Узбекистан, твердо став на путь построения демократического правового государства и сильного гражданского общества, провозгласил обеспечение прав и законных интересов человека высшим приоритетом в процессе общественного развития, государственного строительства, а также в реализации внутренней и внешней политики.
В ходе масштабных реформ, направленных на формирование Нового Узбекистана и закладку фундамента Третьего Ренессанса, ключевое значение приобрел принцип «Во имя человеческого достоинства», который стал определяющим в выстраивании государственной политики в сфере поддержки, защиты и соблюдения прав человека.
Как подчеркнуто в постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 июля текущего года «О подготовке и проведении празднования тридцать четвертой годовщины государственной независимости Республики Узбекистан»: независимость, воплотившая в себе все политико-правовые гарантии, служит прочной опорой в реализации Стратегии «Узбекистан-2030», укреплении в обществе атмосферы мира, дружбы и согласия, обеспечении прав и интересов, чести и достоинства человека, дальнейшем развитии добрососедских связей в регионе, активном сотрудничестве со странами мира, повышении авторитета нашей Родины в международном масштабе.
В эпоху глобальных перемен, геополитической нестабильности и нарастающих вызовов, с которыми сталкиваются современные государства, особое значение приобретают такие универсальные ценности, как законность, верховенство права и уважение прав человека. Именно они становятся краеугольным камнем стабильности, внутренней консолидации общества и устойчивого развития.
История неоднократно доказывала: государства, пренебрегающие правами граждан и принципами правопорядка, рано или поздно сталкиваются с глубокими социальными кризисами. Напротив, те, кто последовательно строит свою систему управления на основе закона и справедливости, обеспечивают мир, общественное доверие и экономический рост.
Республика Узбекистан, вступившая в фазу глубокой трансформации, последовательно выстраивает модель правового, демократического и социально ориентированного государства. В этом процессе конституционные реформы 2023 года стали не просто обновлением нормативной базы, а выражением нового общественного договора, отражающего чаяния граждан и соответствующего вызовам времени.
Закон – гарантия стабильности и развития. Право и законность являются краеугольным камнем устойчивого развития любого демократического общества. Система права не только регулирует общественные отношения, но и служит основой для обеспечения правопорядка, справедливости, равенства перед законом, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. Без действенного законодательства невозможно формирование устойчивых институтов государства и построение правового общества.
В Республике Узбекистан ведется последовательная работа по совершенствованию правовой системы, укреплению верховенства закона и обеспечению принципов правовой определенности, юридической прозрачности, равенства сторон перед законом, а также неотвратимости юридической ответственности за правонарушения.
Принятая на всенародном референдуме в 2023 году новая редакция Конституции утвердила ключевой правовой и гуманистический принцип «Человек – высшая ценность». Это означает, что вся деятельность государственных органов, их должностных лиц, а также содержание и применение законодательства должны быть ориентированы на защиту прав, свобод и законных интересов личности.
Данный принцип трансформирует само понимание роли государства: от доминирующего субъекта – к правовому посреднику, обязанному обеспечивать баланс между интересами общества и личности. В юридическом контексте это выражается в необходимости строгого соблюдения международных стандартов в сфере прав человека, недопущении произвольного ограничения прав и свобод, а также в обеспечении доступности правосудия и эффективности правовой защиты.
Таким образом, закон в Узбекистане не только регулирует общественные отношения, но и служит гарантией стабильности, справедливости и устойчивого развития, формируя правовую культуру, основанную на уважении к человеческому достоинству и верховенству закона.
Конституционные изменения стали не только отражением новых общественно-политических и социально-экономических приоритетов, но и серьезным шагом в направлении построения правового, демократического и справедливого государства. Основные положения реформ закрепили фундаментальные принципы, соответствующие международным стандартам в области конституционного права.
Права человека – основа доверия и мира. Конституционно утвержденный приоритет человека как высшей ценности отражает стратегическую установку государства на построение правового, гуманного и инклюзивного общества, где достоинство личности, верховенство закона, свобода и справедливость становятся фундаментом государственного управления.
На первый план выходит человек как носитель суверенных прав и свобод, субъект публичной власти и объект государственной защиты. Именно в этом заключается практическая реализация конституционного принципа
«Во имя чести и достоинства человека», закрепленного в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы. Этот принцип имеет не декларативное, а обязательное юридическое значение, отражая необходимость соответствия всей системы публичного управления стандартам международного права в области прав человека.
В современном мире, где усиливаются вызовы радикализма, дискриминации, ксенофобии и насилия, именно обеспечение прав человека приобретает не только внутреннее, но и глобальное значение. Система прав человека становится щитом, охраняющим общество от политической нестабильности и социальной напряженности.
На сегодняшний день в Узбекистане выстроена целостная правовая архитектура, охватывающая весь спектр прав человека – от личных и политических до экономических, социальных и культурных. Эта система отражает приверженность государства идеалам гуманизма, верховенства закона и справедливости.
Страна активно интегрируется в международное правовое пространство, последовательно расширяя свое участие в глобальной системе защиты прав человека. Республика присоединилась более чем к 80 основополагающим международным документам в этой сфере, включая 11 ключевых конвенций Организации Объединенных Наций. Это не просто формальный шаг – это убедительное свидетельство политической воли обеспечить соответствие национального законодательства самым высоким международным стандартам в области прав и свобод личности.
