В течение прошедших трех лет данный курс остается неизменным, и не должно быть сомнений в том, что он может быть повернут вспять.

Узбекистан находится накануне большого политического события. 22 декабря текущего года в нашей стране пройдут выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов. Трудно представить эту политическую кампанию без участия средств массовой информации. Ведь этот процесс в центре внимания мирового сообщества и играет важную роль в объективной оценке реформ в сфере обеспечения свободы слова в нашей стране.

В данном контексте следует особо подчеркнуть, что руководство нашей страны придерживается вектора демократизации информационной сферы, обеспечения свободы слова и доступа к информации. Обозначенный Президентом Шавкатом Мирзиёевым курс открытости и повышения роли СМИ в обществе, превращения их в реальную «четвертую власть» был изначально заложен в "Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах», в которой определены следующие ключевые направления реализации информационной политики страны:

– налаживание открытого диалога с населением, введение отчетности должностных лиц перед населением, укрепление доверия народа к государственной власти;

– обеспечение открытости деятельности госорганов;

– развитие общественного контроля, усиление роли средств массовой информации;

– обеспечение информационной безопасности, своевременное противодействие информационным угрозам.

В течение прошедших трех лет данный курс остается неизменным, и не должно быть сомнений в том, что он может быть повернут вспять.

Тем не менее, возникают вполне резонные вопросы, к примеру – в какой степени за прошедший период изменилось информационное пространство в Узбекистане, какова роль средств массовой информации в избирательном процессе и в какой мере они могут повлиять на обеспечение открытости, гласности и прозрачности избирательных процессов? Может ли информационная политика Узбекистана в полной мере показать народу содержание и динамику предстоящих выборов?

Если говорить об этом, то на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что средства массовой информации заняли прочное место в политике открытости нового Узбекистана. При этом особого внимания заслуживают такие позитивные изменения, как усиление критического подхода в медиапространстве, своевременное реагирование органов государственной власти на проблемы, поднимаемые в СМИ и социальных сетях, принятие мер по их решению.

В целях дальнейшего укрепления правовых основ обеспечения свободы слова подготовлен ряд нормативно-правовых актов. Это проекты законов «О свободе доступа к информации и открытости деятельности государственных органов и иных организаций», «О телерадиовещании» и законопроект, направленный на закрепление прав блогеров, а также введение административной ответственности за незаконное вмешательство в деятельность журналистов.

Наряду с этим подготовлен проект постановления Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции единой государственной информационной политики Республики Узбекистан». Одной из его особенностей является то, что концепцией предусмотрено создание в Узбекистане должности уполномоченного по защите прав и законных интересов средств массовой информации — «Медиа Омбудсмана». Основными задачами данного института будут изучение реализации норм и требований законодательства об обеспечении независимости СМИ и соблюдения средствами массовой информации нормативно-правовых актов, содействие в урегулировании возникающих споров между СМИ и госорганами в досудебном порядке, а также оказание правовой поддержки массмедиа при нарушении их прав.

Также приняты меры по развитию сотрудничества и с зарубежными средствами массовой информации – для них упрощен механизм прохождения аккредитации. Так, аккредитацию прошли корреспонденты узбекской службы «BBC», «Voice of America», «Fergana Agency» и других информационных агентств, которые ранее не могли осуществлять деятельность в нашей стране.

Кроме того, в рамках обеспечения доступа к информации восстановлена возможность использования ряда зарубежных новостных сайтов таких, как «BBC Uzbek», «Voice of America», «Amerika ovozi», «Radio Free Europe / Radio Liberty», «Eurasianet.org», «Deutsche Welle», «Amnesty International», «Human Rights Watch», «Reporters sans frontieres», AsiaTerra», «Fergana Agency» и других.

Одним из наиболее важных событий информационной сферы явилось принятие главой государства постановления о создании системы пресс-служб государственных органов в целях обеспечения еще большей их открытости. В результате, в настоящее время в Узбекистане осуществляют информационную деятельность около 400 пресс-секретарей, которые являются советниками по информационной политике руководителей государственных органов и иных организаций, их статус приравнен к заместителю руководителя.

Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана информацией о проводимых реформах и работе госорганов в этом направлении. Так, на сегодняшний день более половины новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством деятельности пресс-служб государственных органов, а также проводимых в Агентстве тематических пресс-конференций, количество которых в этом году составило почти 300 .

При этом национальные СМИ и социальные сети, выполняя функцию общественного контроля, стали уделять внимание освещению хода реформ и, тем самым, содействовать выявлению и решению волнующих население вопросов, что позволило госорганам принимать оперативные меры по устранению недостатков в своей работе.

В этих условиях наблюдается также динамичное расширение информационного пространства Узбекистана. В частности, за последние три года количество зарегистрированных СМИ увеличилось на 251 и составило 1 765 , из которых 562 являются интернет-СМИ.

В результате принятых вышеуказанных мер:

– информационное поле республики характеризуется открытостью и постепенным превращением СМИ в «четвертую власть»;

– наша страна поднялась с 169-гона 160-е место в рейтинге свободы слова, объявленном организацией «Репортеры без границ»;

– в ежегодном докладе представителя ОБСЕ по свободе СМИ А.Дезира, представленном 21 ноября 2019 года Постоянному совету ОБСЕ, впервые не наблюдалась критика в области обеспечения свободы слова, а наоборот дана позитивная оценка проводимым в Узбекистане реформам по развитию информационной сферы.

Позитивные реформы, осуществляемые в сфере обеспечения свободы слова, сегодня нашли свое отражение и в избирательных процессах.

Сегодня мы все видим, что избирательная кампания по выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши народных депутатов кардинально отличается от предыдущей, особенно, тем, что СМИ стали для политических партий открытой площадкой борьбы и конкуренции. Политические партии и кандидаты в депутаты, чувствуя реальную силу прессы, проявляют инициативу и сотрудничают со СМИ, являющимися народной трибуной. Это также проявляется в выступлениях политических партий, открытых дебатах, передачах и интервью на телерадиоканалах, встречах с журналистами и блогерами, а также в различных агитационных роликах.

По нашим данным, с момента начала избирательной кампании в информационном поле Узбекистана было опубликовано около 45 тысяч материалов на тему выборов.Учитывая тот факт, что предвыборная агитация активно набирает обороты, объем выступлений и обсуждений, связанных с избирательным процессом в СМИ и социальных сетях, несомненно, будет только расти.

Более того, сегодня массмедиа требуют от политических партий искать новые пути решения обсуждаемых проблем, отвечать на задаваемые вопросы, а также быть более активными на политической арене. В этом контексте следует особо подчеркнуть, что почти 10 тысяч из вышеуказанных материалов представляют собой статьи критического характера, что является практическим показателем свободы выражения и активности избирателей, предъявляющих повышенные требования к политическим партиям и их кандидатам.

При этом некоторые группы пользователей социальных сетей все еще продолжают выражать свое недоверие политическим партиям, однако большинство наших граждан, будучи небезразличными к судьбе своей страны, готовы принять участие важном политическом событии, исполняя свой гражданский долг.

Именно подобные обстоятельства и заложили основу отличия нынешних выборов от предыдущих. Следовательно, не вызывает сомнений то, что нынешние выборы под лозунгом «Новый Узбекистан – новые выборы» пройдут на основе принципов свободы слова. Это, в свою очередь, позволит не только укрепить позитивный имидж Узбекистана на международной арене, но и будет свидетельствовать о том, что в жизни страны реализуется новый этап демократического развития.

Сегодня о проводимой работе по обеспечению свободы слова в Узбекистане могут быть высказаны различные мнения со стороны . Но нам важно сказать, что это процесс, это последовательное движение вперед шаг за шагом, это поражения и победы каждый день, это то, к чему должно прийти общество само. К этому должны быть готовы и журналисты, и государство, и общественность. Для этого требуется время.

Конечно, обеспечить свободу слова и информации дело непростое, но очевиден один факт: назад дороги нет, начатые реформы не остановить. Агентством информации и массовых коммуникаций будут приняты все меры по поднятию средств массовой информации на уровень реальной «четвертой власти» – это основная задача, поставленная Президентом нашей страны в информационной сфере.

При этом важно учитывать, что в Узбекистане насчитывается около 22 млн пользователей мессенджеров и социальных сетей, а также около 200 активных блогеров, у которых имеются до 172 тысяч читателей. В подобных масштабах информационного пространства представляется крайне необходимым, чтобы государственные служащие, руководители политических партий и кандидаты в депутаты научились тесно работать со СМИ через призму соблюдения законодательства информационной сферы.

Однако, хочу отметить, что действие не должно быть «односторонним». То есть деятельность СМИ, журналистов и блогеров также должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Агентство и дальше будет придерживаться позиции контроля за недопущением распространения недостоверной, а также порочащей репутацию и честь других лиц информации. В период предвыборной кампании эти требования будут как никогда востребованными, так как речь идет об имидже кандидатов и политических партий в целом.

В мировой практике независимая пресса всегда была ближайшим помощником людей, которые избирались в качестве представителей народа. Я думаю, что лидеры политических партий и кандидаты, которые сегодня пытаются завоевать доверие народа и получить статус депутата, должны внимательно изучать мнение, обращения и проблемы каждого избирателя, сделав правильный вывод из обоснованной критики. Это, в свою очередь, послужит повышению эффективности проводимых в нашей стране реформ по улучшению благосостояния народа, что и есть самый главный ожидаемый результат от новых, демократических выборов.

К. Алламжанов,
и. о. директора Агентства информации 
и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Свобода слова – фундаментальная основа демократических выборов
Жамият
21:12 / 16:12:2019

Узбекистан находится накануне большого политического события. 22 декабря текущего года в нашей стране пройдут выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов. Трудно представить эту политическую кампанию без участия средств массовой информации. Ведь этот процесс в центре внимания мирового сообщества и играет важную роль в объективной оценке реформ в сфере обеспечения свободы слова в нашей стране.

В данном контексте следует особо подчеркнуть, что руководство нашей страны придерживается вектора демократизации информационной сферы, обеспечения свободы слова и доступа к информации. Обозначенный Президентом Шавкатом Мирзиёевым курс открытости и повышения роли СМИ в обществе, превращения их в реальную «четвертую власть» был изначально заложен в "Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах», в которой определены следующие ключевые направления реализации информационной политики страны:

– налаживание открытого диалога с населением, введение отчетности должностных лиц перед населением, укрепление доверия народа к государственной власти;

– обеспечение открытости деятельности госорганов;

– развитие общественного контроля, усиление роли средств массовой информации;

– обеспечение информационной безопасности, своевременное противодействие информационным угрозам.

В течение прошедших трех лет данный курс остается неизменным, и не должно быть сомнений в том, что он может быть повернут вспять.

Тем не менее, возникают вполне резонные вопросы, к примеру – в какой степени за прошедший период изменилось информационное пространство в Узбекистане, какова роль средств массовой информации в избирательном процессе и в какой мере они могут повлиять на обеспечение открытости, гласности и прозрачности избирательных процессов? Может ли информационная политика Узбекистана в полной мере показать народу содержание и динамику предстоящих выборов?

Если говорить об этом, то на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что средства массовой информации заняли прочное место в политике открытости нового Узбекистана. При этом особого внимания заслуживают такие позитивные изменения, как усиление критического подхода в медиапространстве, своевременное реагирование органов государственной власти на проблемы, поднимаемые в СМИ и социальных сетях, принятие мер по их решению.

В целях дальнейшего укрепления правовых основ обеспечения свободы слова подготовлен ряд нормативно-правовых актов. Это проекты законов «О свободе доступа к информации и открытости деятельности государственных органов и иных организаций», «О телерадиовещании» и законопроект, направленный на закрепление прав блогеров, а также введение административной ответственности за незаконное вмешательство в деятельность журналистов.

Наряду с этим подготовлен проект постановления Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции единой государственной информационной политики Республики Узбекистан». Одной из его особенностей является то, что концепцией предусмотрено создание в Узбекистане должности уполномоченного по защите прав и законных интересов средств массовой информации — «Медиа Омбудсмана». Основными задачами данного института будут изучение реализации норм и требований законодательства об обеспечении независимости СМИ и соблюдения средствами массовой информации нормативно-правовых актов, содействие в урегулировании возникающих споров между СМИ и госорганами в досудебном порядке, а также оказание правовой поддержки массмедиа при нарушении их прав.

Также приняты меры по развитию сотрудничества и с зарубежными средствами массовой информации – для них упрощен механизм прохождения аккредитации. Так, аккредитацию прошли корреспонденты узбекской службы «BBC», «Voice of America», «Fergana Agency» и других информационных агентств, которые ранее не могли осуществлять деятельность в нашей стране.

Кроме того, в рамках обеспечения доступа к информации восстановлена возможность использования ряда зарубежных новостных сайтов таких, как «BBC Uzbek», «Voice of America», «Amerika ovozi», «Radio Free Europe / Radio Liberty», «Eurasianet.org», «Deutsche Welle», «Amnesty International», «Human Rights Watch», «Reporters sans frontieres», AsiaTerra», «Fergana Agency» и других.

Одним из наиболее важных событий информационной сферы явилось принятие главой государства постановления о создании системы пресс-служб государственных органов в целях обеспечения еще большей их открытости. В результате, в настоящее время в Узбекистане осуществляют информационную деятельность около 400 пресс-секретарей, которые являются советниками по информационной политике руководителей государственных органов и иных организаций, их статус приравнен к заместителю руководителя.

Принятые меры позволили насытить информационное поле Узбекистана информацией о проводимых реформах и работе госорганов в этом направлении. Так, на сегодняшний день более половины новостного информационного потока в сети Интернет формируется посредством деятельности пресс-служб государственных органов, а также проводимых в Агентстве тематических пресс-конференций, количество которых в этом году составило почти 300 .

При этом национальные СМИ и социальные сети, выполняя функцию общественного контроля, стали уделять внимание освещению хода реформ и, тем самым, содействовать выявлению и решению волнующих население вопросов, что позволило госорганам принимать оперативные меры по устранению недостатков в своей работе.

В этих условиях наблюдается также динамичное расширение информационного пространства Узбекистана. В частности, за последние три года количество зарегистрированных СМИ увеличилось на 251 и составило 1 765 , из которых 562 являются интернет-СМИ.

В результате принятых вышеуказанных мер:

– информационное поле республики характеризуется открытостью и постепенным превращением СМИ в «четвертую власть»;

– наша страна поднялась с 169-гона 160-е место в рейтинге свободы слова, объявленном организацией «Репортеры без границ»;

– в ежегодном докладе представителя ОБСЕ по свободе СМИ А.Дезира, представленном 21 ноября 2019 года Постоянному совету ОБСЕ, впервые не наблюдалась критика в области обеспечения свободы слова, а наоборот дана позитивная оценка проводимым в Узбекистане реформам по развитию информационной сферы.

Позитивные реформы, осуществляемые в сфере обеспечения свободы слова, сегодня нашли свое отражение и в избирательных процессах.

Сегодня мы все видим, что избирательная кампания по выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши народных депутатов кардинально отличается от предыдущей, особенно, тем, что СМИ стали для политических партий открытой площадкой борьбы и конкуренции. Политические партии и кандидаты в депутаты, чувствуя реальную силу прессы, проявляют инициативу и сотрудничают со СМИ, являющимися народной трибуной. Это также проявляется в выступлениях политических партий, открытых дебатах, передачах и интервью на телерадиоканалах, встречах с журналистами и блогерами, а также в различных агитационных роликах.

По нашим данным, с момента начала избирательной кампании в информационном поле Узбекистана было опубликовано около 45 тысяч материалов на тему выборов.Учитывая тот факт, что предвыборная агитация активно набирает обороты, объем выступлений и обсуждений, связанных с избирательным процессом в СМИ и социальных сетях, несомненно, будет только расти.

Более того, сегодня массмедиа требуют от политических партий искать новые пути решения обсуждаемых проблем, отвечать на задаваемые вопросы, а также быть более активными на политической арене. В этом контексте следует особо подчеркнуть, что почти 10 тысяч из вышеуказанных материалов представляют собой статьи критического характера, что является практическим показателем свободы выражения и активности избирателей, предъявляющих повышенные требования к политическим партиям и их кандидатам.

При этом некоторые группы пользователей социальных сетей все еще продолжают выражать свое недоверие политическим партиям, однако большинство наших граждан, будучи небезразличными к судьбе своей страны, готовы принять участие важном политическом событии, исполняя свой гражданский долг.

Именно подобные обстоятельства и заложили основу отличия нынешних выборов от предыдущих. Следовательно, не вызывает сомнений то, что нынешние выборы под лозунгом «Новый Узбекистан – новые выборы» пройдут на основе принципов свободы слова. Это, в свою очередь, позволит не только укрепить позитивный имидж Узбекистана на международной арене, но и будет свидетельствовать о том, что в жизни страны реализуется новый этап демократического развития.

Сегодня о проводимой работе по обеспечению свободы слова в Узбекистане могут быть высказаны различные мнения со стороны . Но нам важно сказать, что это процесс, это последовательное движение вперед шаг за шагом, это поражения и победы каждый день, это то, к чему должно прийти общество само. К этому должны быть готовы и журналисты, и государство, и общественность. Для этого требуется время.

Конечно, обеспечить свободу слова и информации дело непростое, но очевиден один факт: назад дороги нет, начатые реформы не остановить. Агентством информации и массовых коммуникаций будут приняты все меры по поднятию средств массовой информации на уровень реальной «четвертой власти» – это основная задача, поставленная Президентом нашей страны в информационной сфере.

При этом важно учитывать, что в Узбекистане насчитывается около 22 млн пользователей мессенджеров и социальных сетей, а также около 200 активных блогеров, у которых имеются до 172 тысяч читателей. В подобных масштабах информационного пространства представляется крайне необходимым, чтобы государственные служащие, руководители политических партий и кандидаты в депутаты научились тесно работать со СМИ через призму соблюдения законодательства информационной сферы.

Однако, хочу отметить, что действие не должно быть «односторонним». То есть деятельность СМИ, журналистов и блогеров также должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Агентство и дальше будет придерживаться позиции контроля за недопущением распространения недостоверной, а также порочащей репутацию и честь других лиц информации. В период предвыборной кампании эти требования будут как никогда востребованными, так как речь идет об имидже кандидатов и политических партий в целом.

В мировой практике независимая пресса всегда была ближайшим помощником людей, которые избирались в качестве представителей народа. Я думаю, что лидеры политических партий и кандидаты, которые сегодня пытаются завоевать доверие народа и получить статус депутата, должны внимательно изучать мнение, обращения и проблемы каждого избирателя, сделав правильный вывод из обоснованной критики. Это, в свою очередь, послужит повышению эффективности проводимых в нашей стране реформ по улучшению благосостояния народа, что и есть самый главный ожидаемый результат от новых, демократических выборов.

К. Алламжанов,
и. о. директора Агентства информации 
и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.