Парламентский контроль является неотъемлемой составляющей развитых демократических стран во всем мире.

При этом его действенность находится в прямой зависимости от степени демократичности всего государственного механизма, роли и места парламента в правовой системе государства. Парламентский контроль проводится в целях выявления и устранения недостатков, проблем, недопущения нарушений прав и свобод личности. Вопрос развития и совершенствования института парламентского контроля в нашей стране продолжает оставаться актуальным, в принципе, как и во всех странах, так как контрольные функции парламента в первую очередь направлены на защиту интересов населения, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность законодательства, обеспечение эффективного его применения в общественных отношениях, оперативное внесение изменений в законодательство, обеспечение высокого уровня ответственности должностных лиц за исполнение законов и повышение правовой культуры граждан.

Наряду с представительскими и законодательными функциями парламента другим важнейшим направлением работы высшего законодательного органа является осуществление им контрольных полномочий. Анализируя институт контроля в деятельности парламента, необходимо отметить, что в правовой литературе под словом «контроль» происходящем от французского слова «controle», понимается проверка либо наблюдение с целью проверки, поэтому деятельность, предусматривающая реализацию полномочий парламента по контролю, именуется парламентским контролем, а юридические словари определяют понятие «парламентский контроль» как вид деятельности законодательного органа, осуществляемого в целях организации исполнения законов. Правовая природа контрольных полномочий высшего законодательного органа основывается на теории разделения властей, предполагающей уполномочивание народом парламента выражать его волю через принятие законов, а также осуществлять контроль за их исполнением. При этом парламент, реализуя свои контрольные полномочия, способствует достижению эффективности функционирования не только исполнительной системы, но и в целом государственного управления. К контрольным полномочиям парламента обычно относят контроль в сфере финансов и бюджетной политики, контроль деятельности правительства и отдельных министерств, контроль за исполнением законов субъектами административно-территориального деления, контроль касательно отдельных событий, явлений и фактов государственной деятельности и общественной жизни, контроль соблюдения прав человека. Несмотря на существование в практике законодательных органов власти разных способов осуществления парламентского контроля, ему всё же свойственны определенные общие формы, такие как направление парламентских и депутатских запросов, дебаты и заслушивание отчетов и информационных сообщений руководителей, участие в назначении должностных лиц, парламентские расследования и резолюции порицания. Информация, получаемая в ходе реализации парламентского контроля, служит расширению информационных источников в законодательном процессе, повышению качества принимаемых законов, способствует взаимодействию общества и государственных органов в решении общих задач. Результатами парламентского контроля могут стать внесение предложений и рекомендаций в государственные органы по повышению эффективности их деятельности, направление материалов в уполномоченные органы для рассмотрения, обращение к соответствующим организациям или должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению нарушений прав и интересов граждан и других нарушений законодательства. По итогам наблюдений также могут быть инициированы разработка проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих документов.

Необходимо отметить, что особенности парламентского контроля различаются в зависимости от существующей в той или иной стране формы правления и закрепляются Конституцией или отдельными законодательными актами. Однако сами процедуры парламентского контроля, отражающие его материальные и процессуальные аспекты, как правило, Основным Законом не регулируются, а определяются в текущем законодательстве. Законодательство Республики Узбекистан наряду с закреплением конституционных норм касательно осуществления парламентского контроля более детально регламентирует эти функции в ряде законов: конституционные законы Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», законы Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Но единым базовым актом в данной области выступает Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле», четко определивший формы, объекты парламентского контроля, круг субъектов, осуществляющих парламентский контроль, регламентирующий порядок изучения состояния исполнения законодательства и правоприменительной практики, а также мер, принимаемых по результатам парламентского контроля. Так, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан реализация парламентского контроля – неотъемлемая функция как Сената, так и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Конституционно обе палаты Парламента наделены правом осуществления парламентского контроля. Помимо этого, право осуществления парламентского контроля предоставлено комитетам, комиссиям палат Олий Мажлиса, депутатам и фракциям Законодательной палаты Олий Мажлиса, сенаторам и Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсману). 

Говоря об особенностях парламентского контроля применительно к верхней палате национального парламента, следует принять во внимание тот факт, что Сенат, являясь законодательным органом территориального представительства, решает эту важную задачу в ракурсе обеспечения правового баланса между регионами и страны в целом, где во главу угла ставятся вопросы своевременного выявления региональных проблем и оптимизации надлежащего правоприменения в каждом субъекте территориального устройства страны, достижения сбалансированности и динамичности развития. Депутаты же нижней палаты, работая в парламенте на постоянной, профессиональной основе, представляя фракции, осуществляют парламентский контроль через призму политической платформы партии. Это свидетельствует о том, что парламентский контроль является одной из граней обеспечения гласности и прозрачности в деятельности государственных органов, укрепляет стабильность в обществе, позволяет на практике вовлечь широкие слои населения, гражданские институты в процесс осуществления парламентского контроля. В связи с этим совершенствование правовых основ института парламентского контроля остается актуальным вопрос и в Республике Узбекистан и нашло свое отражение в приоритетах, выдвинутых главой государства в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, где большое внимание уделено дальнейшему совершенствованию парламентского контроля и расширению форм и правовых механизмов его осуществления. В частности, в Стратегии предусмотрен ряд задач, среди которых стоит отметить дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в стране путем укрепления и расширения их полномочий в решении важных задач внутренней и внешней политики, их участия в обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых законов, постановки конкретных стратегических задач перед ответственными организациями в рамках утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением и внедрения практики направления запроса по их результатам. Все эти предложения были учтены в рамках конституционных реформ, проведенных в стране, в соответствии с которыми осуществлен ряд ключевых изменений, расширивших и оптимизировавших контрольные полномочия палат Олий Мажлиса. В частности, усилена роль Олий Мажлиса в осуществлении борьбы с коррупцией путем закрепления права Парламента заслушивать ежегодный Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан. Помимо этого, усилены контрольные функции верхней палаты за деятельностью контролирующих, правоохранительных органов и спецслужб. Также необходимо отметить создание конституционно-правовых основ института парламентского расследования, согласно которым в целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны, совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса может проводиться парламентское расследование. Усиление и расширение в новой редакции Конституции контрольных полномочий палат Парламента заложило прочный фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа, ускоренного развития государства и гражданского общества на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», ибо парламентский контроль преследует важнейшую цель - обеспечение прав человека, усиление подотчетности и открытости государственных органов, повышение роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.

Окилахон Караходжаева, 
доцент Ташкентского государственного 
юридического университета, 
кандидат юридических наук.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Совершенствование правовых основ парламентского контроля в Республике Узбекистан

Парламентский контроль является неотъемлемой составляющей развитых демократических стран во всем мире.

При этом его действенность находится в прямой зависимости от степени демократичности всего государственного механизма, роли и места парламента в правовой системе государства. Парламентский контроль проводится в целях выявления и устранения недостатков, проблем, недопущения нарушений прав и свобод личности. Вопрос развития и совершенствования института парламентского контроля в нашей стране продолжает оставаться актуальным, в принципе, как и во всех странах, так как контрольные функции парламента в первую очередь направлены на защиту интересов населения, выявление факторов и условий, влияющих на эффективность законодательства, обеспечение эффективного его применения в общественных отношениях, оперативное внесение изменений в законодательство, обеспечение высокого уровня ответственности должностных лиц за исполнение законов и повышение правовой культуры граждан.

Наряду с представительскими и законодательными функциями парламента другим важнейшим направлением работы высшего законодательного органа является осуществление им контрольных полномочий. Анализируя институт контроля в деятельности парламента, необходимо отметить, что в правовой литературе под словом «контроль» происходящем от французского слова «controle», понимается проверка либо наблюдение с целью проверки, поэтому деятельность, предусматривающая реализацию полномочий парламента по контролю, именуется парламентским контролем, а юридические словари определяют понятие «парламентский контроль» как вид деятельности законодательного органа, осуществляемого в целях организации исполнения законов. Правовая природа контрольных полномочий высшего законодательного органа основывается на теории разделения властей, предполагающей уполномочивание народом парламента выражать его волю через принятие законов, а также осуществлять контроль за их исполнением. При этом парламент, реализуя свои контрольные полномочия, способствует достижению эффективности функционирования не только исполнительной системы, но и в целом государственного управления. К контрольным полномочиям парламента обычно относят контроль в сфере финансов и бюджетной политики, контроль деятельности правительства и отдельных министерств, контроль за исполнением законов субъектами административно-территориального деления, контроль касательно отдельных событий, явлений и фактов государственной деятельности и общественной жизни, контроль соблюдения прав человека. Несмотря на существование в практике законодательных органов власти разных способов осуществления парламентского контроля, ему всё же свойственны определенные общие формы, такие как направление парламентских и депутатских запросов, дебаты и заслушивание отчетов и информационных сообщений руководителей, участие в назначении должностных лиц, парламентские расследования и резолюции порицания. Информация, получаемая в ходе реализации парламентского контроля, служит расширению информационных источников в законодательном процессе, повышению качества принимаемых законов, способствует взаимодействию общества и государственных органов в решении общих задач. Результатами парламентского контроля могут стать внесение предложений и рекомендаций в государственные органы по повышению эффективности их деятельности, направление материалов в уполномоченные органы для рассмотрения, обращение к соответствующим организациям или должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению нарушений прав и интересов граждан и других нарушений законодательства. По итогам наблюдений также могут быть инициированы разработка проекта нового акта законодательства или пересмотр действующих документов.

Необходимо отметить, что особенности парламентского контроля различаются в зависимости от существующей в той или иной стране формы правления и закрепляются Конституцией или отдельными законодательными актами. Однако сами процедуры парламентского контроля, отражающие его материальные и процессуальные аспекты, как правило, Основным Законом не регулируются, а определяются в текущем законодательстве. Законодательство Республики Узбекистан наряду с закреплением конституционных норм касательно осуществления парламентского контроля более детально регламентирует эти функции в ряде законов: конституционные законы Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», законы Республики Узбекистан «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан». Но единым базовым актом в данной области выступает Закон Республики Узбекистан «О парламентском контроле», четко определивший формы, объекты парламентского контроля, круг субъектов, осуществляющих парламентский контроль, регламентирующий порядок изучения состояния исполнения законодательства и правоприменительной практики, а также мер, принимаемых по результатам парламентского контроля. Так, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан реализация парламентского контроля – неотъемлемая функция как Сената, так и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Конституционно обе палаты Парламента наделены правом осуществления парламентского контроля. Помимо этого, право осуществления парламентского контроля предоставлено комитетам, комиссиям палат Олий Мажлиса, депутатам и фракциям Законодательной палаты Олий Мажлиса, сенаторам и Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсману). 

Говоря об особенностях парламентского контроля применительно к верхней палате национального парламента, следует принять во внимание тот факт, что Сенат, являясь законодательным органом территориального представительства, решает эту важную задачу в ракурсе обеспечения правового баланса между регионами и страны в целом, где во главу угла ставятся вопросы своевременного выявления региональных проблем и оптимизации надлежащего правоприменения в каждом субъекте территориального устройства страны, достижения сбалансированности и динамичности развития. Депутаты же нижней палаты, работая в парламенте на постоянной, профессиональной основе, представляя фракции, осуществляют парламентский контроль через призму политической платформы партии. Это свидетельствует о том, что парламентский контроль является одной из граней обеспечения гласности и прозрачности в деятельности государственных органов, укрепляет стабильность в обществе, позволяет на практике вовлечь широкие слои населения, гражданские институты в процесс осуществления парламентского контроля. В связи с этим совершенствование правовых основ института парламентского контроля остается актуальным вопрос и в Республике Узбекистан и нашло свое отражение в приоритетах, выдвинутых главой государства в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, где большое внимание уделено дальнейшему совершенствованию парламентского контроля и расширению форм и правовых механизмов его осуществления. В частности, в Стратегии предусмотрен ряд задач, среди которых стоит отметить дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в стране путем укрепления и расширения их полномочий в решении важных задач внутренней и внешней политики, их участия в обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых законов, постановки конкретных стратегических задач перед ответственными организациями в рамках утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением и внедрения практики направления запроса по их результатам. Все эти предложения были учтены в рамках конституционных реформ, проведенных в стране, в соответствии с которыми осуществлен ряд ключевых изменений, расширивших и оптимизировавших контрольные полномочия палат Олий Мажлиса. В частности, усилена роль Олий Мажлиса в осуществлении борьбы с коррупцией путем закрепления права Парламента заслушивать ежегодный Национальный доклад о противодействии коррупции в Республике Узбекистан. Помимо этого, усилены контрольные функции верхней палаты за деятельностью контролирующих, правоохранительных органов и спецслужб. Также необходимо отметить создание конституционно-правовых основ института парламентского расследования, согласно которым в целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны, совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса может проводиться парламентское расследование. Усиление и расширение в новой редакции Конституции контрольных полномочий палат Парламента заложило прочный фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа, ускоренного развития государства и гражданского общества на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», ибо парламентский контроль преследует важнейшую цель - обеспечение прав человека, усиление подотчетности и открытости государственных органов, повышение роли институтов гражданского общества, средств массовой информации, политической активности населения и общественных объединений.

Окилахон Караходжаева, 
доцент Ташкентского государственного 
юридического университета, 
кандидат юридических наук.