Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв, выступая на 16-м саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ташкенте, выдвинул ряд важных инициатив, направленных на усиление многостороннего взаимодействия. Выступление носило традиционно конкретный, ориентированное на достижение практических результатов, характер.

В частности, Президент Узбекистана сделал особый акцент на важности использования потенциалов трансконтинентальных транспортных коридоров, соединяющих регион с крупными рынками АТР, Южной Азии, Ближнего Востока, Европы и проходящих через территории стран ОЭС. 

Отмечено, что запуск мультимодальных маршрутов, таких как «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» и Трансафганская железная дорога, в будущем отвечает интересам всех государств-членов.

Шавкат Мирзиёев призвал участников Организации присоединиться к документу о развитии транспортного коридора «Узбекистан–Туркменистан–Иран–Турция», оптимизации взаимных тарифов и сборов, принятому 2 ноября т.г. в Ташкенте. 

Особое внимание также уделено вопросам практического взаимодействия в цифровизации транспортных и транзитных процедур. Подчёркнуто, что Узбекистан осуществил с Азербайджаном и Турцией перевод в электронный формат данных о грузоперевозках. 

В целях широкого внедрения и эффективной координации таких современных систем Шавкат Мирзиёев предложил открыть в городе Ташкенте Цифровой транспортный и таможенный офис Организации.

Следует отметить, что Узбекистан вносит весомый вклад в повышение эффективности деятельности ОЭС и укрепление его международного авторитета. Это стало возможным благодаря углублению взаимного доверия, взаимопонимания и тесных партнёрских связей со всеми странами-участницами Организации, совпадению стратегических интересов, а также активизации экономической и промышленной кооперации. 

В данном контексте Ташкент рассматривает ОЭС в качестве важной интеграционной региональной структуры для расширения транспортно-логистических связей. Инициативы Главы Узбекистана по построению устойчивой взаимосвязанности на пространстве этой международной структуры создают условия для реализации инфраструктурных и транспортно-коммуникационных проектов.

Все это даёт странам ОЭС уникальный шанс объединить транспортно-транзитную систему в единую сеть. Сотрудничество в этом направлении не должно оставаться в пределах Организации, а наоборот нужен инклюзивный формат партнёрства с возможностями вовлечения всех заинтересованных в сотрудничестве стран. 

 

В свете реконфигурации глобальных цепочек поставок, вопросы расширения взаимодействия в транспортной сфере, а также возрождения исторических путей на пространстве ОЭС, простирающихся от Центральной до Южной и Юго-Западной Азии, вновь приобретают особое значение. 

Развитие транзитных и торговых коридоров представляет собой бесценную экономическую возможность для стран регионов. Эти тренды диктуют необходимость конкретизировать продвигаемые государствами ОЭС транспортные проекты и обеспечить в перспективе учёт интересов каждой стороны. 

Ключевая роль Узбекистана в этих процессах заключается в сопряжении ключевых транзитных маршрутов, направленных на совместное экономическое развитие и углубление транспортной взаимосвязанности в регионе. Уникальное географическое положение нашей страны на пересечении международных торговых путей по линии «Запад-Восток» и «Север-Юг» делает сотрудничество в этом направлении перспективным.

В данном контексте, существенным прорывом и результатом совместных усилий стран ОЭС стало принятие Ташкентской декларации, предусматривающей дальнейшее упрощение процессов грузоперевозок между государствами-членами Организации, а также Протокола о развитии мультимодального транспортного коридора «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция» по вопросам организации грузоперевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона до ЕС.

Кроме того, Узбекистан заинтересован в развитии мультимодальных коридоров «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман» («Ашхабадское соглашение») и «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (ККУ), а также строительстве Трансафганской железнодорожной линии «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар».

Совместная реализация этих проектов позволяет создать благоприятные условия для усиления трансрегиональной торговли, превращения региона ОЭС в международный мультимодальный и трансевразийский транспортный хаб. 

В частности, в рамках «Ашхабадского соглашения» уже начато формирование субрегионального транспортного коридора «Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия», который имеет все возможности стать одним из ключевых логистических узлов для выхода к портам Персидского залива и Индийского океана.

Железная дорога «ККУ» также может стать одним из важных звеньев трансрегиональных транспортных маршрутов, что позволит открыть новые рынки сбыта продукции. Так, после завершения строительства, проект станет кратчайшим путем для перевозки товаров из КНР в Европу и на Ближний Восток через Узбекистан и Кыргызстан, сократив дорогу на 900 км и сэкономив от 7 до 8 дней времени доставки. 

Реализация «Трансафганского коридора» откроет для ОЭС дополнительные преимущества при выходе на южноазиатские рынки, сократит сроки и стоимость транспортировки грузов между государствами Южной Азии и Европы через Центральную Азию. При вводе в строй данного проекта транспортировка товаров из Пакистана в Узбекистан займёт не 35, а 3-5 дней. 

В данном ключе, создание разветвлённой транспортно-коммуникационной инфраструктуры позволит государствам ОЭС охватить существенную долю в международной торговле и ускорить интеграцию национальных производителей, участвующих в сфере глобальной коммерции. 

Построение многовариантной системы мультимодальных транзитных коридоров на территории стран ОЭС простимулирует формирование благоприятных условий для передвижения людей, капитала, товаров и услуг, а также широкого культурно-гуманитарного и научно-технологического обмена. 

При этом государствам-участникам ОЭС важно принять меры по гармонизации модели цифрового развития и их интеграции в транспортную сферу. Это позволит существенно упростить процедуры грузоперевозок, минимизировать участие человеческих ресурсов и сформировать унифицированный цифровой механизм перевозочного процесса на пространстве Организации. 

В целом, инициативы Президента Узбекистана по развитию транспортной инфраструктуры и транзитных коридоров в регионе ОЭС сопрягаются с инициативами в этой сфере в рамках Организации, а также находят поддержку в других странах Евразии. Предложения главы нашего государства отвечают не только интересам Узбекистана, но и всех государств-участников объединения, которые выражают готовность совместно выстраивать прочные механизмы сотрудничества в этом направлении. 

Тесная транспорт-коммуникационная взаимосвязанность на пространстве ОЭС является ключом к экономической диверсификации стран, активизации многосторонних торговых отношений, укреплению стабильности и безопасности в регионе, повышению статуса Организации на мировой арене. 

Сарвар Камолов, 
Главный научный сотрудник ИСМИ 
при Президенте Республики Узбекистан.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан выступает за формирование эффективной системы транспортных маршрутов на пространстве ОЭС

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеёв, выступая на 16-м саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ташкенте, выдвинул ряд важных инициатив, направленных на усиление многостороннего взаимодействия. Выступление носило традиционно конкретный, ориентированное на достижение практических результатов, характер.

В частности, Президент Узбекистана сделал особый акцент на важности использования потенциалов трансконтинентальных транспортных коридоров, соединяющих регион с крупными рынками АТР, Южной Азии, Ближнего Востока, Европы и проходящих через территории стран ОЭС. 

Отмечено, что запуск мультимодальных маршрутов, таких как «Китай–Кыргызстан–Узбекистан» и Трансафганская железная дорога, в будущем отвечает интересам всех государств-членов.

Шавкат Мирзиёев призвал участников Организации присоединиться к документу о развитии транспортного коридора «Узбекистан–Туркменистан–Иран–Турция», оптимизации взаимных тарифов и сборов, принятому 2 ноября т.г. в Ташкенте. 

Особое внимание также уделено вопросам практического взаимодействия в цифровизации транспортных и транзитных процедур. Подчёркнуто, что Узбекистан осуществил с Азербайджаном и Турцией перевод в электронный формат данных о грузоперевозках. 

В целях широкого внедрения и эффективной координации таких современных систем Шавкат Мирзиёев предложил открыть в городе Ташкенте Цифровой транспортный и таможенный офис Организации.

Следует отметить, что Узбекистан вносит весомый вклад в повышение эффективности деятельности ОЭС и укрепление его международного авторитета. Это стало возможным благодаря углублению взаимного доверия, взаимопонимания и тесных партнёрских связей со всеми странами-участницами Организации, совпадению стратегических интересов, а также активизации экономической и промышленной кооперации. 

В данном контексте Ташкент рассматривает ОЭС в качестве важной интеграционной региональной структуры для расширения транспортно-логистических связей. Инициативы Главы Узбекистана по построению устойчивой взаимосвязанности на пространстве этой международной структуры создают условия для реализации инфраструктурных и транспортно-коммуникационных проектов.

Все это даёт странам ОЭС уникальный шанс объединить транспортно-транзитную систему в единую сеть. Сотрудничество в этом направлении не должно оставаться в пределах Организации, а наоборот нужен инклюзивный формат партнёрства с возможностями вовлечения всех заинтересованных в сотрудничестве стран. 

 

В свете реконфигурации глобальных цепочек поставок, вопросы расширения взаимодействия в транспортной сфере, а также возрождения исторических путей на пространстве ОЭС, простирающихся от Центральной до Южной и Юго-Западной Азии, вновь приобретают особое значение. 

Развитие транзитных и торговых коридоров представляет собой бесценную экономическую возможность для стран регионов. Эти тренды диктуют необходимость конкретизировать продвигаемые государствами ОЭС транспортные проекты и обеспечить в перспективе учёт интересов каждой стороны. 

Ключевая роль Узбекистана в этих процессах заключается в сопряжении ключевых транзитных маршрутов, направленных на совместное экономическое развитие и углубление транспортной взаимосвязанности в регионе. Уникальное географическое положение нашей страны на пересечении международных торговых путей по линии «Запад-Восток» и «Север-Юг» делает сотрудничество в этом направлении перспективным.

В данном контексте, существенным прорывом и результатом совместных усилий стран ОЭС стало принятие Ташкентской декларации, предусматривающей дальнейшее упрощение процессов грузоперевозок между государствами-членами Организации, а также Протокола о развитии мультимодального транспортного коридора «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция» по вопросам организации грузоперевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона до ЕС.

Кроме того, Узбекистан заинтересован в развитии мультимодальных коридоров «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман» («Ашхабадское соглашение») и «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» (ККУ), а также строительстве Трансафганской железнодорожной линии «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар».

Совместная реализация этих проектов позволяет создать благоприятные условия для усиления трансрегиональной торговли, превращения региона ОЭС в международный мультимодальный и трансевразийский транспортный хаб. 

В частности, в рамках «Ашхабадского соглашения» уже начато формирование субрегионального транспортного коридора «Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия», который имеет все возможности стать одним из ключевых логистических узлов для выхода к портам Персидского залива и Индийского океана.

Железная дорога «ККУ» также может стать одним из важных звеньев трансрегиональных транспортных маршрутов, что позволит открыть новые рынки сбыта продукции. Так, после завершения строительства, проект станет кратчайшим путем для перевозки товаров из КНР в Европу и на Ближний Восток через Узбекистан и Кыргызстан, сократив дорогу на 900 км и сэкономив от 7 до 8 дней времени доставки. 

Реализация «Трансафганского коридора» откроет для ОЭС дополнительные преимущества при выходе на южноазиатские рынки, сократит сроки и стоимость транспортировки грузов между государствами Южной Азии и Европы через Центральную Азию. При вводе в строй данного проекта транспортировка товаров из Пакистана в Узбекистан займёт не 35, а 3-5 дней. 

В данном ключе, создание разветвлённой транспортно-коммуникационной инфраструктуры позволит государствам ОЭС охватить существенную долю в международной торговле и ускорить интеграцию национальных производителей, участвующих в сфере глобальной коммерции. 

Построение многовариантной системы мультимодальных транзитных коридоров на территории стран ОЭС простимулирует формирование благоприятных условий для передвижения людей, капитала, товаров и услуг, а также широкого культурно-гуманитарного и научно-технологического обмена. 

При этом государствам-участникам ОЭС важно принять меры по гармонизации модели цифрового развития и их интеграции в транспортную сферу. Это позволит существенно упростить процедуры грузоперевозок, минимизировать участие человеческих ресурсов и сформировать унифицированный цифровой механизм перевозочного процесса на пространстве Организации. 

В целом, инициативы Президента Узбекистана по развитию транспортной инфраструктуры и транзитных коридоров в регионе ОЭС сопрягаются с инициативами в этой сфере в рамках Организации, а также находят поддержку в других странах Евразии. Предложения главы нашего государства отвечают не только интересам Узбекистана, но и всех государств-участников объединения, которые выражают готовность совместно выстраивать прочные механизмы сотрудничества в этом направлении. 

Тесная транспорт-коммуникационная взаимосвязанность на пространстве ОЭС является ключом к экономической диверсификации стран, активизации многосторонних торговых отношений, укреплению стабильности и безопасности в регионе, повышению статуса Организации на мировой арене. 

Сарвар Камолов, 
Главный научный сотрудник ИСМИ 
при Президенте Республики Узбекистан.