Пятая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая прошла 14 сентября в городе Душанбе, стала поистине историческим событием, олицетворяющим яркий пример солидарности, а также готовности к укреплению мира и стабильности в регионе.

Следует отметить, что за время существования самой платформы Консультативных встреч была создана доверительная основа для обсуждения вопросов, касающихся развития региона, безопасности и сотрудничества в Центральной Азии.

В этом контексте важно подчеркнуть экономическую ценность данного формата сотрудничества. За последние 6 лет совокупный ВВП пяти стран вырос вдвое, составив более $400 млрд. Динамично растет взаимная торговля. В общем объеме внешнеторгового оборота наших стран она увеличилась с 6% в 2014 году до 11 в 2022 году.

Стабильность, безопасность и формирование емкого взаимосвязанного рынка Центральной Азии привлекают все большее внимание инвесторов. Только за 2022 год объем прямых иностранных инвестиций в регион достиг более $40 млрд., что составляет 2,8% от общего объема мировых инвестиций. А накопленный общий объем ПИИ в регион с 2000 года превысил отметку в $250 млрд.

В результате внутрирегионального взаимодействия Индекс кооперации стран Центральной Азии за 2017-2021 годы увеличился в 1,3 раза с 28% до 38%.

В рамках Душанбинской встречи были обсуждены как ряд значимых экономических достижений, так и перспективы сотрудничества.

Особое внимание уделено вопросу укрепления региональной транспортной взаимосвязанности.

Как подчеркнул Президент Узбекистана, географическое удаление Центральной Азии от основных мировых рынков сильно увеличивает затраты на транспортировку товаров стран региона на международные рынки. Порой эти затраты доходят до 50% от общей стоимости продукции, что сильно превышает средний мировой показатель, который равен 11%. Этот фактор негативно отражается на конкурентоспособности продукции Центральной Азии и транспортного сектора в целом.

В связи с этим, совместные усилия в данном направлении имеют особенное значение. Исходя из этого, в рамках мероприятия была организована первая встреча министров транспорта центральноазиатских стран. По ее итогам принято Совместное коммюнике о сотрудничестве в сфере транспорта и логистики.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что применение комплексного подхода к усовершенствованию транспортной инфраструктуры в Центральной Азии, направленных на уменьшение времени доставки грузов и снижение торговых тарифов, может способствовать увеличению ВВП стран региона примерно на 15%.

В рамках встречи, глава Узбекистана предложил разработать и принять Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии. Целью данного предложения является дальнейшее повышение транспортного потенциала региона посредством повышения эффективности и надежности транспортных услуг, снижения транспортных издержек.

Выдвинутые инициативы играют ключевую роль в укреплении экономических связей между странами Центральной Азии и их интеграции в мировую экономику. 

Это несомненно будет способствовать росту международной торговли и инвестиций, созданию рабочих мест и поддержанию устойчивого экономического развития в регионе, что является важнейшим аспектом социальной и политической стабильности.

Нурмухаммад Бахтиёров, 
ведущий научный сотрудник МИЦА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Укрепление транспортной взаимосвязанности региона

Пятая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая прошла 14 сентября в городе Душанбе, стала поистине историческим событием, олицетворяющим яркий пример солидарности, а также готовности к укреплению мира и стабильности в регионе.

Следует отметить, что за время существования самой платформы Консультативных встреч была создана доверительная основа для обсуждения вопросов, касающихся развития региона, безопасности и сотрудничества в Центральной Азии.

В этом контексте важно подчеркнуть экономическую ценность данного формата сотрудничества. За последние 6 лет совокупный ВВП пяти стран вырос вдвое, составив более $400 млрд. Динамично растет взаимная торговля. В общем объеме внешнеторгового оборота наших стран она увеличилась с 6% в 2014 году до 11 в 2022 году.

Стабильность, безопасность и формирование емкого взаимосвязанного рынка Центральной Азии привлекают все большее внимание инвесторов. Только за 2022 год объем прямых иностранных инвестиций в регион достиг более $40 млрд., что составляет 2,8% от общего объема мировых инвестиций. А накопленный общий объем ПИИ в регион с 2000 года превысил отметку в $250 млрд.

В результате внутрирегионального взаимодействия Индекс кооперации стран Центральной Азии за 2017-2021 годы увеличился в 1,3 раза с 28% до 38%.

В рамках Душанбинской встречи были обсуждены как ряд значимых экономических достижений, так и перспективы сотрудничества.

Особое внимание уделено вопросу укрепления региональной транспортной взаимосвязанности.

Как подчеркнул Президент Узбекистана, географическое удаление Центральной Азии от основных мировых рынков сильно увеличивает затраты на транспортировку товаров стран региона на международные рынки. Порой эти затраты доходят до 50% от общей стоимости продукции, что сильно превышает средний мировой показатель, который равен 11%. Этот фактор негативно отражается на конкурентоспособности продукции Центральной Азии и транспортного сектора в целом.

В связи с этим, совместные усилия в данном направлении имеют особенное значение. Исходя из этого, в рамках мероприятия была организована первая встреча министров транспорта центральноазиатских стран. По ее итогам принято Совместное коммюнике о сотрудничестве в сфере транспорта и логистики.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что применение комплексного подхода к усовершенствованию транспортной инфраструктуры в Центральной Азии, направленных на уменьшение времени доставки грузов и снижение торговых тарифов, может способствовать увеличению ВВП стран региона примерно на 15%.

В рамках встречи, глава Узбекистана предложил разработать и принять Соглашение о транспорте и транзите в Центральной Азии. Целью данного предложения является дальнейшее повышение транспортного потенциала региона посредством повышения эффективности и надежности транспортных услуг, снижения транспортных издержек.

Выдвинутые инициативы играют ключевую роль в укреплении экономических связей между странами Центральной Азии и их интеграции в мировую экономику. 

Это несомненно будет способствовать росту международной торговли и инвестиций, созданию рабочих мест и поддержанию устойчивого экономического развития в регионе, что является важнейшим аспектом социальной и политической стабильности.

Нурмухаммад Бахтиёров, 
ведущий научный сотрудник МИЦА.