Важнейшим направлением политики реформ Президента Ш.Мирзиёева является защита прав и свобод человека. В этом контексте обеспечение в обществе свободы вероисповедания явилось одной из ключевых задач взятого Узбекистаном нового политического курса.
Усилилось внимание вопросам обеспечения межконфессионального согласия в обществе и удовлетворения духовных потребностей населения. Все эти задачи нашли свое отражение в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах.
Реформы в сфере религии не заставили себя долго ждать. В первую очередь были предприняты меры по расширению межконфессионального диалога в стране. В 2018 г. для обсуждения текущих религиозно-социальных процессов в стране и выработки рекомендаций утвержден новый состав Совета по делам конфессий при Комитете по делам религий, представляющий все религиозные конфессии, зарегистрированные в Узбекистане.
За короткий период были созданы благоприятные организационно-правовые условия для реализации конституционного права на свободу вероисповедания. К примеру, существенно упрощен процесс регистрации религиозных организаций, а также отменена их ежеквартальная отчетность.
Одновременно были усилены правовые гарантии свободы деятельности религиозных организаций. Так, принятие решения
о прекращении деятельности религиозной организации переданы
в полномочия судебных органов. Ранее эти полномочия оставались
за Министерством юстиции.
Верующая часть населения быстро ощутила результаты реформ, нацеленных на поддержку духовных потребностей. В 2017 году годовая квота на совершение хаджа увеличилась с 5200 до 7200 чел. В октябре 2018 года были сняты квотные ограничения на совершение умры гражданами Узбекистана. До этого желающие совершить умру вставали в очереди и ждали длительное время возможности совершить малое паломничество.
Коренным образом изменились методы и подходы к противодействию угрозам религиозного экстремизма и радикализации взглядов молодого поколения. Сегодня основными направлениями в данной сфере выступают контр-пропагандистская работа и профилактические меры. Формирование в нашем обществе конструктивного религиозно-нравственного фона обеспечивается путем активной просветительской работы с населением, особенно молодёжью, создания необходимых условий для получения качественного образования, в т.ч. религиозного.
Продвижение и доведение до населения гуманистических идей исламской религии через образовательный процесс становится в последние годы важной составляющей государственной политики. Сегодня существенно расширяются возможности подготовки специалистов-религиоведов. В частности, была сформирована пятиступенчатая система исламского образования, включающая в себя среднее, высшее исламское образование, магистратуру, первичную докторантуру (PhD) и докторантуру (PostDoc). Сегодня в стране ведут свою деятельность 3 высших и 10 средне-специальных исламских учебных заведений.
В 2018 году на базе Ташкентского исламского университета была создана Международная исламская академия Узбекистана. Одной из основных задач Академии является подготовка специалистов по академическому исламоведению.
Наряду с этим, в 2018 году были учреждены научные школы «калома», «хадиса», «акиды», «фикха» и «тасаввуфа», где по методу «устоз-шогирд» преподаются основы мусульманского права литературы и философии. Посетители школ могут выбрать подходящее им направление обучения и глубоко изучить его с помощью индивидуально закрепленного преподавателя (устоза).
Одновременно увеличивается число научно-исследовательских центров, проводящих исследования в области культурно-цивилизационного наследия и религиозно-философского значения исламской религии. В качестве примера можно привести Международные научно-исследовательские центры имени Имама Бухари, Имама Термизи, Имама Матуруди, также Центр исламской цивилизации. Основной задачей этих центров является глубокое научное исследование религии ислам и распространение её истинной сути и ценностей. Указанные центры также служат повышению результативности работ по обеспечению религиозных учреждений кадрами высокой научной квалификации.
Говоря о госполитике в сфере религии, нельзя также не отметить усилия государства по налаживанию конструктивного сотрудничества с международными организациями и институтами в области обеспечения свободы вероисповедания.
В частности, в 2017 году впервые состоялся визит Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросам свободы религии или убеждений Ахмада Шахида в Узбекистан. Для выполнения рекомендаций докладчика, Олий Мажлис Республики Узбекистан утвердил специальную «Дорожную карту».
Новая политика Узбекистана в сфере религии находит свое отражение на высоком международном уровне. В частности, поддержку получила инициатива Президента Ш.Мирзиёева по принятию специальной Резолюции ООН «Просвещение и религиозная толерантность», озвученная в 2017 году на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций. В декабре 2018 года
все государства-члены ООН одобрили эту инициативу и приняли данный документ.
В свою очередь проводимые реформы по либерализации религиозной политики получают широкое признание в мире.
В частности, в декабре 2020 года Госдепартамент США вывел Узбекистан из списка стран-нарушителей религиозных свобод, признав тем самым значительный прогресс Республики Узбекистан в сфере обеспечения свободы вероисповедания.
Не менее значимым событием стало избрание Узбекистана членом Совета ООН по правам человека на трехлетний срок – 2021-2023 годы. На этих выборах Узбекистан получил наибольшее количество голосов – за нашу страну проголосовали 169 из 193 государств-членов ООН
В целом, начатые преобразования в сфере религии направлены,
в первую очередь, на создание условий для свободного вероисповедания, защиту прав и интересов верующих. Можно ожидать, что новая религиозная политика государства будет укреплять доверие граждан к проводимым реформам и усилит в обществе чувство неприятия деструктивных идеологий.
Абдувахоб Умаров
Ведущий научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных
исследований при Президенте
Республики Узбекистан