Парламентский контроль является неотъемлемой составляющей развитых демократических стран во всем мире.
При этом его действенность находится в прямой зависимости от степени демократичности всего государственного механизма, роли и места парламента в правовой системе государства. Парламентский контроль проводится в целях выявления и устранения недостатков, проблем, недопущения нарушений прав и свобод личности. Вопрос развития и совершенствования института парламентского контроля в нашей стране продолжает оставаться актуальным, в принципе, как и во всех странах, так как контрольные функции парламента в первую очередь направлены на защиту интересов населения, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность законодательства, обеспечение эффективного его применения в общественных отношениях, оперативное внесение изменений в законодательство, обеспечение высокого уровня ответственности должностных лиц за исполнение законов и повышение правовой культуры граждан.
Наряду с представительскими и законодательными функциями парламента другим важнейшим направлением работы высшего законодательного органа является осуществление им контрольных полномочий. Анализируя институт контроля в деятельности парламента, необходимо отметить, что в правовой литературе под словом «контроль» происходящем от французского слова «controle», понимается проверка либо наблюдение с целью проверки, поэтому деятельность, предусматривающая реализацию полномочий парламента по контролю, именуется парламентским контролем, а юридические словари определяют понятие «парламентский контроль» как вид деятельности законодательного органа, осуществляемого в целях организации исполнения законов. Правовая природа контрольных полномочий высшего законодательного органа основывается на теории разделения властей, предполагающей уполномочивание народом парламента выражать его волю через принятие законов, а также осуществлять контроль за их исполнением. При этом парламент, реализуя свои контрольные полномочия, способствует достижению эффективности функционирования не только исполнительной системы, но и в целом государственного управления. К контрольным полномочиям парламента обычно относят контроль в сфере финансов и бюджетной политики, контроль деятельности правительства и отдельных министерств, контроль за исполнением законов субъектами административно-территориального деления, контроль касательно отдельных событий, явлений и фактов государственной деятельности и общественной жизни, контроль соблюдения прав человека. Несмотря на существование в практике законодательных органов власти разных способов осуществления парламентского контроля, ему всё же свойственны определенные общие формы, такие как направление парламентских и депутатских запросов, дебаты и заслушивание отчетов и информационных сообщений руководителей, участие в назначении должностных лиц, парламентские расследования и резолюции порицания. Информация, получаемая в ходе реализации парламентского контроля, служит расширению информационных источников в законодательном процессе, повышению качества принимаемых законов, способствует взаимодействию общества и государственных органов в решении общих задач. Результатами парламентского контроля могут стать внесение предложений и рекомендаций в государственные органы по повышению эффективности их деятельности, направление материалов в уполномоченные органы для рассмотрения, обращение к соответствующим организациям или должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению нарушений прав и интересов граждан и других нарушений законодательства. По итогам наблюдений также могут быть инициированы разработка проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих документов.
Необходимо отметить, что особенности парламентского контроля различаются в зависимости от существующей в той или иной стране формы правления и закрепляются Конституцией или отдельными законодательными актами. Однако сами процедуры парламентского контроля, отражающие его материальные и процессуальные аспекты, как правило, Основным Законом не регулируются, а определяются в текущем законодательстве. Законодательство Республики Узбекистан наряду с закреплением конституционных норм касательно осуществления парламентского контроля более детально регламентирует эти функции в ряде законов: конституционные законы Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», законы Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Но единым базовым актом в данной области выступает Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле», четко определивший формы, объекты парламентского контроля, круг субъектов, осуществляющих парламентский контроль, регламентирующий порядок изучения состояния исполнения законодательства и правоприменительной практики, а также мер, принимаемых по результатам парламентского контроля. Так, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан реализация парламентского контроля – неотъемлемая функция как Сената, так и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Конституционно обе палаты Парламента наделены правом осуществления парламентского контроля. Помимо этого, право осуществления парламентского контроля предоставлено комитетам, комиссиям палат Олий Мажлиса, депутатам и фракциям Законодательной палаты Олий Мажлиса, сенаторам и Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсману).
Говоря об особенностях парламентского контроля применительно к верхней палате национального парламента, следует принять во внимание тот факт, что Сенат, являясь законодательным органом территориального представительства, решает эту важную задачу в ракурсе обеспечения правового баланса между регионами и страны в целом, где во главу угла ставятся вопросы своевременного выявления региональных проблем и оптимизации надлежащего правоприменения в каждом субъекте территориального устройства страны, достижения сбалансированности и динамичности развития. Депутаты же нижней палаты, работая в парламенте на постоянной, профессиональной основе, представляя фракции, осуществляют парламентский контроль через призму политической платформы партии. Это свидетельствует о том, что парламентский контроль является одной из граней обеспечения гласности и прозрачности в деятельности государственных органов, укрепляет стабильность в обществе, позволяет на практике вовлечь широкие слои населения, гражданские институты в процесс осуществления парламентского контроля. В связи с этим совершенствование правовых основ института парламентского контроля остается актуальным вопрос и в Республике Узбекистан и нашло свое отражение в приоритетах, выдвинутых главой государства в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, где большое внимание уделено дальнейшему совершенствованию парламентского контроля и расширению форм и правовых механизмов его осуществления. В частности, в Стратегии предусмотрен ряд задач, среди которых стоит отметить дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в стране путем укрепления и расширения их полномочий в решении важных задач внутренней и внешней политики, их участия в обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых законов, постановки конкретных стратегических задач перед ответственными организациями в рамках утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением и внедрения практики направления запроса по их результатам. Все эти предложения были учтены в рамках конституционных реформ, проведенных в стране, в соответствии с которыми осуществлен ряд ключевых изменений, расширивших и оптимизировавших контрольные полномочия палат Олий Мажлиса. В частности, усилена роль Олий Мажлиса в осуществлении борьбы с коррупцией путем закрепления права Парламента заслушивать ежегодный Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан. Помимо этого, усилены контрольные функции верхней палаты за деятельностью контролирующих, правоохранительных органов и спецслужб. Также необходимо отметить создание конституционно-правовых основ института парламентского расследования, согласно которым в целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны, совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса может проводиться парламентское расследование. Усиление и расширение в новой редакции Конституции контрольных полномочий палат Парламента заложило прочный фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа, ускоренного развития государства и гражданского общества на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», ибо парламентский контроль преследует важнейшую цель - обеспечение прав человека, усиление подотчетности и открытости государственных органов, повышение роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.
Окилахон Караходжаева,
доцент Ташкентского государственного
юридического университета,
кандидат юридических наук.