Узбекистан, твердо став на путь построения демократического правового государства и сильного гражданского общества, провозгласил обеспечение прав и законных интересов человека высшим приоритетом в процессе общественного развития, государственного строительства, а также в реализации внутренней и внешней политики.

В ходе масштабных реформ, направленных на формирование Нового Узбекистана и закладку фундамента Третьего Ренессанса, ключевое значение приобрел принцип «Во имя человеческого достоинства», который стал определяющим в выстраивании государственной политики в сфере поддержки, защиты и соблюдения прав человека.

Как подчеркнуто в постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 июля текущего года «О подготовке и проведении празднования тридцать четвертой годовщины государственной независимости Республики Узбекистан»: независимость, воплотившая в себе все политико-правовые гарантии, служит прочной опорой в реализации Стратегии «Узбекистан-2030», укреплении в обществе атмосферы мира, дружбы и согласия, обеспечении прав и интересов, чести и достоинства человека, дальнейшем развитии добрососедских связей в регионе, активном сотрудничестве со странами мира, повышении авторитета нашей Родины в международном масштабе.

В эпоху глобальных перемен, геополитической нестабильности и нарастающих вызовов, с которыми сталкиваются современные государства, особое значение приобретают такие универсальные ценности, как законность, верховенство права и уважение прав человека. Именно они становятся краеугольным камнем стабильности, внутренней консолидации общества и устойчивого развития.

История неоднократно доказывала: государства, пренебрегающие правами граждан и принципами правопорядка, рано или поздно сталкиваются с глубокими социальными кризисами. Напротив, те, кто последовательно строит свою систему управления на основе закона и справедливости, обеспечивают мир, общественное доверие и экономический рост.

Республика Узбекистан, вступившая в фазу глубокой трансформации, последовательно выстраивает модель правового, демократического и социально ориентированного государства. В этом процессе конституционные реформы 2023 года стали не просто обновлением нормативной базы, а выражением нового общественного договора, отражающего чаяния граждан и соответствующего вызовам времени.

Закон – гарантия стабильности и развития. Право и законность являются краеугольным камнем устойчивого развития любого демократического общества. Система права не только регулирует общественные отношения, но и служит основой для обеспечения правопорядка, справедливости, равенства перед законом, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. Без действенного законодательства невозможно формирование устойчивых институтов государства и построение правового общества.

В Республике Узбекистан ведется последовательная работа по совершенствованию правовой системы, укреплению верховенства закона и обеспечению принципов правовой определенности, юридической прозрачности, равенства сторон перед законом, а также неотвратимости юридической ответственности за правонарушения.

Принятая на всенародном референдуме в 2023 году новая редакция Конституции утвердила ключевой правовой и гуманистический принцип «Человек – высшая ценность». Это означает, что вся деятельность государственных органов, их должностных лиц, а также содержание и применение законодательства должны быть ориентированы на защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Данный принцип трансформирует само понимание роли государства: от доминирующего субъекта – к правовому посреднику, обязанному обеспечивать баланс между интересами общества и личности. В юридическом контексте это выражается в необходимости строгого соблюдения международных стандартов в сфере прав человека, недопущении произвольного ограничения прав и свобод, а также в обеспечении доступности правосудия и эффективности правовой защиты.

Таким образом, закон в Узбекистане не только регулирует общественные отношения, но и служит гарантией стабильности, справедливости и устойчивого развития, формируя правовую культуру, основанную на уважении к человеческому достоинству и верховенству закона.

Конституционные изменения стали не только отражением новых общественно-политических и социально-экономических приоритетов, но и серьезным шагом в направлении построения правового, демократического и справедливого государства. Основные положения реформ закрепили фундаментальные принципы, соответствующие международным стандартам в области конституционного права.

Права человека – основа доверия и мира.    Конституционно утвержденный приоритет человека как высшей ценности отражает стратегическую установку государства на построение правового, гуманного и инклюзивного общества, где достоинство личности, верховенство закона, свобода и справедливость становятся фундаментом государственного управления.

На первый план выходит человек как носитель суверенных прав и свобод, субъект публичной власти и объект государственной защиты. Именно в этом заключается практическая реализация конституционного принципа 

«Во имя чести и достоинства человека», закрепленного в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы. Этот принцип имеет не декларативное, а обязательное юридическое значение, отражая необходимость соответствия всей системы публичного управления стандартам международного права в области прав человека.

В современном мире, где усиливаются вызовы радикализма, дискриминации, ксенофобии и насилия, именно обеспечение прав человека приобретает не только внутреннее, но и глобальное значение. Система прав человека становится щитом, охраняющим общество от политической нестабильности и социальной напряженности.

На сегодняшний день в Узбекистане выстроена целостная правовая архитектура, охватывающая весь спектр прав человека – от личных и политических до экономических, социальных и культурных. Эта система отражает приверженность государства идеалам гуманизма, верховенства закона и справедливости.

Страна активно интегрируется в международное правовое пространство, последовательно расширяя свое участие в глобальной системе защиты прав человека. Республика присоединилась более чем к 80 основополагающим международным документам в этой сфере, включая 11 ключевых конвенций Организации Объединенных Наций. Это не просто формальный шаг – это убедительное свидетельство политической воли обеспечить соответствие национального законодательства самым высоким международным стандартам в области прав и свобод личности.

Осознавая важность международных обязательств, Узбекистан активно внедряет универсальные нормы и стандарты прав человека в национальную правовую систему. В частности, страна является участником таких фундаментальных международных договоров, как:

• Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП);

• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW);

• Конвенция о правах ребенка (CRC).

Присоединение к этим и другим международным соглашениям служит прочной основой для формирования справедливой, гуманной и правовой государственности в Узбекистане, где права человека провозглашены безусловной ценностью и высшим приоритетом государственной политики.

На этой основе Узбекистан проводит гуманизацию уголовного и административного законодательства, включая декриминализацию отдельных деяний, сокращение применения лишения свободы, развитие альтернативных мер наказания, а также расширение механизмов правовой защиты обвиняемых, подозреваемых и осужденных.

Следует также отметить, что конституционное закрепление вопросов правосознания и правовой культуры реализовано в статье 56 Конституции Республики Узбекистан. В ней прямо указано, что национальные институты по правам человека дополняют существующие механизмы защиты прав и свобод, содействуют развитию гражданского общества и повышению правовой культуры.

К числу таких институтов относятся Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Уполномоченный по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Их деятельность организована с учетом международных стандартов в области прав человека, направлена на обеспечение доступности правовой помощи и защиту прав граждан.

Все эти институты действуют на основе международных обязательств Узбекистана, в том числе в рамках ООН, ОБСЕ, и являются важнейшим элементом инфраструктуры защиты прав человека. При их содействии обеспечивается доступность правовой помощи, оперативного реагирования на нарушения прав, повышения правовой культуры и гражданской ответственности населения, создания каналов обратной связи между гражданами и государством.

Эффективность этих институтов возрастает в условиях, когда общество воспринимает право не как формальный свод норм, а как живой механизм обеспечения справедливости и равенства. Именно поэтому развитие правосознания и правовой культуры – неотъемлемое условие становления подлинного правового государства.

Закон и порядок – платформа для устойчивого будущего. Правопорядок и верховенство закона являются основополагающими принципами устойчивого развития демократического государства. Сильное и эффективное государство невозможно без высокого уровня доверия со стороны граждан к правовой системе, институтам правосудия и механизмам защиты прав. В Республике Узбекистан в последние годы предпринимаются системные шаги по укреплению правопорядка и обеспечению справедливости, направленные на построение правового государства и формирование зрелого гражданского общества. Эти ценности становятся реальностью благодаря усилению антикоррупционной политики, цифровизации правосудия и госуслуг, поддержке инициатив гражданского общества, воспитанию правовой культуры с раннего возраста.

Таким образом в Республике Узбекистан формируется устойчивая и сбалансированная правовая архитектура, ориентированная на принципы верховенства закона, открытости, ответственности и справедливости. Укрепление правопорядка, институционализация антикоррупционных механизмов, цифровизация государственного управления и правосудия, развитие институтов гражданского общества и правовое просвещение – это не изолированные реформы, а элементы единой стратегии формирования современного правового государства.

Роль Конституционного суда: гарант Основного закона. Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Когда речь заходит о конституционном правосудии, прежде всего следует особо отметить, что 27 апреля 2021 года в нашей стране был принят Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан», нацеленный на повышение эффективности и авторитета, укрепление независимости Конституционного суда путем расширения его полномочий и дальнейшей демократизации порядка его формирования.

Конституционный суд Республики Узбекистан играет ключевую роль в реализации и защите конституционных принципов. В результате реформ его значение значительно возросло.

Во-первых, Конституционный суд обеспечивает соблюдение принципа верховенства Конституции над всеми другими нормативными актами. Он рассматривает дела о соответствии законов и правовых норм Конституции, предотвращая их противоречие Основному закону.

Во-вторых, обеспечивает устойчивость государственного устройства, разрешая споры о полномочиях между ветвями власти, осуществляя предварительный контроль над законами, вносимыми на референдум, и давая заключения по инициативам, касающимся изменения Конституции.

В-третьих, активно участвует в правовом просвещении населения, публикации решений, аналитике и консультировании государственных органов по вопросам конституционного права, тем самым способствуя укреплению правового государства.

В-четвертых, важнейшим нововведением стало предоставление права гражданам и юридическим лицам напрямую обращаться в Конституционный суд с жалобами на нарушение их конституционных прав. Это усилило механизм индивидуальной правовой защиты и сделало суд доступным инструментом восстановления справедливости.

В условиях стремительных политических и социальных изменений только государства, опирающиеся на закон, справедливость и уважение к правам человека, способны обеспечить устойчивость, сохранить общественное согласие и двигаться вперед. Узбекистан твердо следует этим универсальным принципам не просто декларируя, а системно внедряя их в политико-правовую практику.

Новый Узбекистан начинается с новой правовой культуры, где каждый гражданин защищен законом, а каждое государственное решение основано на справедливости. Именно в этом – прочный фундамент мира, устойчивости и прогрессивного развития, которого заслуживает народ страны.

Саидбек АЗИМОВ,

эксперт Конституционного суда Республики Узбекистан.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Уважение прав человека – гарант устойчивости государства

Узбекистан, твердо став на путь построения демократического правового государства и сильного гражданского общества, провозгласил обеспечение прав и законных интересов человека высшим приоритетом в процессе общественного развития, государственного строительства, а также в реализации внутренней и внешней политики.

В ходе масштабных реформ, направленных на формирование Нового Узбекистана и закладку фундамента Третьего Ренессанса, ключевое значение приобрел принцип «Во имя человеческого достоинства», который стал определяющим в выстраивании государственной политики в сфере поддержки, защиты и соблюдения прав человека.

Как подчеркнуто в постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 июля текущего года «О подготовке и проведении празднования тридцать четвертой годовщины государственной независимости Республики Узбекистан»: независимость, воплотившая в себе все политико-правовые гарантии, служит прочной опорой в реализации Стратегии «Узбекистан-2030», укреплении в обществе атмосферы мира, дружбы и согласия, обеспечении прав и интересов, чести и достоинства человека, дальнейшем развитии добрососедских связей в регионе, активном сотрудничестве со странами мира, повышении авторитета нашей Родины в международном масштабе.

В эпоху глобальных перемен, геополитической нестабильности и нарастающих вызовов, с которыми сталкиваются современные государства, особое значение приобретают такие универсальные ценности, как законность, верховенство права и уважение прав человека. Именно они становятся краеугольным камнем стабильности, внутренней консолидации общества и устойчивого развития.

История неоднократно доказывала: государства, пренебрегающие правами граждан и принципами правопорядка, рано или поздно сталкиваются с глубокими социальными кризисами. Напротив, те, кто последовательно строит свою систему управления на основе закона и справедливости, обеспечивают мир, общественное доверие и экономический рост.

Республика Узбекистан, вступившая в фазу глубокой трансформации, последовательно выстраивает модель правового, демократического и социально ориентированного государства. В этом процессе конституционные реформы 2023 года стали не просто обновлением нормативной базы, а выражением нового общественного договора, отражающего чаяния граждан и соответствующего вызовам времени.

Закон – гарантия стабильности и развития. Право и законность являются краеугольным камнем устойчивого развития любого демократического общества. Система права не только регулирует общественные отношения, но и служит основой для обеспечения правопорядка, справедливости, равенства перед законом, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. Без действенного законодательства невозможно формирование устойчивых институтов государства и построение правового общества.

В Республике Узбекистан ведется последовательная работа по совершенствованию правовой системы, укреплению верховенства закона и обеспечению принципов правовой определенности, юридической прозрачности, равенства сторон перед законом, а также неотвратимости юридической ответственности за правонарушения.

Принятая на всенародном референдуме в 2023 году новая редакция Конституции утвердила ключевой правовой и гуманистический принцип «Человек – высшая ценность». Это означает, что вся деятельность государственных органов, их должностных лиц, а также содержание и применение законодательства должны быть ориентированы на защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Данный принцип трансформирует само понимание роли государства: от доминирующего субъекта – к правовому посреднику, обязанному обеспечивать баланс между интересами общества и личности. В юридическом контексте это выражается в необходимости строгого соблюдения международных стандартов в сфере прав человека, недопущении произвольного ограничения прав и свобод, а также в обеспечении доступности правосудия и эффективности правовой защиты.

Таким образом, закон в Узбекистане не только регулирует общественные отношения, но и служит гарантией стабильности, справедливости и устойчивого развития, формируя правовую культуру, основанную на уважении к человеческому достоинству и верховенству закона.

Конституционные изменения стали не только отражением новых общественно-политических и социально-экономических приоритетов, но и серьезным шагом в направлении построения правового, демократического и справедливого государства. Основные положения реформ закрепили фундаментальные принципы, соответствующие международным стандартам в области конституционного права.

Права человека – основа доверия и мира.    Конституционно утвержденный приоритет человека как высшей ценности отражает стратегическую установку государства на построение правового, гуманного и инклюзивного общества, где достоинство личности, верховенство закона, свобода и справедливость становятся фундаментом государственного управления.

На первый план выходит человек как носитель суверенных прав и свобод, субъект публичной власти и объект государственной защиты. Именно в этом заключается практическая реализация конституционного принципа 

«Во имя чести и достоинства человека», закрепленного в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы. Этот принцип имеет не декларативное, а обязательное юридическое значение, отражая необходимость соответствия всей системы публичного управления стандартам международного права в области прав человека.

В современном мире, где усиливаются вызовы радикализма, дискриминации, ксенофобии и насилия, именно обеспечение прав человека приобретает не только внутреннее, но и глобальное значение. Система прав человека становится щитом, охраняющим общество от политической нестабильности и социальной напряженности.

На сегодняшний день в Узбекистане выстроена целостная правовая архитектура, охватывающая весь спектр прав человека – от личных и политических до экономических, социальных и культурных. Эта система отражает приверженность государства идеалам гуманизма, верховенства закона и справедливости.

Страна активно интегрируется в международное правовое пространство, последовательно расширяя свое участие в глобальной системе защиты прав человека. Республика присоединилась более чем к 80 основополагающим международным документам в этой сфере, включая 11 ключевых конвенций Организации Объединенных Наций. Это не просто формальный шаг – это убедительное свидетельство политической воли обеспечить соответствие национального законодательства самым высоким международным стандартам в области прав и свобод личности.

Осознавая важность международных обязательств, Узбекистан активно внедряет универсальные нормы и стандарты прав человека в национальную правовую систему. В частности, страна является участником таких фундаментальных международных договоров, как:

• Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП);

• Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW);

• Конвенция о правах ребенка (CRC).

Присоединение к этим и другим международным соглашениям служит прочной основой для формирования справедливой, гуманной и правовой государственности в Узбекистане, где права человека провозглашены безусловной ценностью и высшим приоритетом государственной политики.

На этой основе Узбекистан проводит гуманизацию уголовного и административного законодательства, включая декриминализацию отдельных деяний, сокращение применения лишения свободы, развитие альтернативных мер наказания, а также расширение механизмов правовой защиты обвиняемых, подозреваемых и осужденных.

Следует также отметить, что конституционное закрепление вопросов правосознания и правовой культуры реализовано в статье 56 Конституции Республики Узбекистан. В ней прямо указано, что национальные институты по правам человека дополняют существующие механизмы защиты прав и свобод, содействуют развитию гражданского общества и повышению правовой культуры.

