Периодически проводимые в Республике Узбекистан демократические выборы базируются на нормативно-правовой базе, регулярно совершенствуемой в соответствии с международными избирательными стандартами и осуществляемыми в стране широкомасштабными реформами, главная цель которых – обеспечение участия граждан в управлении государством и обществом, реализация принципа волеизъявления народа как неотъемлемого атрибута демократического правового государства.

Так, суть реформ, проводимых сегодня в данном направлении, и обсуждение в связи с этим проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума», ставит приоритетной задачей совершенствование национального избирательного законодательства и практики проведения выборов в соответствии с общепризнанными международными стандартами и с  учетом собственного национального опыта проведения демократических выборов и референдума. 

Законопроект воплотил в себе такие цели, как поиск новых эффективных механизмов участия граждан в управлении делами государства, обеспечение учета их интересов, а также повышение их вовлеченности в общественное строительство и демократическую организацию органов государства.  

Так, в документе определено внесение изменений и дополнений в ряд статей Избирательного кодекса и Закона «О референдуме Республики Узбекистан», одно из которых предполагает внедрение в избирательную систему страны смешанной (мажоритарной и пропорциональной) формы выборов, тем самым изменение законодательных основ и практики проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе смешанной избирательной системы. Необходимо отметить, что согласно смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе. Соответственно, при голосовании избиратель будет получать бюллетень для голосования за конкретного кандидата по мажоритарной системе и бюллетень для голосования за партийный список кандидатов от политической партии по пропорциональной системе.  

При мажоритарной системе избранным будет считаться тот кандидат, который наберет большее количество голосов, тогда как при пропорциональной избирательной системе места распределятся в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Следовательно, смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на индивидуальной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Наряду с этим следует обратить внимание на то, что введение смешанной избирательной системы предполагает разделение существующих избирательных округов на два вида: на одномандатные и по единому избирательному округу, в связи с чем в проекте закона предлагается установить специальные правила, как для единого, так и для одномандатных избирательных округов. Применение смешанной избирательной системы, соединяющей положительные свойства двух разных систем, то есть мажоритарной и пропорциональной используется в таких странах, как Южная Корея, Россия, Украина и Кыргызстан. Формирование представительных органов власти на основе смешанной избирательной системы позволяет в значительной мере обеспечить улучшение работы политических партий со своим электоратом, служит повышению их роли в жизни общества и государства, а также укреплению основ многопартийности в стране.

Кроме того, в целях расширения участия женщин в общественно-политической жизни в законопроекте предлагается увеличить число кандидатов-женщин с 30 до 40 процентов. Участие наших соотечественниц посредством так называемых «женских» политических квот в избирательном процессе и избрание их в представительные органы власти гарантирует эффективное функционирование принципов демократии в государстве, позволяет обеспечить учет мнений и интересов женщин в решении проблем и задач в различных сферах. Подобная норма закреплена в законодательстве Испании, Греции, Португалии, Словении.

Следует отметить, что принятие данного закона послужит дальнейшему повышению статуса партий и профессионального уровня избирательных органов.

Окилахон Караходжаева, 
доцент Ташкентского государственного 
юридического университета, 
кандидат юридических наук.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Совершенствование избирательного законодательства в Республике Узбекистан

Периодически проводимые в Республике Узбекистан демократические выборы базируются на нормативно-правовой базе, регулярно совершенствуемой в соответствии с международными избирательными стандартами и осуществляемыми в стране широкомасштабными реформами, главная цель которых – обеспечение участия граждан в управлении государством и обществом, реализация принципа волеизъявления народа как неотъемлемого атрибута демократического правового государства.

Так, суть реформ, проводимых сегодня в данном направлении, и обсуждение в связи с этим проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума», ставит приоритетной задачей совершенствование национального избирательного законодательства и практики проведения выборов в соответствии с общепризнанными международными стандартами и с  учетом собственного национального опыта проведения демократических выборов и референдума. 

Законопроект воплотил в себе такие цели, как поиск новых эффективных механизмов участия граждан в управлении делами государства, обеспечение учета их интересов, а также повышение их вовлеченности в общественное строительство и демократическую организацию органов государства.  

Так, в документе определено внесение изменений и дополнений в ряд статей Избирательного кодекса и Закона «О референдуме Республики Узбекистан», одно из которых предполагает внедрение в избирательную систему страны смешанной (мажоритарной и пропорциональной) формы выборов, тем самым изменение законодательных основ и практики проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе смешанной избирательной системы. Необходимо отметить, что согласно смешанной избирательной системе часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе. Соответственно, при голосовании избиратель будет получать бюллетень для голосования за конкретного кандидата по мажоритарной системе и бюллетень для голосования за партийный список кандидатов от политической партии по пропорциональной системе.  

При мажоритарной системе избранным будет считаться тот кандидат, который наберет большее количество голосов, тогда как при пропорциональной избирательной системе места распределятся в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. Следовательно, смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на индивидуальной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Наряду с этим следует обратить внимание на то, что введение смешанной избирательной системы предполагает разделение существующих избирательных округов на два вида: на одномандатные и по единому избирательному округу, в связи с чем в проекте закона предлагается установить специальные правила, как для единого, так и для одномандатных избирательных округов. Применение смешанной избирательной системы, соединяющей положительные свойства двух разных систем, то есть мажоритарной и пропорциональной используется в таких странах, как Южная Корея, Россия, Украина и Кыргызстан. Формирование представительных органов власти на основе смешанной избирательной системы позволяет в значительной мере обеспечить улучшение работы политических партий со своим электоратом, служит повышению их роли в жизни общества и государства, а также укреплению основ многопартийности в стране.

Кроме того, в целях расширения участия женщин в общественно-политической жизни в законопроекте предлагается увеличить число кандидатов-женщин с 30 до 40 процентов. Участие наших соотечественниц посредством так называемых «женских» политических квот в избирательном процессе и избрание их в представительные органы власти гарантирует эффективное функционирование принципов демократии в государстве, позволяет обеспечить учет мнений и интересов женщин в решении проблем и задач в различных сферах. Подобная норма закреплена в законодательстве Испании, Греции, Португалии, Словении.

Следует отметить, что принятие данного закона послужит дальнейшему повышению статуса партий и профессионального уровня избирательных органов.

Окилахон Караходжаева, 
доцент Ташкентского государственного 
юридического университета, 
кандидат юридических наук.