3-4 марта т.г. в Ташкенте состоялась Международная конференция высокого уровня на тему «Региональное сотрудничество стран Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН».

Форум был организован в рамках практической реализации инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, выдвинутой на 75-ой сессии Генассамблеи ООН в 2020 г.

Мероприятие собрало весьма солидный состав участников: руководители министерств стран Центральной и Южной Азии, высокопоставленные должностные лица международных и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпол, а также главы зарубежных дипмиссий в Узбекистане. 

Гражданское общество было представлено ведущими экспертами зарубежных аналитических центров, неправительственных организаций 
и других учреждений, занимающихся вопросами противодействия угрозам терроризма и насильственного экстремизма, обеспечения прав человека 
и верховенства закона в условиях борьбы с терроризмом. 

Значимость форума определяется тем, что он ещё раз продемонстрировал твердую решимость стран Центральной Азии продолжать вносить свой вклад в дальнейшую реализацию Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКТС ООН), единогласно одобренной ГА ООН в 2006 г. 

ГКТС ООН является уникальным международным документом, направленным на совершенствование национальной политики, регионального и международного сотрудничества в деле противодействия терроризму.

В ноябре 2011 г. в Ашхабаде страны Центральной Азии при поддержке РЦПДЦА и КТУ ООН на основе многосторонних консультаций и консенсуса утвердили СПД по реализации ГКТС ООН. 

Таким образом, Центральная Азия стала первым регионом, начавшим комплексную и всестороннюю реализацию ГКТС ООН, а Совместный план действий в области противодействия терроризму в ЦА – первой рамочной программой в международной практике, разработанной на основе регионального подхода в целях реализации ГКТС ООН.

В рамках СПД по реализации контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии страны региона достигли значительных результатов. В частности, в во всех государствах созданы и продолжают совершенствоваться национальные системы противодействия терроризму, включающие развитие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей все аспекты борьбы с терроризмом в соответствии с основными направлениями ГКТС ООН, а также институциональные механизмы, обеспечивающие профилактику, предотвращение и борьбу с терроризмом, развитие международного сотрудничества в данной сфере. 

В регионе внедрена и реализуется практика стратегического планирования государственной деятельности в сфере противодействия терроризму на краткосрочную перспективу, основанная на обеспечении эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, институтов гражданского общества и частного сектора по всем основным направлениям Глобальной контртеррористической стратегии ООН. 

Во всех странах Центральной Азии приняты национальные стратегии по противодействию насильственному экстремизму и терроризму. При этом проводимая политика в области противодействия терроризму в странах ЦА носит инклюзивный, всеобъемлющий и последовательный характер, сочетающий общегосударственный подход к борьбе с терроризмом с подходом, основанным на участии всего общества в решении приоритетных задач по всем основным направлениям ГКТС ООН. 

Важным событием нынешнего Форума стало принятие Ташкентской Декларации и обновленного Совместного плана действий по реализации ГКТС ООН в ЦА, которая была разработана на основе многосторонних консультаций. 

Актуальность указанных документов обуславливается, в первую очередь, тем, что в последние годы в странах Центральной Азии 
возник ощутимый запрос к выработке новых механизмов и методов противодействия терроризму и экстремизму на фоне возрастающих угроз безопасности и стабильности в регионе. 

В то же время Ташкентская Декларации является логическим продолжением практики утверждения резюмирующих концептуальных документов по итогам конференций высокого уровня по борьбе 
с терроризмом, таких как Ашхабадская (принята в 2011 и 2017 годах), Самаркандская (2018 год) и Душанбинская (2019 год). В этом плане Ташкентская Декларация демонстрирует приверженность государств Центральной Азии к дальнейшему сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом.

При этом Ташкентская декларация на фоне вышеуказанных документов отличается следующим: 

Во-первых, она определяет стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом 
и совместные действия стран Центральной Азии в данных направлениях;

Во-вторых, в документе поддерживается курс на партнерство 
в рамках обновленного Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в ЦА.

В-третьих, выражается согласие принимать коллективные и индивидуальные меры по предотвращению и противодействию терроризму в соответствии с международными стандартами в области прав человека;

В-четвертых, закреплены новые сферы сотрудничества, как: 
а) реабилитация и реинтеграция репатриированных из зон боевых действий граждан; б) предотвращение использования ИКТ в террористических целях; в) развитие государственного-частного партнерства для предотвращения и противодействия терроризму.

Кроме того, стоит отметить также и принятие на полях конференции обновлённого Совместного плана действий по реализации ГКТС ООН в ЦА. В документе страны подтвердили: 1) свою решимость в осуждении актов терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях; 

2) недопущение ассоциирования терроризма с какой-либо религией, национальностью, культурой, цивилизацией или этнической группой; 

3) намерения уважать права человека в рамках борьбы с терроризмом и устранять условия, способствующие терроризму, будь они идеологическими, социально-экономическими, культурными или религиозными. 

В этом ключе, страны региона признали новый СПД (2021 год) в качестве всеобъемлющей, комплексной и оперативной основы для совместных усилий по противодействию терроризму. Стороны выразили приверженность наращиванию координации и согласованности борьбы с терроризмом путем мониторинга и оценки национальных стратегий, разработанных на основе регионального СПД. 

В обновленном СПД страны призывают структуры ООН сохранять поддержку по координации контртеррористической деятельности, а также ряд международных организаций укреплять оказываемую ими финансовую, материальную и техническую помощь.

В целом, итоги Конференции и принятие важных концептуальных документов являются свидетельством твердой приверженности государств Центральной Азии региональному сотрудничеству по вопросам противодействия общим вызовам и угрозам безопасности, а также готовности к тесному взаимодействию в борьбе со всеми формами и проявлениями терроризма на основе общего стратегического подхода.

Более того, особенностью данного форума является то, что он позволит продемонстрировать единство и решительность стран Центральной Азии сообща противодействовать общим вызовам и угрозам, готовность государств региона принимать скоординированные и согласованные меры в целях обеспечения общей и неделимой безопасности. 

 

Акрамжон Неъматов 

Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Ташкентская Декларация является свидетельством твердой приверженности государств Центральной Азии региональному сотрудничеству по вопросам противодействия общим вызовам и угрозам безопасности

3-4 марта т.г. в Ташкенте состоялась Международная конференция высокого уровня на тему «Региональное сотрудничество стран Центральной Азии в рамках Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН».

Форум был организован в рамках практической реализации инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, выдвинутой на 75-ой сессии Генассамблеи ООН в 2020 г.

Мероприятие собрало весьма солидный состав участников: руководители министерств стран Центральной и Южной Азии, высокопоставленные должностные лица международных и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпол, а также главы зарубежных дипмиссий в Узбекистане. 

Гражданское общество было представлено ведущими экспертами зарубежных аналитических центров, неправительственных организаций 
и других учреждений, занимающихся вопросами противодействия угрозам терроризма и насильственного экстремизма, обеспечения прав человека 
и верховенства закона в условиях борьбы с терроризмом. 

Значимость форума определяется тем, что он ещё раз продемонстрировал твердую решимость стран Центральной Азии продолжать вносить свой вклад в дальнейшую реализацию Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКТС ООН), единогласно одобренной ГА ООН в 2006 г. 

ГКТС ООН является уникальным международным документом, направленным на совершенствование национальной политики, регионального и международного сотрудничества в деле противодействия терроризму.

В ноябре 2011 г. в Ашхабаде страны Центральной Азии при поддержке РЦПДЦА и КТУ ООН на основе многосторонних консультаций и консенсуса утвердили СПД по реализации ГКТС ООН. 

Таким образом, Центральная Азия стала первым регионом, начавшим комплексную и всестороннюю реализацию ГКТС ООН, а Совместный план действий в области противодействия терроризму в ЦА – первой рамочной программой в международной практике, разработанной на основе регионального подхода в целях реализации ГКТС ООН.

В рамках СПД по реализации контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии страны региона достигли значительных результатов. В частности, в во всех государствах созданы и продолжают совершенствоваться национальные системы противодействия терроризму, включающие развитие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей все аспекты борьбы с терроризмом в соответствии с основными направлениями ГКТС ООН, а также институциональные механизмы, обеспечивающие профилактику, предотвращение и борьбу с терроризмом, развитие международного сотрудничества в данной сфере. 

