнических и конфессиональных групп может внести весомый вклад в скорейшее восстановление афганской государственности и экономики, возвращения страны на путь мира и процветания.

Во-вторых, указано на необходимость недопущения властями использования территории страны для подрывных действий против сопредельных государств, исключения покровительства международным террористическим организациям. Отмечено, что противодействие возможному росту экстремизма и экспорту радикальной идеологии, пресечение проникновения боевиков через границы и их переброски из горячих точек должны стать одной из ключевых задач ШОС. 

За последние 40 лет война и нестабильность в Афганистане превратили эту страну в «убежище» для различных террористических группировок. Так, по данным Совета Безопасности ООН, в настоящее время в стране действуют 22 из 28 международных террористических группировок, в том числе «ИГ» и «Аль-Каида». В их рядах состоят также выходцы из Центральной Азии, Китая и стран СНГ. До сих пор совместными усилиями удавалось эффективно купировать террористические и экстремистские угрозы, исходящие с территории Афганистана, не допускать их перетекания на пространство стран Центральной Азии.

Вместе с тем затяжной властно-политический кризис, обусловленный сложным процессом формирования легитимного и дееспособного правительства, может стать причиной появления вакуума безопасности в Афганистане. Это, в свою очередь, может способствовать активизации террористических и экстремистских группировок, усилить риски переноса их действий в соседние страны.

Тем более гуманитарный кризис, с которым сегодня сталкивается Афганистан, отдаляет перспективы стабилизации ситуации в стране. Как заявил 13 сентября т.г. генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, в скором будущем Афганистан может ждать катастрофа, поскольку в состоянии продовольственного кризиса и чрезвычайной ситуации живут почти половина афганского населения – 18 млн. чел. По данным ООН, более половины афганских детей в возрасте до пяти лет страдают от острого недоедания, а треть граждан – недостатка питания. 

Кроме того, Афганистан сталкивается с очередной сильной засухой – уже второй за четыре года, которая продолжает оказывать сильнейшее негативное воздействие на сельское хозяйство и производство продовольствия. Данная отрасль обеспечивает 23% ВВП страны и 43% афганского населения рабочими местами и средствами к существованию. В настоящее время 22 из 34 афганских провинций серьезно пострадали от засухи, в т.г. году потеряно 40% всех посевов. 

Более того, ситуация усугубляется растущей бедностью населения Афганистана. Согласно данным Программы развития ООН, к настоящему времени доля нищеты среди населения составляет 72% (27,3 млн. чел. из 38 млн.), к середине 2022 г. эта цифра может достигнуть 97%. 

Очевидно, что Афганистан сам не сможет справиться с такими сложными проблемами. Тем более 75% бюджета государства (11 млрд. долл.) и 43% экономики до сих пор покрывались за счёт международных пожертвований. 

Уже сегодня высокая зависимость от импорта (импорт – 5,8 млрд., экспорт – 777 млн. долл), а также заморозка и ограничение доступа к золотовалютным резервам значительно подстегнули инфляцию и рост цен. 

Эксперты прогнозируют, что тяжелая социально-экономическая ситуация вкупе с ухудшением военно-политической ситуации может привести к потокам беженцев из Афганистана. По оценкам ООН, до конца т.г. их количество может достичь 515 тыс. т.г. При этом основными реципиентами афганских беженцев станут соседние страны-члены ШОС.

В свете вышеуказанного Президент Узбекистана отметил важность недопущения изоляции Афганистана и его превращения в «страну-изгоя». В связи с этим предложено разморозить активы Афганистана в зарубежных банках в целях предотвращения масштабного гуманитарного кризиса и роста потока беженцев, а также продолжения содействия Кабулу в экономическом восстановлении и решении социальных проблем. В противном случае страна не сможет выбраться из тисков нелегальной экономики, будет сталкиваться с расширением торговли наркотиками, оружием и других форм транснациональной организованной преступности. Конечно, все негативные последствия от этого в первую очередь почувствуют на себе соседние страны.

В этой связи Президент Узбекистана призвал к консолидации усилий международного сообщества для скорейшего урегулирования ситуации в Афганистане и предложил провести в Ташкенте встречу высокого уровня в формате ШОС-Афганистан с привлечением государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. 

Несомненно, ШОС может внести важный вклад в стабилизацию ситуации, обеспечение устойчивого экономического роста в Афганистане. Сегодня все соседи Афганистана – это либо члены, либо наблюдатели ШОС, соответственно заинтересованы в том, чтобы страна вновь не стала источником угроз региональной безопасности. Страны-члены ШОС входят в число основных торговых партнеров Афганистана. Объем торговли с ними составляет почти 80 % от общего товарооборота Афганистана (11 млрд. долл.) с зарубежными странами. 

Более того, страны-члены ШОС покрывают более 80% потребностей в электричестве и более 20% - в пшенице и муке. 

Привлечение к процессу урегулирования ситуации в Афганистане также и партнёров по диалогу, среди которых Азербайджан, Армения, Турция, Камбоджа, Непал, а теперь еще и Египет, Катар и Саудовская Аравия, позволит выработать общие подходы и наладить более тесную координацию усилий в вопросах обеспечения безопасности, скорейшего восстановления экономики и решения наиболее значимых социально-экономических проблем Афганистана. 

В целом, государства ШОС могут сыграть ключевую роль в постконфликтном восстановлении Афганистана, содействовать его превращению в ответственного субъекта международных отношений. Для этого странам ШОС необходимо координировать усилия по установлению долгосрочного мира, интеграции Афганистана в региональные и мирохозяйственные связи. В конечном итоге это приведёт к становлению Афганистана в качестве мирной стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войны и наркотиков, к обеспечению безопасности и экономического благополучия на всем пространстве ШОС. 

Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан выступает за объединение усилий ШОС для недопущения затяжного кризиса в Афганистане

Сегодня одним из ключевых вопросов международной повестки является ситуация в Афганистане после прихода к власти Движения «Талибан». И вполне естественно, что она стала центральной темой состоявшегося 17 сентября т.г. саммита глав государств ШОС в Душанбе, большая часть которых разделяют общую границу с Афганистаном и непосредственно ощущают негативные последствия кризиса в этой стране. Достижение мира и стабильности в Афганистане является одним из главных факторов безопасности в регионе ШОС.

О серьёзности данного вопроса и высокой степени ответственности, с которой государства относятся к его решению, свидетельствует обсуждение афганской проблематики и в формате ШОС-ОДКБ. При этом главной целью многосторонних переговоров стал поиск согласованных подходов относительно обстановки в Афганистане. 

Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев представил свое видение происходящих процессов в Афганистане, обозначил связанные с ними вызовы и угрозы, а также предложил ряд основных подходов по выстраиванию взаимодействия на афганском направлении.

В частности, Ш.Мирзиёев констатировал, что сегодня в Афганистане сложилась совершенно новая реальность. К власти пришли новые силы в лице Движения «Талибан». Вместе с тем отмечено, что новым властям еще предстоит пройти сложный путь от консолидации общества до формирования дееспособного правительства. Сегодня все еще сохраняются риски возвращения Афганистана к ситуации 90-х годов, когда страна была охвачена гражданской войной и гуманитарным кризисом, а ее территория превратилась в «хаб» международного терроризма и наркопроизводства. 

При этом глава государства подчеркнул, что Узбекистан как ближайший сосед, который непосредственно сталкивался с угрозами и вызовами в те годы, четко осознает все возможные негативные последствия развития ситуации в Афганистане по такому сценарию. 

В этой связи Ш.Мирзиёев призвал страны ШОС объединить усилия для недопущения затяжного кризиса в Афганистане и связанных с ним вызовов и угроз странам Организации. 

В этих целях было предложено наладить эффективное взаимодействие по Афганистану, а также вести с новыми властями согласованный и скоординированный диалог, осуществляемый соразмерно соблюдению принятых ими обязательств. 

Во-первых, подчеркнута важность достижения широкого политического представительства всех слоев афганского общества в государственном управлении, а также обеспечения соблюдения основных прав и свобод человека, прежде всего женщин и национальных меньшинств. 

Как отметил президент Узбекистана, по сути, от этого зависят перспективы стабилизации ситуации, восстановления афганской государственности и в целом развитие взаимодействия международного сообщества с Афганистаном. 

Следует отметить, что Ташкент всегда придерживался принципиальной позиции относительно необходимости уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности соседней страны, безальтернативности мирного урегулирования конфликта в Афганистане, важности осуществления политического диалога и инклюзивного переговорного процесса, учитывающего исключительно волю всего афганского народа и многообразие афганского общества.

Сегодня в этой стране проживают более 38 млн. человек, при этом более 50% из них составляют представители этнических меньшинств – таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы, от 10 до 15% населения – мусульмане-шииты, есть представители других конфессий. Кроме того, в последние годы значительно возросла роль женщин в социально-политических процессах Афганистана. Так, согласно данным Всемирного банка, численность женщин в составе населения Афганистана составляет 48% или около 18 млн. До недавнего времени они занимали высокие государственные посты, в том числе руководителей министерств, работали в сферах образования и здравоохранения, активно участвовали в общественно-политической жизни страны в качестве парламентариев, правозащитников, журналистов.

В этой связи только формирование представительного правительства, баланс интересов этнополитических групп, всесторонний учет общественных и социально-экономических интересов всех слоёв общества в государственном управлении являются важнейшим условием устойчивого и прочного мира в Афганистане. Более того, эффективное задействование потенциала всех общественных, политических, этнических и конфессиональных групп может внести весомый вклад в скорейшее восстановление афганской государственности и экономики, возвращения страны на путь мира и процветания.

Во-вторых, указано на необходимость недопущения властями использования территории страны для подрывных действий против сопредельных государств, исключения покровительства международным террористическим организациям. Отмечено, что противодействие возможному росту экстремизма и экспорту радикальной идеологии, пресечение проникновения боевиков через границы и их переброски из горячих точек должны стать одной из ключевых задач ШОС. 

За последние 40 лет война и нестабильность в Афганистане превратили эту страну в «убежище» для различных террористических группировок. Так, по данным Совета Безопасности ООН, в настоящее время в стране действуют 22 из 28 международных террористических группировок, в том числе «ИГ» и «Аль-Каида». В их рядах состоят также выходцы из Центральной Азии, Китая и стран СНГ. До сих пор совместными усилиями удавалось эффективно купировать террористические и экстремистские угрозы, исходящие с территории Афганистана, не допускать их перетекания на пространство стран Центральной Азии.

Вместе с тем затяжной властно-политический кризис, обусловленный сложным процессом формирования легитимного и дееспособного правительства, может стать причиной появления вакуума безопасности в Афганистане. Это, в свою очередь, может способствовать активизации террористических и экстремистских группировок, усилить риски переноса их действий в соседние страны.

Тем более гуманитарный кризис, с которым сегодня сталкивается Афганистан, отдаляет перспективы стабилизации ситуации в стране. Как заявил 13 сентября т.г. генеральный секретарь ООН А.Гутерриш, в скором будущем Афганистан может ждать катастрофа, поскольку в состоянии продовольственного кризиса и чрезвычайной ситуации живут почти половина афганского населения – 18 млн. чел. По данным ООН, более половины афганских детей в возрасте до пяти лет страдают от острого недоедания, а треть граждан – недостатка питания. 

Кроме того, Афганистан сталкивается с очередной сильной засухой – уже второй за четыре года, которая продолжает оказывать сильнейшее негативное воздействие на сельское хозяйство и производство продовольствия. Данная отрасль обеспечивает 23% ВВП страны и 43% афганского населения рабочими местами и средствами к существованию. В настоящее время 22 из 34 афганских провинций серьезно пострадали от засухи, в т.г. году потеряно 40% всех посевов. 

Более того, ситуация усугубляется растущей бедностью населения Афганистана. Согласно данным Программы развития ООН, к настоящему времени доля нищеты среди населения составляет 72% (27,3 млн. чел. из 38 млн.), к середине 2022 г. эта цифра может достигнуть 97%. 

Очевидно, что Афганистан сам не сможет справиться с такими сложными проблемами. Тем более 75% бюджета государства (11 млрд. долл.) и 43% экономики до сих пор покрывались за счёт международных пожертвований. 

Уже сегодня высокая зависимость от импорта (импорт – 5,8 млрд., экспорт – 777 млн. долл), а также заморозка и ограничение доступа к золотовалютным резервам значительно подстегнули инфляцию и рост цен. 

Эксперты прогнозируют, что тяжелая социально-экономическая ситуация вкупе с ухудшением военно-политической ситуации может привести к потокам беженцев из Афганистана. По оценкам ООН, до конца т.г. их количество может достичь 515 тыс. т.г. При этом основными реципиентами афганских беженцев станут соседние страны-члены ШОС.

В свете вышеуказанного Президент Узбекистана отметил важность недопущения изоляции Афганистана и его превращения в «страну-изгоя». В связи с этим предложено разморозить активы Афганистана в зарубежных банках в целях предотвращения масштабного гуманитарного кризиса и роста потока беженцев, а также продолжения содействия Кабулу в экономическом восстановлении и решении социальных проблем. В противном случае страна не сможет выбраться из тисков нелегальной экономики, будет сталкиваться с расширением торговли наркотиками, оружием и других форм транснациональной организованной преступности. Конечно, все негативные последствия от этого в первую очередь почувствуют на себе соседние страны.

В этой связи Президент Узбекистана призвал к консолидации усилий международного сообщества для скорейшего урегулирования ситуации в Афганистане и предложил провести в Ташкенте встречу высокого уровня в формате ШОС-Афганистан с привлечением государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. 

Несомненно, ШОС может внести важный вклад в стабилизацию ситуации, обеспечение устойчивого экономического роста в Афганистане. Сегодня все соседи Афганистана – это либо члены, либо наблюдатели ШОС, соответственно заинтересованы в том, чтобы страна вновь не стала источником угроз региональной безопасности. Страны-члены ШОС входят в число основных торговых партнеров Афганистана. Объем торговли с ними составляет почти 80 % от общего товарооборота Афганистана (11 млрд. долл.) с зарубежными странами. 

Более того, страны-члены ШОС покрывают более 80% потребностей в электричестве и более 20% - в пшенице и муке. 

Привлечение к процессу урегулирования ситуации в Афганистане также и партнёров по диалогу, среди которых Азербайджан, Армения, Турция, Камбоджа, Непал, а теперь еще и Египет, Катар и Саудовская Аравия, позволит выработать общие подходы и наладить более тесную координацию усилий в вопросах обеспечения безопасности, скорейшего восстановления экономики и решения наиболее значимых социально-экономических проблем Афганистана. 

В целом, государства ШОС могут сыграть ключевую роль в постконфликтном восстановлении Афганистана, содействовать его превращению в ответственного субъекта международных отношений. Для этого странам ШОС необходимо координировать усилия по установлению долгосрочного мира, интеграции Афганистана в региональные и мирохозяйственные связи. В конечном итоге это приведёт к становлению Афганистана в качестве мирной стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войны и наркотиков, к обеспечению безопасности и экономического благополучия на всем пространстве ШОС. 

Акрамжон Неъматов, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан