
Каждая страна обладает особенными закономерностями развития.
Стабильность государства зависит, прежде всего, от уровня обеспечения прав и свобод человека, наличия жизненно важных возможностей для практической реализации целей, прав, свобод и законных интересов личности.
Сегодня развитие мировых держав происходит в условиях глобализации. Под воздействием изменений общественно-политической ситуации и Узбекистан в этих условиях занимает все более прочные позиции на мировой арене.
В этой связи следует отметить, что утвержденная недавно Указом Президента «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» стала своеобразным ориентиром, определяющим приоритетные направления развития нашей страны.
Ее главная особенность состоит в том, что прежде всего в отношениях между государством и обществом центральным во всех отношениях является вопрос о всестороннем уважении человеческого достоинства, возвышение этой ценности, поднятие ее на качественно новый уровень.
Стратегия развития Нового Узбекистана, является логическим
и последовательным продолжением реализованной в 2017-2021 годах Стратегии действий, которая в результате эффективности и результативности достижения поставленных целей создает прочную основу для дальнейшего устойчивого развития и вступления нашей любимой Родины
в ряды развитых государств.
Тот факт, что проекты Cтратегии развития, Указа о ее утверждении
и «Дорожной карты» были вынесены на общественное обсуждение, является ярким подтверждением того, что мнения, взгляды, идеи и настроения наших граждан имеют первостепенное значение для государства.
В ходе общественных обсуждений на регулярной основе проводилась широкая информационно-разъяснительная работа по информированию широкой общественности о сущности, содержании и значении этих проектов.
В частности, во всех средствах массовой информации было опубликовано 3600 материалов, в том числе в Интернете, особенно на сайтах и в социальных сетях, а также в местных СМИ. Только в мессенджерах «Facebook» и «Telegram» было опубликовано 1600 статей, а на теле- и радиоканалах транслировалось около 1700 передач и программ, посвященных обсуждению проектов. И это также ярко свидетельствует о том, что Стратегия развития
и заложенные в ней цели вызвали в нашем обществе значительный эмоциональный подъем, сформировали в нашей стране ощутимый и стабильный импульс для дальнейшего нового политического развития.
Всего по проектам поступило 17 535 предложений, что еще раз показало неравнодушное отношение населения к осуществляемым реформам и к их эффективности, продемонстрировало живой интерес граждан к социальным и политическим процессам, что свидетельствует о повышении и росте правовой и политической культуры, чувства сопричастности к происходящим преобразованиям.
Анализ полученных по опубликованным проектам предложений и рекомендаций граждан является убедительным тому свидетельством и показал, что:
по первому приоритетному направлению «Построение гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества» поступило 7 137 отзывов;
по второму – «Превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны» – 564 отзыва;
по третьему – «Ускоренное развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста» – 1 116 отзывов;
по четвертому – «Проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала» – 7 395 отзывов;
по пятому – «Обеспечение духовного развития и поднятие данной сферы на новый уровень» – 225 отзывов;
по шестому – «Подход к глобальным проблемам исходя из национальных интересов» – 892 отзыва;
по седьмому – «Укрепление безопасности и оборонного потенциала страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики» – 206 отзывов.
Примечательно, что 8 000 поданных гражданами предложений были направлены на поддержку и одобрение норм проектов, более 6 000 носили общий характер, около 1 000 – по вопросам, уже отраженным в законодательстве и проектах, и более 1 000 выделялись своей сосредоточенностью на конкретных проблемах.
В результате всестороннего рассмотрения предложений в проект внесено около 100 концептуальных и более 200 конкретных изменений и дополнений. В частности, если в проекте Стратегии развития было предусмотрено 94 приоритетные цели, то теперь это число увеличилось и составляет 100, а реализация Государственной программы на 2022 год теперь предусматривает выделение 55 трлн сумов и 11,7 млрд долларов США на финансирование запланированных мероприятий.
Следует отметить, что первым приоритетным направлением Стратегии развития является «Построение гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества», которое вобрало в себя 12 целей, стало одним из ведущих направлений государственного развития, в нем отражены широкие возможности для реализации интересов и чаяний граждан в качестве наиважнейшего ключевого фактора. В рамках данного приоритетного направления запланировано повышение эффективности института махалли, адаптация в соответствии с современными требованиями институциональных основ деятельности местных органов государственной власти, трансформация деятельности органов государственного управления на основе принципа «ориентация на служение гражданам» и, самое главное, Стратегия развития еще раз доказывает, что она станет уникальным документом для развития Нового Узбекистана, так как предусматривает внедрение компактной (емкой), профессиональной, справедливой и высокоэффективной системы государственного управления.
Кстати, признание человеческого достоинства высшим приоритетом развития показывает, насколько стремительно происходит реформирование в нашей стране. Не случайно лидер нашего государства отметил: «Новый Узбекистан – это заветная и благородная мечта всех нас, мечта нашего трудолюбивого, миролюбивого народа!»[1]. Ведь одним из важнейших признаков существования демократии в любой стране является то, насколько человеческое достоинство гарантируется государством и на словах, и на деле.
Второе приоритетное направление под названием «Превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны» включает в себя 8 целей, основная суть которых заключается в обеспечении верховенства Конституции и законов, то есть в обеспечении законности. В качестве основного критерия этого процесса определено человеческое достоинство. В рамках данного направления предусмотрено обеспечение своевременного, полного и качественного исполнения судебных актов и актов иных органов, развитие активного гражданского общества, формирование у граждан чувства уважения к закону и законопослушания, всемерное совершенствование принципов справедливости в обществе.
Третье приоритетное направление – «Ускоренное развитие национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста» состоит из 16 целей, и за счет обеспечения стабильности роста экономики в течение ближайших пяти лет позволит увеличить валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения в 1,6 раза и доход на душу населения к 2030 году в размере более 4 000 долларов США, что в конечном итоге позволит заложить основу для вступления нашей страны в ряды «государств с доходом выше среднего».
Четвертое приоритетное направление – «Проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала» включает в себя 34 цели. В целом они предусматривают существенное улучшение качества образования в системе дошкольного образования и в школах, повышение уровня знаний и навыков педагогических кадров до международного уровня, поэтапное доведение ежемесячной заработной платы квалифицированных преподавателей до эквивалента в 1 000 долларов США, доведение уровня охвата населения высшим образованием до 50 процентов.
«Обеспечение духовного развития и поднятие данной сферы на новый уровень» является пятым приоритетным направлением, состоящим из 8 целей и предусматривающим реализацию концепции «Новый Узбекистан – просвещенное общество». В этом смысле особый акцент ставится на вопросах просвещения, как на основном законе развития государства. При этом вопросы образования и воспитания играют важную роль, особенно в нынешнюю эпоху глобализации и интенсивного информационного воздействия. Поэтому следует еще раз особо подчеркнуть, что духовность является основным ключевым фактором для развития не только национальных ценностей, традиций, но и в целом для всего общественного развития.
Шестое приоритетное направление под названием «Подход к глобальным проблемам исходя из национальных интересов» состоит из 10 целей. Следует отметить, что основной целью данного направления является устранение существующих экологических проблем, наносящих вред здоровью и генофонду населения. Не будет преувеличением сказать, что намерение Узбекистана выступить с новой международной инициативой – предложением по содействию разработке Всемирной экологической хартии – означает обретение нашей страной качественно новой позиции на международной арене. Еще одной отличительной особенностью данного приоритетного направления является определение (впервые в истории страны) задачи по внедрению стандартов честности на государственной службе.
«Укрепление безопасности и оборонного потенциала страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики» определено в качестве седьмого приоритетного направления и включает в себя 12 целей. Оно предусматривает дальнейшее укрепление обороноспособности государства, усиление боевой готовности, возможностей и потенциала Вооруженных Сил. Примечательно, что вопрос социальной защиты лиц, проходящих службу в Вооруженных Силах, занимает особое место и имеет важное значение для их развития. Таким образом, дан старт новому этапу в истории формирования и развития военной сферы.
В заключение хотелось бы отметить, что Стратегия развития Нового Узбекистана играет особую роль в обретении достойного места нашей страны в мировом сообществе, в том, что принципы демократии полностью отражаются в жизни нашего общества и государства, и самое главное, – в возведении воли и интересов народа в ранг наивысших ценностей, а человеческое достоинство является важным критерием их обеспечения всегда и везде.
Фозилжон Отахонов,
директор Института проблем законодательства
и парламентских исследований при
Олий Мажлисе Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор