В современном мире стало недостаточно добиться чего-либо с военным и экономическим потенциалом страны. Военная техника и финансовое давление уходят на второй планк уступая более современным и эффективным средством убеждение.
Одной из ключевых концепций новой эпохи стало «Мягкая сила»– термин который ввел американский политолог Джозеф Най. Её суть в способности государства добиваться своих целей не через принуждение, а с помощью привлекательности культуры, ценностей и внешней политики. Сегодня именно этот подход всё чаще ложится в основу стратегического планирования и долгосрочных международных инициатив.
За последние годы концепция становится основным подходом внешнеполитической стратегии Узбекистана: страна показывает значительный рост своей международной привлекательности, весомый прогресс в продвижении своей культуры за рубежом.
Это можно увидеть на примере туризма. 2019 году Узбекистан посетили 6 млн. 700 тысяч туристов. Это в пять раз больше по сравнению с 2016 годом. Не смотря на спад в период пандемии, в 2023 году страна снова принял более 6,6 миллионов иностранных гостей, а по итогу 2030 года ожидается выход на уровень 15 миллионов туристов, что свидетельствует о восстановлении и устойчивом росте сектора. Такой бум напрямую конвертируется в экономическую выгоду. Вклад этого сектора в ВВП страны вырос с примерно 1,8 в 2016 году до более чем 3,5 процентов, создавая сотни рабочих мест в сфере услуг, ремесленничество и транспорте.
Что делает страну стол привлекательной?
Основой притягательности Узбекистана является его богатая история наибольшее значение играет наследие Великого Шелкового пути, которое страна не проста сохраняет, а активно презентует и интегрирует в современный контекст. Включение исторических центров Самарканда, Бухары, Хивы и Шахрисабза в список Всемирного наследия ЮНЕСКО служит глобальным знаком качество для ценителей истории. Масштабные события превращают Узбекистан в международную площадку: Самарканд закрепляет статус дипломатической столицы страны, принимая саммиты ШОС, ОИС и «Центральная Азия и ЕС». Регулярные фестивали, Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» или Международный фестиваль искусство бахши, оживляют древние традиции и освещают их как часть мировой культуры. А столице страны Ташкент приняла в 2024 году 2000 делегатов из 190 стран и свыше 25 международных и межпарламентских организацией в 150-м юбилее Ассамблее МПС. Кроме этого в городе была проведена Международная конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность: вызовы и возможности, Ташкентская климатическая конференция ПРООН и Конгрессы тюркоязычных стран, демонстрируя способность Узбекистана быть мостом цивилизациями и экономиками.
Понимая, что мягкая сила-долгосрочная инвестиция, Узбекистан активно развивает культурную и образовательную дипломатию. Проживающие в дружбе и согласии представители более 130 наций и народностей имеют возможность получать образование на родном языке, развивать свои традиции. Программы и передачи выходят в эфир на 7 братских языках, газеты и журналы издаются более чем на 10 языках, что также является практическим примером прочно утвержденной на нашей Родине атмосферы межнационального согласия, дружбы и толерантности. А за рубежом с помощью нашего павильона «Сад знаний» в Японии которая вошла в число 10 самых заметных объектов Всемирной выставки «Expo-2025 Osakа», Узбекистан продвигает свою культуру.
Количество узбекских студентов, обучающихся за рубежом, достигло 150 тысяч человек. Это ставит Узбекистан на третье место в мире по числу студентов, обучающихся за границей, уступая только Китаю и Индии. Такая тенденция способствует формированию сети «неформальных послов» – молодых людей, которые активно представляют современное и открытое государство на международной арене. Они принимают участие в конференциях, форумах и различных международных мероприятиях, продвигая интересы страны и укрепляя её имидж. Одновременно в республике растёт количество иностранных студентов благодаря программам обмена и внедрению англоязычных образовательных программ. Университеты страны заключают соглашения с зарубежными вузами, что позволяет студентам и преподавателям обмениваться опытом и знаниями. Англоязычные программы обучения делают наши вузы более привлекательными для иностранных абитуриентов. Кроме того, создаются комфортные условия для студентов из-за рубежа – от стипендий до доступного жилья и культурных мероприятий, что способствует их успешной адаптации и учебе.
Узбекистан использует кинематографию как важный канал культурной дипломатии. За последние годы фильмы узбекских режиссеров стали не только лауреатами престижных премий, но и способствовали росту интереса к стране, ее истории и культуре. Примеров успешного выхода на международную арену стал фильм «Meros» (Наследие), который получил признания в мировых фестивалях: премия «Best Dramatic film» на «Muslim Film Festival» и «Golden Fox» в Австралии, а также награды в Индии («Golden Horse») и Пакистане («The Gandhra Independent Film Festival»). Эта картина стала одним из культурных символов новой волны узбекского кино – качественного и ориентированного на глобальную аудиторию. Особое внимание заслуживает драма «Горячая лепешка», которая стала первой узбекской заявкой на премию «Оскар» в категории «Лучший международный фильм». Это событие обозначило прорыв в международной дистрибуции национального кинематографа. Существенный вклад в продвижение культурного образа страны вносит и режиссер Саодат Исмаилова, чьи работы регулярно представлены на Венецианском Биеннале, Берлинском кинофестивале, в таких институциях как «Centre Pompidou» (Франция), «Pirelli Hangar Bicocca» (Италия). Ее фильмы и видеоинсталляции, вдохновленные узбекской мифологией и визуальной традицией, трансируют сложный и многосложный образ современного Узбекситана.
Динамика туристического потока, масштаб культурных инициатив, растущая сеть образовательных, культурных связей и киноиндустрии – все это неопровержимее доказательство превращение мягкой силы Узбекистана в работающий инструмент государственной политики. Страна мастерски использует уникальное наследие Шёлково пути как фундамент для строительства современного, открытого и привлекательного образа, демонстрируя себя не только хранителем древни сокровищ, но и активным участником глобального диалога и надежным партнером.
Гайрат Хонназаров, УзА