Осознавая важность международных обязательств, Узбекистан активно внедряет универсальные нормы и стандарты прав человека в национальную правовую систему. В частности, страна является участником таких фундаментальных международных договоров, как:
• Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП);
• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW);
• Конвенция о правах ребенка (CRC).
Присоединение к этим и другим международным соглашениям служит прочной основой для формирования справедливой, гуманной и правовой государственности в Узбекистане, где права человека провозглашены безусловной ценностью и высшим приоритетом государственной политики.
На этой основе Узбекистан проводит гуманизацию уголовного и административного законодательства, включая декриминализацию отдельных деяний, сокращение применения лишения свободы, развитие альтернативных мер наказания, а также расширение механизмов правовой защиты обвиняемых, подозреваемых и осужденных.
Следует также отметить, что конституционное закрепление вопросов правосознания и правовой культуры реализовано в статье 56 Конституции Республики Узбекистан. В ней прямо указано, что национальные институты по правам человека дополняют существующие механизмы защиты прав и свобод, содействуют развитию гражданского общества и повышению правовой культуры.
К числу таких институтов относятся Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Уполномоченный по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Их деятельность организована с учетом международных стандартов в области прав человека, направлена на обеспечение доступности правовой помощи и защиту прав граждан.
Все эти институты действуют на основе международных обязательств Узбекистана, в том числе в рамках ООН, ОБСЕ, и являются важнейшим элементом инфраструктуры защиты прав человека. При их содействии обеспечивается доступность правовой помощи, оперативного реагирования на нарушения прав, повышения правовой культуры и гражданской ответственности населения, создания каналов обратной связи между гражданами и государством.
Эффективность этих институтов возрастает в условиях, когда общество воспринимает право не как формальный свод норм, а как живой механизм обеспечения справедливости и равенства. Именно поэтому развитие правосознания и правовой культуры – неотъемлемое условие становления подлинного правового государства.
Закон и порядок – платформа для устойчивого будущего. Правопорядок и верховенство закона являются основополагающими принципами устойчивого развития демократического государства. Сильное и эффективное государство невозможно без высокого уровня доверия со стороны граждан к правовой системе, институтам правосудия и механизмам защиты прав. В Республике Узбекистан в последние годы предпринимаются системные шаги по укреплению правопорядка и обеспечению справедливости, направленные на построение правового государства и формирование зрелого гражданского общества. Эти ценности становятся реальностью благодаря усилению антикоррупционной политики, цифровизации правосудия и госуслуг, поддержке инициатив гражданского общества, воспитанию правовой культуры с раннего возраста.
Таким образом в Республике Узбекистан формируется устойчивая и сбалансированная правовая архитектура, ориентированная на принципы верховенства закона, открытости, ответственности и справедливости. Укрепление правопорядка, институционализация антикоррупционных механизмов, цифровизация государственного управления и правосудия, развитие институтов гражданского общества и правовое просвещение – это не изолированные реформы, а элементы единой стратегии формирования современного правового государства.
Роль Конституционного суда: гарант Основного закона. Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Когда речь заходит о конституционном правосудии, прежде всего следует особо отметить, что 27 апреля 2021 года в нашей стране был принят Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан», нацеленный на повышение эффективности и авторитета, укрепление независимости Конституционного суда путем расширения его полномочий и дальнейшей демократизации порядка его формирования.
Конституционный суд Республики Узбекистан играет ключевую роль в реализации и защите конституционных принципов. В результате реформ его значение значительно возросло.
Во-первых, Конституционный суд обеспечивает соблюдение принципа верховенства Конституции над всеми другими нормативными актами. Он рассматривает дела о соответствии законов и правовых норм Конституции, предотвращая их противоречие Основному закону.
Во-вторых, обеспечивает устойчивость государственного устройства, разрешая споры о полномочиях между ветвями власти, осуществляя предварительный контроль над законами, вносимыми на референдум, и давая заключения по инициативам, касающимся изменения Конституции.
В-третьих, активно участвует в правовом просвещении населения, публикации решений, аналитике и консультировании государственных органов по вопросам конституционного права, тем самым способствуя укреплению правового государства.
В-четвертых, важнейшим нововведением стало предоставление права гражданам и юридическим лицам напрямую обращаться в Конституционный суд с жалобами на нарушение их конституционных прав. Это усилило механизм индивидуальной правовой защиты и сделало суд доступным инструментом восстановления справедливости.
В условиях стремительных политических и социальных изменений только государства, опирающиеся на закон, справедливость и уважение к правам человека, способны обеспечить устойчивость, сохранить общественное согласие и двигаться вперед. Узбекистан твердо следует этим универсальным принципам не просто декларируя, а системно внедряя их в политико-правовую практику.
Новый Узбекистан начинается с новой правовой культуры, где каждый гражданин защищен законом, а каждое государственное решение основано на справедливости. Именно в этом – прочный фундамент мира, устойчивости и прогрессивного развития, которого заслуживает народ страны.
Саидбек АЗИМОВ,
эксперт Конституционного суда Республики Узбекистан.
УзА