В современном мире международные отношения играют ключевую роль в формировании связей между государствами. Относительно взаимоотношения между Узбекистаном и Китаем имеют древние корни. Оба народа имеют богатое культурное наследие, их связи уходят в глубокую историю.
Стоит отметить роль торговых маршрутов, таких как Великий шелковый путь, которые соединяли наши регионы. Этот путь символизировал мир, сотрудничество и открытость между Востоком и Западом. С тех пор Узбекистан и Китай продолжают делиться дружбой и богатством своих культур.
Дипломатические отношения между Узбекистаном и Китаем были установлены в 1992 году, когда Китай признал независимость Узбекистана. С тех пор обе страны развивают партнерство. Важными этапами стали подписание различных соглашений, включая Соглашение о стратегическом партнерстве в 2012 году.
Китай является важным торговым партнером Узбекистана. Обе страны активно развивают сотрудничество в сфере торговли и инвестиций. Проекты включают строительство железных дорог, энергетические объекты и другие инфраструктурные инициативы в рамках «Экономического пояса Шелкового пути», а также «Один пояс, один путь». Китай является главным торговым партнером нашей страны с оборотом $8,3 млрд.
Между Узбекистаном и Китаем принята совместная Программа развития стратегического партнёрства на 2023-2027 годы, подписанная главами государств. Документ предусматривает укрепление тесного сотрудничества.
Маршруты сотрудничества наших стран существуют уже более двух тысячелетий, обеспечивая обмен товарами, культурой и знаниями. Известные китайские династии, такие как Сихань, Тан и Мин, имели контакты с территорией современного Узбекистана.
История подтверждает о том, что в раннем Средневековье, империи поддерживали связи. Китай активно развивал дипломатические отношения с Эфталийским государством, контролировавшим ключевые торговые пути ведущие в Иран и Византию. Времена династии Мин связаны с активным сотрудничеством и стремительным расширением правления Амира Тимура, который поддерживал тесные торгово-экономические отношения с Китаем.
Несмотря на разные культурные и исторические традиции, эти две народы находят сходства и общие интересы, что содействует развитию партнёрства. Одной из основ сближения являются тюркские языки, а узбекский и китайский имеют некоторые общие лингвистические элементы. Тюркские языки богаты на элементы, заимствованные из китайского языка, но на данный момент мы знаем о них не так уж и много. Интересно, что среди тюркских языков наиболее подробно исследовано влияние китайского на уйгурский, вероятно, потому что уйгуры проживают в северо-западной части КНР и его ближайших окрестностях.
Кроме того, ученые отмечают заметное воздействие китайского языка на восточно-тюркские языки, такие как алтайский, хакасский, тувинский, якутский и другие. В этих языках, помимо древних общетюркских элементов, можно найти множество уникальных заимствований из китайского.
С давних времен страны взаимодействовали благодаря древним торговым путям, эти маршруты способствовали обмену товарами, культурой и знаниями между обоими регионами на протяжении более двух тысячелетий.
К примеру: традиционные сходства в культуре Китая, встреча гостей называлась чайным этикетом «чали», официальные деловые встречи, на которых обсуждались серьёзные вопросы – чайными собраниями «чахуэй». К V веку в Китае чай стал настолько популярным, что при бракосочетании стал важной частью приданого. Церемония отправления женихом чая невесте называлась «сяча», а церемония принятия невестой такого ценного подарка – «шоуча».
Что же касается узбекского чаепития, то его невозможно назвать традицией. Это скорее неотъемлемая часть жизни узбекского народа или даже каждого человека, родившегося и проживающего на Востоке, независимо от национальности. Церемония чаепития играет значительную роль в узбекской культуре, и каждый уважающий себя узбек заботится о том, чтобы его гость ощутил теплоту приема.
Исторически, перед подачей горячего чая, проводится особый ритуал, известный как "кайтариш," что переводится с узбекского как «репетиция» или «возвращение». Человек, наливающий чай, берет небольшое количество чая и возвращает его обратно в чайник, предварительно открыв крышку. Этот процесс повторяется три раза. Цель – обеспечить более полное заваривание чая и тем самым позволить лепесткам полностью раскрыть свой аромат. После этого чай можно подавать. Важно учесть, что пиала, в которой проводился «кайтариш», обычно остается у того, кто наливает чай, так как она уже прогрелась от горячего чая. Этот обряд, хоть и может показаться необычным, имеет глубокое значение, символизируя уважение и чистые отношения между хозяевами и гостем, а также обогащая насыщенность аромата чая.
Хочется особо отметить сотрудничества между странами в области образования. Молодёжь Узбекистана проявляет интерес к изучению китайского языка, а китайцы также изучают узбекский язык. Это способствует обмену знаний и культурным связям. К примеру Институты имени Конфуция, созданные при Ташкентском государственном университете востоковедения и Самаркандском государственном институте иностранных языков, стали ключевыми центрами изучения китайской культуры и языка.
В то же время, в Китае проявляется интерес к изучению узбекского языка, и он успешно преподается в таких учебных заведениях, как Центральный университет национальностей и Пекинский университет иностранных языков, Шанхайский университет международных исследований, одно из престижных учебных заведений Китая, имеет специализированную кафедру узбекского языка. Этот интерес отражается в растущем числе студентов из Китая, обучающихся в университетах Узбекистана, что способствует обмену знаний и культурным связям между двумя странами.
Мы намерены продолжать сотрудничество в таких областях, как торговля, инвестиция, инновация и сельское хозяйство. Однако, конкуренция в регионе, сохранение суверенитета, инфраструктурные сложности и балансирование интересов могут стать вызовами. Для достижения успеха в сотрудничестве, необходимо тщательное планирование и дипломатические усилия с обеих сторон.
Партнёрство между Узбекистаном и Китаем является живым примером того, как разнообразные культурные и языковые традиции могут способствовать развитию важных международных отношений.
Абдуазиз Хидиров, УзА.