В регионе внедрена и реализуется практика стратегического планирования государственной деятельности в сфере противодействия терроризму на краткосрочную перспективу, основанная на обеспечении эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, институтов гражданского общества и частного сектора по всем основным направлениям Глобальной контртеррористической стратегии ООН. 

Во всех странах Центральной Азии приняты национальные стратегии по противодействию насильственному экстремизму и терроризму. При этом проводимая политика в области противодействия терроризму в странах ЦА носит инклюзивный, всеобъемлющий и последовательный характер, сочетающий общегосударственный подход к борьбе с терроризмом с подходом, основанным на участии всего общества в решении приоритетных задач по всем основным направлениям ГКТС ООН. 

Важным событием нынешнего Форума стало принятие Ташкентской Декларации и обновленного Совместного плана действий по реализации ГКТС ООН в ЦА, которая была разработана на основе многосторонних консультаций. 

Актуальность указанных документов обуславливается, в первую очередь, тем, что в последние годы в странах Центральной Азии 
возник ощутимый запрос к выработке новых механизмов и методов противодействия терроризму и экстремизму на фоне возрастающих угроз безопасности и стабильности в регионе. 

В то же время Ташкентская Декларации является логическим продолжением практики утверждения резюмирующих концептуальных документов по итогам конференций высокого уровня по борьбе 
с терроризмом, таких как Ашхабадская (принята в 2011 и 2017 годах), Самаркандская (2018 год) и Душанбинская (2019 год). В этом плане Ташкентская Декларация демонстрирует приверженность государств Центральной Азии к дальнейшему сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом.

При этом Ташкентская декларация на фоне вышеуказанных документов отличается следующим: 

Во-первых, она определяет стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом 
и совместные действия стран Центральной Азии в данных направлениях;

Во-вторых, в документе поддерживается курс на партнерство 
в рамках обновленного Совместного плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в ЦА.

В-третьих, выражается согласие принимать коллективные и индивидуальные меры по предотвращению и противодействию терроризму в соответствии с международными стандартами в области прав человека;

В-четвертых, закреплены новые сферы сотрудничества, как: 
а) реабилитация и реинтеграция репатриированных из зон боевых действий граждан; б) предотвращение использования ИКТ в террористических целях; в) развитие государственного-частного партнерства для предотвращения и противодействия терроризму.

Кроме того, стоит отметить также и принятие на полях конференции обновлённого Совместного плана действий по реализации ГКТС ООН в ЦА. В документе страны подтвердили: 1) свою решимость в осуждении актов терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях; 

2) недопущение ассоциирования терроризма с какой-либо религией, национальностью, культурой, цивилизацией или этнической группой; 

3) намерения уважать права человека в рамках борьбы с терроризмом и устранять условия, способствующие терроризму, будь они идеологическими, социально-экономическими, культурными или религиозными. 

В этом ключе, страны региона признали новый СПД (2021 год) в качестве всеобъемлющей, комплексной и оперативной основы для совместных усилий по противодействию терроризму. Стороны выразили приверженность наращиванию координации и согласованности борьбы с терроризмом путем мониторинга и оценки национальных стратегий, разработанных на основе регионального СПД. 

В обновленном СПД страны призывают структуры ООН сохранять поддержку по координации контртеррористической деятельности, а также ряд международных организаций укреплять оказываемую ими финансовую, материальную и техническую помощь.

В целом, итоги Конференции и принятие важных концептуальных документов являются свидетельством твердой приверженности государств Центральной Азии региональному сотрудничеству по вопросам противодействия общим вызовам и угрозам безопасности, а также готовности к тесному взаимодействию в борьбе со всеми формами и проявлениями терроризма на основе общего стратегического подхода.

Более того, особенностью данного форума является то, что он позволит продемонстрировать единство и решительность стран Центральной Азии сообща противодействовать общим вызовам и угрозам, готовность государств региона принимать скоординированные и согласованные меры в целях обеспечения общей и неделимой безопасности. 

 

Акрамжон Неъматов 

Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан