Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, нарушение прав человека, являющееся преступлением как против личности, так и против государства. Данный вид преступления является одной из форм насилия в отношении ее наиболее частых жертв: женщин и детей. Также торговля людьми является одной из форм противоправного вмешательства в сферу международного семейного права, поскольку отдельные ее виды связаны с искажением или недобросовестным использованием законных семейных порядков.

Движущими силами этого зла современности являются гендерное неравенство, отсутствие равных возможностей, вопиющее экономическое неравенство как внутри государств, так и между ними, коррупция и уязвимость. Одним из факторов, способствующих процветанию торговли людьми, является наличие спроса на платные интимные услуги и дешевую рабочую силу для строительства, обрабатывающего производства, промышленности и домашнего хозяйства.

Торговля людьми является проблемой глобального масштаба, которая не признает национальных границ. Нередко она составляет транснациональное преступление, аналогичное по своему характеру международной торговле наркотиками и незаконному обороту оружия. Поэтому для борьбы с торговлей людьми требуются транснациональные методики, использующие международное сотрудничество в формах обмена информацией и оказания взаимной помощи.

30 июля 2010 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея одобрила Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми в котором обратилась ко всем соответствующим органам ООН с решительным и настоятельным призывом координировать усилия для эффективной борьбы с торговлей людьми и для защиты прав человека жертв такой торговли.

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере.

Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились.

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств.

Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

Резюмируя, выше сказанное, можно сказать, что сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения. Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми это преступление против личности человека за которое полагается справедливое наказание.

Ирода Мухамедова,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Торговля людьми — глобальная проблема

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, нарушение прав человека, являющееся преступлением как против личности, так и против государства. Данный вид преступления является одной из форм насилия в отношении ее наиболее частых жертв: женщин и детей. Также торговля людьми является одной из форм противоправного вмешательства в сферу международного семейного права, поскольку отдельные ее виды связаны с искажением или недобросовестным использованием законных семейных порядков.

Движущими силами этого зла современности являются гендерное неравенство, отсутствие равных возможностей, вопиющее экономическое неравенство как внутри государств, так и между ними, коррупция и уязвимость. Одним из факторов, способствующих процветанию торговли людьми, является наличие спроса на платные интимные услуги и дешевую рабочую силу для строительства, обрабатывающего производства, промышленности и домашнего хозяйства.

Торговля людьми является проблемой глобального масштаба, которая не признает национальных границ. Нередко она составляет транснациональное преступление, аналогичное по своему характеру международной торговле наркотиками и незаконному обороту оружия. Поэтому для борьбы с торговлей людьми требуются транснациональные методики, использующие международное сотрудничество в формах обмена информацией и оказания взаимной помощи.

30 июля 2010 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея одобрила Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми в котором обратилась ко всем соответствующим органам ООН с решительным и настоятельным призывом координировать усилия для эффективной борьбы с торговлей людьми и для защиты прав человека жертв такой торговли.

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере.

Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились.

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств.

Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

Резюмируя, выше сказанное, можно сказать, что сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения. Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми это преступление против личности человека за которое полагается справедливое наказание.

Ирода Мухамедова,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам.