30 ноября т.г. состоялась онлайн-конференция на тему: «Новая политическая реальность в Афганистане: перспективы сотрудничества между Узбекистаном и Японией».

Выступая на мероприятии, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований, Акрамжон Неъматов отметил, что Узбекистан, как ближайший сосед, выступает против изоляции Афганистана. Бойкот талибов в 1990-е годы не оправдал себя.

Напротив, по словам представителя ИСМИ, это контрпродуктивно и приведет к усугублению социально-экономической ситуации, кризису государственности, расползанию хаоса по всей стране, в конечном итоге к новому витку затяжной гражданской войны. Все это ляжет тяжелым беремен на плечи простого афганского народа.

Это чревато также потоком беженцев, перетеканием террористических и экстремистских вызовов на соседние государства, превращением Афганистана в источник перманентных угроз для международного сообщества.

Как считает эксперт, опыт предыдущих лет и складывающаяся обстановка требуют поддержания конструктивного диалога с новыми властями Афганистана с целью формирования условий, способных трансформировать новое правительство в ответственную легитимную политическую силу, стремящуюся жить в мире и согласии с соседями и международным сообществом.

Отмечалось, что такой формат взаимодействия позволяет наиболее эффективно содействовать межафганскому примирению и продвигать необходимость широкого представительства всех слоёв афганского общества в политическом процессе, а также способствовать обеспечению фундаментальных прав человека, прежде всего женщин и национальных меньшинств, как важных условий достижения общенационального согласия, восстановления государственности и прочного мира в стране.

Кроме того, благодаря прагматичному диалогу повышается готовность новых властей пресекать использование территории Афганистана для подрывных действий против сопредельных государств. Об этом свидетельствуют неоднократные заявления нового руководства о «твёрдых и конкретных гарантиях» недопущения возникновения угроз странам региона и опасности международному сообществу со стороны Афганистана.

Более того, диалог с новым правительством позволяет расширять масштабы гуманитарной помощи со стороны международного сообщества, направляемой на нужды уязвимых слоев населения, прежде всего женщин и детей.

С учетом изложенного, по мнению А.Неъматова, целесообразно проводить конструктивную и консолидированную политику в отношении Афганистана, мобилизовать усилия международного сообщества по оказанию содействия афганскому народу в преодолении гуманитарного кризиса.

Важно разморозить международные активы Афганистана, которые будут использованы для социальных нужд, в частности, на выплаты заработной платы учителей, врачей, представителей социальных сфер, а также неимущим гражданам страны.

Узбекистан одним из первых направил афганскому народу гуманитарную помощь. 25 вагонов медикаментов, продуктов питания, одежды были распределены среди нуждающихся слоев населения, прежде всего в северных провинциях страны. Кроме того, в Термезе начал функционировать главный логистический центр ООН для оказания помощи Афганистану. Начата также работа по реконструкции аэропорта в Мазари-Шарифе, который должен стать важным звеном в доставке и распределении гуманитарных грузов. Сегодня наша страна продолжает покрывать более 50% импорта электроэнергии Афганистана, благодаря чему там функционируют социальные объекты, и, несмотря на сложную ситуацию, обеспечивает функционирование узбекско-афганского транспортного узла, через который транзитом идет около 50% афганского импорта – продовольствия, медикаментов и нефтепродуктов.

Это в некоторой степени снимает остроту социально-экономического, гуманитарного кризиса, но не является достаточным для долгосрочной стабилизации ситуации в соседней стране.

В этой связи, как подчеркнул эксперт, «необходимо разработать долгосрочную постконфликтную стратегию в отношении Афганистана, которая создаст необходимые предпосылки для становления Афганистана в качестве мирной, стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войн и наркотиков».

При этом приоритетом должны стать более активное вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические связи, реализация крупных инфраструктурных и социально значимых проектов в этой стране, прежде всего в сферах торговли, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и здравоохранения. Они создадут дополнительные рабочие места, альтернативные источники заработка для населения и, как следствие, способствуют искоренению социальной подоплёки конфликта.

«В целом, стабилизация обстановки в Афганистане создаст очень важный прецедент по координации международных усилий в решении региональных проблем безопасности и развития», -заключил Акрамжон Неъматов.

Мероприятие организовано Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан совместно с японским Институтом международных отношений при поддержке посольства Узбекистана в Японии. В нем приняли участие эксперты ведущих японских «мозговых» центров, в частности Фонда мира Сасакавы, Института по изучению Ближнего Востока, Университета Софии.

Узбекская сторона была представлена руководителями и научными сотрудниками ИСМИ, МИЦА, ИАЦМО.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Узбекистан одним из первых направил афганскому народу гуманитарную помощь

30 ноября т.г. состоялась онлайн-конференция на тему: «Новая политическая реальность в Афганистане: перспективы сотрудничества между Узбекистаном и Японией».

Выступая на мероприятии, первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований, Акрамжон Неъматов отметил, что Узбекистан, как ближайший сосед, выступает против изоляции Афганистана. Бойкот талибов в 1990-е годы не оправдал себя.

Напротив, по словам представителя ИСМИ, это контрпродуктивно и приведет к усугублению социально-экономической ситуации, кризису государственности, расползанию хаоса по всей стране, в конечном итоге к новому витку затяжной гражданской войны. Все это ляжет тяжелым беремен на плечи простого афганского народа.

Это чревато также потоком беженцев, перетеканием террористических и экстремистских вызовов на соседние государства, превращением Афганистана в источник перманентных угроз для международного сообщества.

Как считает эксперт, опыт предыдущих лет и складывающаяся обстановка требуют поддержания конструктивного диалога с новыми властями Афганистана с целью формирования условий, способных трансформировать новое правительство в ответственную легитимную политическую силу, стремящуюся жить в мире и согласии с соседями и международным сообществом.

Отмечалось, что такой формат взаимодействия позволяет наиболее эффективно содействовать межафганскому примирению и продвигать необходимость широкого представительства всех слоёв афганского общества в политическом процессе, а также способствовать обеспечению фундаментальных прав человека, прежде всего женщин и национальных меньшинств, как важных условий достижения общенационального согласия, восстановления государственности и прочного мира в стране.

Кроме того, благодаря прагматичному диалогу повышается готовность новых властей пресекать использование территории Афганистана для подрывных действий против сопредельных государств. Об этом свидетельствуют неоднократные заявления нового руководства о «твёрдых и конкретных гарантиях» недопущения возникновения угроз странам региона и опасности международному сообществу со стороны Афганистана.

Более того, диалог с новым правительством позволяет расширять масштабы гуманитарной помощи со стороны международного сообщества, направляемой на нужды уязвимых слоев населения, прежде всего женщин и детей.

С учетом изложенного, по мнению А.Неъматова, целесообразно проводить конструктивную и консолидированную политику в отношении Афганистана, мобилизовать усилия международного сообщества по оказанию содействия афганскому народу в преодолении гуманитарного кризиса.

Важно разморозить международные активы Афганистана, которые будут использованы для социальных нужд, в частности, на выплаты заработной платы учителей, врачей, представителей социальных сфер, а также неимущим гражданам страны.

Узбекистан одним из первых направил афганскому народу гуманитарную помощь. 25 вагонов медикаментов, продуктов питания, одежды были распределены среди нуждающихся слоев населения, прежде всего в северных провинциях страны. Кроме того, в Термезе начал функционировать главный логистический центр ООН для оказания помощи Афганистану. Начата также работа по реконструкции аэропорта в Мазари-Шарифе, который должен стать важным звеном в доставке и распределении гуманитарных грузов. Сегодня наша страна продолжает покрывать более 50% импорта электроэнергии Афганистана, благодаря чему там функционируют социальные объекты, и, несмотря на сложную ситуацию, обеспечивает функционирование узбекско-афганского транспортного узла, через который транзитом идет около 50% афганского импорта – продовольствия, медикаментов и нефтепродуктов.

Это в некоторой степени снимает остроту социально-экономического, гуманитарного кризиса, но не является достаточным для долгосрочной стабилизации ситуации в соседней стране.

В этой связи, как подчеркнул эксперт, «необходимо разработать долгосрочную постконфликтную стратегию в отношении Афганистана, которая создаст необходимые предпосылки для становления Афганистана в качестве мирной, стабильной и процветающей страны, свободной от терроризма, войн и наркотиков».

При этом приоритетом должны стать более активное вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические связи, реализация крупных инфраструктурных и социально значимых проектов в этой стране, прежде всего в сферах торговли, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и здравоохранения. Они создадут дополнительные рабочие места, альтернативные источники заработка для населения и, как следствие, способствуют искоренению социальной подоплёки конфликта.

«В целом, стабилизация обстановки в Афганистане создаст очень важный прецедент по координации международных усилий в решении региональных проблем безопасности и развития», -заключил Акрамжон Неъматов.

Мероприятие организовано Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан совместно с японским Институтом международных отношений при поддержке посольства Узбекистана в Японии. В нем приняли участие эксперты ведущих японских «мозговых» центров, в частности Фонда мира Сасакавы, Института по изучению Ближнего Востока, Университета Софии.

Узбекская сторона была представлена руководителями и научными сотрудниками ИСМИ, МИЦА, ИАЦМО.