К числу таких институтов относятся Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Уполномоченный по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес-омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Их деятельность организована с учетом международных стандартов в области прав человека, направлена на обеспечение доступности правовой помощи и защиту прав граждан.

Все эти институты действуют на основе международных обязательств Узбекистана, в том числе в рамках ООН, ОБСЕ, и являются важнейшим элементом инфраструктуры защиты прав человека. При их содействии обеспечивается доступность правовой помощи, оперативного реагирования на нарушения прав, повышения правовой культуры и гражданской ответственности населения, создания каналов обратной связи между гражданами и государством.

Эффективность этих институтов возрастает в условиях, когда общество воспринимает право не как формальный свод норм, а как живой механизм обеспечения справедливости и равенства. Именно поэтому развитие правосознания и правовой культуры – неотъемлемое условие становления подлинного правового государства.

Закон и порядок – платформа для устойчивого будущего. Правопорядок и верховенство закона являются основополагающими принципами устойчивого развития демократического государства. Сильное и эффективное государство невозможно без высокого уровня доверия со стороны граждан к правовой системе, институтам правосудия и механизмам защиты прав. В Республике Узбекистан в последние годы предпринимаются системные шаги по укреплению правопорядка и обеспечению справедливости, направленные на построение правового государства и формирование зрелого гражданского общества. Эти ценности становятся реальностью благодаря усилению антикоррупционной политики, цифровизации правосудия и госуслуг, поддержке инициатив гражданского общества, воспитанию правовой культуры с раннего возраста.

Таким образом в Республике Узбекистан формируется устойчивая и сбалансированная правовая архитектура, ориентированная на принципы верховенства закона, открытости, ответственности и справедливости. Укрепление правопорядка, институционализация антикоррупционных механизмов, цифровизация государственного управления и правосудия, развитие институтов гражданского общества и правовое просвещение – это не изолированные реформы, а элементы единой стратегии формирования современного правового государства.

Роль Конституционного суда: гарант Основного закона. Конституционный суд Республики Узбекистан является органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Когда речь заходит о конституционном правосудии, прежде всего следует особо отметить, что 27 апреля 2021 года в нашей стране был принят Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан», нацеленный на повышение эффективности и авторитета, укрепление независимости Конституционного суда путем расширения его полномочий и дальнейшей демократизации порядка его формирования.

Конституционный суд Республики Узбекистан играет ключевую роль в реализации и защите конституционных принципов. В результате реформ его значение значительно возросло.

Во-первых, Конституционный суд обеспечивает соблюдение принципа верховенства Конституции над всеми другими нормативными актами. Он рассматривает дела о соответствии законов и правовых норм Конституции, предотвращая их противоречие Основному закону.

Во-вторых, обеспечивает устойчивость государственного устройства, разрешая споры о полномочиях между ветвями власти, осуществляя предварительный контроль над законами, вносимыми на референдум, и давая заключения по инициативам, касающимся изменения Конституции.

В-третьих, активно участвует в правовом просвещении населения, публикации решений, аналитике и консультировании государственных органов по вопросам конституционного права, тем самым способствуя укреплению правового государства.

В-четвертых, важнейшим нововведением стало предоставление права гражданам и юридическим лицам напрямую обращаться в Конституционный суд с жалобами на нарушение их конституционных прав. Это усилило механизм индивидуальной правовой защиты и сделало суд доступным инструментом восстановления справедливости.

В условиях стремительных политических и социальных изменений только государства, опирающиеся на закон, справедливость и уважение к правам человека, способны обеспечить устойчивость, сохранить общественное согласие и двигаться вперед. Узбекистан твердо следует этим универсальным принципам не просто декларируя, а системно внедряя их в политико-правовую практику.

Новый Узбекистан начинается с новой правовой культуры, где каждый гражданин защищен законом, а каждое государственное решение основано на справедливости. Именно в этом – прочный фундамент мира, устойчивости и прогрессивного развития, которого заслуживает народ страны.

Саидбек АЗИМОВ,

эксперт Конституционного суда Республики Узбекистан.

УзА