Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 20 декабря состоялось видеоселекторное совещание по вопросам полного внедрения в практику новой концепции налоговой политики.

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 20 декабря состоялось видеоселекторное совещание по вопросам полного внедрения в практику новой концепции налоговой политики.

Прозрачная и справедливая налоговая система является одним из важнейших условий развития экономики. Однако наличие множества неточностей в действовавшем до сегодняшнего времени налоговом администрировании препятствовало развитию бизнеса, предпринимательства и инвестиционной сферы. Высокий уровень налоговых ставок работал против добросовестных налогоплательщиков.

К примеру, субъекты предпринимательства отчисляли в государственные целевые фонды 3,2 процента от объема товарооборота, независимо от того, какую прибыль получало предприятие. Это налоговое бремя составляло минимум 21 процент от доходов предприятия и мешало производству конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции.

Для устранения подобных проблем, облегчения налогового бремени и развития подлинно рыночной экономики по инициативе главы государства была разработана Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

В концепции, принятой с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций на основе опыта развитых стран, предусмотрены обширные возможности для бизнеса и условия, делающие его ведение максимально удобным в соответствии с международными требованиями.

Так, со следующего года виды налогов сокращаются с 19 до 15. Ставка налога на прибыль юридических лиц снижена с 14 до 12 процентов, налога на прибыль в виде дивидендов и процентов – с 10 до 5 процентов.

Важно и то, что отныне налоговые ставки не будут резко меняться, как прежде, а будут более предсказуемыми. Это позволит инвесторам уверенно планировать долгосрочные бизнес-проекты.

В новой налоговой концепции отменяется и указанный выше порядок выплаты отчислений из товарооборота. В результате крупные предприятия смогут оставить в своем распоряжении более 5 триллионов сумов.

Благодаря этим и другим послаблениям Международный валютный фонд признал реформирование налоговой системы одним из самых больших успехов Узбекистана.

590c884f-d9f6-9cce-8e9a-7481b01cf62e.jpg

Одним словом, создана новая система налогового администрирования. Следующая задача – обеспечить ее полное внедрение в практику.

На видеоселекторном совещании определены меры по рациональному налаживанию действия новой системы.

Начиная с 1 января 2019 года все субъекты независимо от численности работников, имеющие товарооборот в размере более 1 миллиарда сумов, перейдут на уплату общеустановленного налогового платежа.

Естественно, возникает вопрос: почему было принято решение увеличить число плательщиков общеустановленного налога?

Разрыв между налоговым бременем плательщиков единого налога и плательщиков общеустановленного налога чрезмерно большой, что не стимулирует укрупнение малого бизнеса. Притом что всемирно известные бренды, такие как Adidas, Nike, Indesit, Knauff, в свое время начинали свою деятельность в качестве небольших семейных предприятий и благодаря соответствующим стимулирующим механизмам превратились в крупные компании.

Говоря об этом, Президент задал вопрос: когда Узбекистан будет иметь такие крупные бренды?

Отмечалось, что необходимо повышать квалификацию и практические навыки сотрудников территориальных налоговых органов по подсчету общеустановленных налогов, проводить соответствующую подготовку бухгалтеров субъектов предпринимательства.

Даны поручения по закреплению сотрудников налоговых органов за предприятиями, переходящими на уплату общеустановленного налога, проведению необходимых разъяснений, оказанию субъектам практической помощи. Отмечалась необходимость проведения крупными акционерными обществами и хозяйственными объединениями совместно со специалистами Государственного налогового комитета семинаров-тренингов для ответственных работников предприятий, действующих в их системе.

– В подсчете и ведении отчетности по общеустановленному налогу наибольшую сложность представляет налог на добавленную стоимость, – сказал Шавкат Мирзиёев. – Для облегчения этого процесса планируется внедрение данного налога поэтапно в течение двух лет.

В частности, предприятия, товарооборот которых составляет от 1 миллиарда до 3 миллиардов сумов, будут платить НДС добровольно, в упрощенном порядке. То есть они не будут вести отдельную счет-фактуру по закупленным товарам и будут платить налог исходя из товарооборота, дифференцированно в разрезе сфер деятельности.

На совещании даны указания по внедрению современных информационных технологий, обеспечению юридических лиц необходимыми компьютерными программами, подготовке бухгалтеров для правильной организации указанных выше работ.

Отмечалась необходимость налаживания работы интернет-страницы с ответами на часто задаваемые вопросы и круглосуточных call-центров для того, чтобы налогоплательщики могли получить разъяснения на любые возникающие неясности.

Глава государства особое внимание уделил вопросу предотвращения роста цен в результате распространения уплаты НДС на малый бизнес. Ответственным лицам поручено обеспечить правильное ценообразование на всех этапах производства до получения готовой продукции путем внедрения налога на создаваемую добавленную стоимость, недопущение необоснованного роста цен на каждом этапе производства готовой продукции.

В новую налоговую систему внедрен ряд новшеств по легализации неофициальной деятельности. Так, налог на прибыль снижен с 14 до 12 процентов, он уплачивается только при получении дохода предпринимателем. Для сокращения неофициальной занятости вместо подоходного налога, доходившего до 30 процентов от заработной платы, введен единый 12-процентный налог, а 8-процентные страховые взносы вовсе отменены. Ставка единого социального платежа, ложившегося тяжелым бременем на плечи бизнес-сообщества, снижена с 25 до 12 процентов. На 30 процентов снижены ставки фиксированного налогового платежа для индивидуальных предпринимателей.

Эти возможности будут стимулировать предпринимателей к добросовестной деятельности и созданию больше рабочих мест.

На совещании рассмотрены вопросы повышения собираемости налогов. Отмечалось, что работа налоговых органов в этом направлении неудовлетворительна, на местах сохраняется задолженность по налогам. Соответствующим ведомствам поручено обеспечить полное поступление налогов.

Подчеркнуто, что имеющиеся бюрократические препоны в налоговом администрировании негативно влияют на деятельность экспортеров. В частности, производственные предприятия, экспортирующие свою продукцию, сталкиваются с волокитой и вынуждены месяцами обращаться в районные, областные и республиканские налоговые органы за возмещением суммы налога на добавленную стоимость.

В связи с этим Президент отметил необходимость внедрения упрощенного порядка, предусматривающего возмещение налога на добавленную стоимость в течение десяти дней.

– Новый налоговый кодекс должен полностью охватывать все процедуры, механизмы и методы налогообложения, быть понятным для всех. Эта работа является нашим первым шагом к созданию справедливой и стимулирующей налоговой системы, – сказал глава государства.

По обсужденным на совещании вопросам заслушана информация ответственных руководителей.


Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Справедливая и стимулирующая налоговая система будет способствовать развитию производственного и инвестиционного потенциала

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 20 декабря состоялось видеоселекторное совещание по вопросам полного внедрения в практику новой концепции налоговой политики.

Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 20 декабря состоялось видеоселекторное совещание по вопросам полного внедрения в практику новой концепции налоговой политики.

Прозрачная и справедливая налоговая система является одним из важнейших условий развития экономики. Однако наличие множества неточностей в действовавшем до сегодняшнего времени налоговом администрировании препятствовало развитию бизнеса, предпринимательства и инвестиционной сферы. Высокий уровень налоговых ставок работал против добросовестных налогоплательщиков.

К примеру, субъекты предпринимательства отчисляли в государственные целевые фонды 3,2 процента от объема товарооборота, независимо от того, какую прибыль получало предприятие. Это налоговое бремя составляло минимум 21 процент от доходов предприятия и мешало производству конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции.

Для устранения подобных проблем, облегчения налогового бремени и развития подлинно рыночной экономики по инициативе главы государства была разработана Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

В концепции, принятой с привлечением экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка и других организаций на основе опыта развитых стран, предусмотрены обширные возможности для бизнеса и условия, делающие его ведение максимально удобным в соответствии с международными требованиями.

Так, со следующего года виды налогов сокращаются с 19 до 15. Ставка налога на прибыль юридических лиц снижена с 14 до 12 процентов, налога на прибыль в виде дивидендов и процентов – с 10 до 5 процентов.

Важно и то, что отныне налоговые ставки не будут резко меняться, как прежде, а будут более предсказуемыми. Это позволит инвесторам уверенно планировать долгосрочные бизнес-проекты.

В новой налоговой концепции отменяется и указанный выше порядок выплаты отчислений из товарооборота. В результате крупные предприятия смогут оставить в своем распоряжении более 5 триллионов сумов.

Благодаря этим и другим послаблениям Международный валютный фонд признал реформирование налоговой системы одним из самых больших успехов Узбекистана.

590c884f-d9f6-9cce-8e9a-7481b01cf62e.jpg

Одним словом, создана новая система налогового администрирования. Следующая задача – обеспечить ее полное внедрение в практику.

На видеоселекторном совещании определены меры по рациональному налаживанию действия новой системы.

Начиная с 1 января 2019 года все субъекты независимо от численности работников, имеющие товарооборот в размере более 1 миллиарда сумов, перейдут на уплату общеустановленного налогового платежа.

Естественно, возникает вопрос: почему было принято решение увеличить число плательщиков общеустановленного налога?

Разрыв между налоговым бременем плательщиков единого налога и плательщиков общеустановленного налога чрезмерно большой, что не стимулирует укрупнение малого бизнеса. Притом что всемирно известные бренды, такие как Adidas, Nike, Indesit, Knauff, в свое время начинали свою деятельность в качестве небольших семейных предприятий и благодаря соответствующим стимулирующим механизмам превратились в крупные компании.

Говоря об этом, Президент задал вопрос: когда Узбекистан будет иметь такие крупные бренды?

Отмечалось, что необходимо повышать квалификацию и практические навыки сотрудников территориальных налоговых органов по подсчету общеустановленных налогов, проводить соответствующую подготовку бухгалтеров субъектов предпринимательства.

Даны поручения по закреплению сотрудников налоговых органов за предприятиями, переходящими на уплату общеустановленного налога, проведению необходимых разъяснений, оказанию субъектам практической помощи. Отмечалась необходимость проведения крупными акционерными обществами и хозяйственными объединениями совместно со специалистами Государственного налогового комитета семинаров-тренингов для ответственных работников предприятий, действующих в их системе.

– В подсчете и ведении отчетности по общеустановленному налогу наибольшую сложность представляет налог на добавленную стоимость, – сказал Шавкат Мирзиёев. – Для облегчения этого процесса планируется внедрение данного налога поэтапно в течение двух лет.

В частности, предприятия, товарооборот которых составляет от 1 миллиарда до 3 миллиардов сумов, будут платить НДС добровольно, в упрощенном порядке. То есть они не будут вести отдельную счет-фактуру по закупленным товарам и будут платить налог исходя из товарооборота, дифференцированно в разрезе сфер деятельности.

На совещании даны указания по внедрению современных информационных технологий, обеспечению юридических лиц необходимыми компьютерными программами, подготовке бухгалтеров для правильной организации указанных выше работ.

Отмечалась необходимость налаживания работы интернет-страницы с ответами на часто задаваемые вопросы и круглосуточных call-центров для того, чтобы налогоплательщики могли получить разъяснения на любые возникающие неясности.

Глава государства особое внимание уделил вопросу предотвращения роста цен в результате распространения уплаты НДС на малый бизнес. Ответственным лицам поручено обеспечить правильное ценообразование на всех этапах производства до получения готовой продукции путем внедрения налога на создаваемую добавленную стоимость, недопущение необоснованного роста цен на каждом этапе производства готовой продукции.

В новую налоговую систему внедрен ряд новшеств по легализации неофициальной деятельности. Так, налог на прибыль снижен с 14 до 12 процентов, он уплачивается только при получении дохода предпринимателем. Для сокращения неофициальной занятости вместо подоходного налога, доходившего до 30 процентов от заработной платы, введен единый 12-процентный налог, а 8-процентные страховые взносы вовсе отменены. Ставка единого социального платежа, ложившегося тяжелым бременем на плечи бизнес-сообщества, снижена с 25 до 12 процентов. На 30 процентов снижены ставки фиксированного налогового платежа для индивидуальных предпринимателей.

Эти возможности будут стимулировать предпринимателей к добросовестной деятельности и созданию больше рабочих мест.

На совещании рассмотрены вопросы повышения собираемости налогов. Отмечалось, что работа налоговых органов в этом направлении неудовлетворительна, на местах сохраняется задолженность по налогам. Соответствующим ведомствам поручено обеспечить полное поступление налогов.

Подчеркнуто, что имеющиеся бюрократические препоны в налоговом администрировании негативно влияют на деятельность экспортеров. В частности, производственные предприятия, экспортирующие свою продукцию, сталкиваются с волокитой и вынуждены месяцами обращаться в районные, областные и республиканские налоговые органы за возмещением суммы налога на добавленную стоимость.

В связи с этим Президент отметил необходимость внедрения упрощенного порядка, предусматривающего возмещение налога на добавленную стоимость в течение десяти дней.

– Новый налоговый кодекс должен полностью охватывать все процедуры, механизмы и методы налогообложения, быть понятным для всех. Эта работа является нашим первым шагом к созданию справедливой и стимулирующей налоговой системы, – сказал глава государства.

По обсужденным на совещании вопросам заслушана информация ответственных руководителей.