25 октября – День сотрудников органов внутренних дел Республики Узбекистан
В жизни каждый человек может столкнуться с неожиданными ситуациями, и тогда многие звонят по номеру «102».
Часто мы и не задумываемся о том, что за этими цифрами кроется труд сотен людей, которые сутками находятся на линии связи.
Раньше информация о том, кто и по каким вопросам звонил по этому номеру, была недоступна, поэтому некоторые обращения оставались без внимания. Сейчас же ситуация кардинальным образом изменилась, служба «102» превратилась в современную цифровую услугу, можно сказать, своеобразную «скорую помощь» по приему обращений граждан.
Каждый звонок на номер «102» – автоматизированную информационную систему приема и регистрации сообщений о преступлениях и происшествиях – фиксируется автоматически. С момента поступления обращения и до его разрешения оно будет отслеживаться в ситуационно-аналитическом центре МВД – на единой цифровой платформе управления.
Мы посетили этот центр и ознакомились с работой его сотрудников, поговорили со специалистами о достигнутых в текущем году результатах, новостях, связанных с системой, и возникших проблемах.
– Этот центр был создан в 2019 году, – говорит начальник ситуационно-аналитического центра МВД, подполковник Отабек Шохакимов. – На него возложена задача – следить за оперативной обстановкой в республике и организовывать совместно со структурами-партнерами работу по обобщению собранной на местах информации, управлению оперативными силами и средствами. Центр располагает высокими техническими возможностями, позволяющими, помимо прочего, контролировать работу колл-центров с помощью видеонаблюдения. Кроме этого, в центр интегрированы другие информационные системы, необходимые для оперативного принятия решения. То есть в момент совершения преступления на местах можно получить полную информацию об участниках происшествия, деталях преступления от других ведомств в онлайн-режиме.
– Каким целям служат установленные в центре большие экраны?
– Через эти экраны напрямую отслеживается деятельность региональной службы «102». В случае необходимости мы подключаемся к камерам видеонаблюдения, изучаем происшествие в режиме онлайн, что позволяет уточнить детали. Центр подключен ко всем существующим информационным системам органов внутренних дел.
– Во время онлайн-наблюдения за деятельностью службы «102» в регионах контролируются ли содержание и исход поступающих обращений? Или же делается анализ на основе предоставленных ими отчетов?
– У нас есть возможность услышать каждое поступившее сообщение, следить за процессом в онлайн-режиме и узнавать все подробности. При необходимости силами и средствами на местах оперативно распоряжаются сотрудники нашего центра. В ходе ежедневной работы региональным сотрудникам оказывается методическая поддержка со стороны специалистов центра.
Заместитель начальника ситуационно-аналитического центра МВД Бекзод Юсупов рассказал о том, какие сведения поступают в службу «102»:
– В основном поступающие обращения связаны с семейно-бытовыми взаимоотношениями. Наиболее распространенное правонарушение среди населения – это мошенничество с использованием информационных систем. Участились случаи кражи денег с банковских пластиковых карт или получения их путем обмана людей, и потерпевшие обращаются за помощью в решении этой проблемы. Сотрудники службы «102» оперативно сообщат о любых нарушениях в соответствующие службы. Дальнейшее развитие ситуации будет контролировать ситуационно-аналитический центр. Кроме того, существует система e-material, разработанная МВД и Генеральной прокуратурой, для контроля поступающих обращений.
Следует отметить, что фиксируются и ложные сообщения о преступлениях. В отношении лиц, заведомо распространяющих подобную информацию, принимаются соответствующие меры.
– Сколько поступило обращений в службу «102» в этом году и как они были решены?
– Всего за девять месяцев текущего года граждане совершили 3 миллиона 835 тысяч 235 звонков по короткому номеру «102». Из них 2 миллиона 450 тысяч обращений касались сотрудников органов внутренних дел и были рассмотрены в рамках закона.
Остальные обращения не требовали оперативного реагирования или не были связаны с деятельностью органов внутренних дел. В частности, в более чем 701 тысяче случаев граждане обращались за консультацией и помощью. Им предоставлены необходимые сведения об оформлении миграции и гражданства, порядке и местах приема регистрационно-экзаменационными подразделениями службы безопасности дорожного движения и другими структурами, а также номера телефонов их сотрудников.
Около 200 тысяч человек позвонили на номер «102» по ошибке, в 330 тысячах случаев молчали в трубку. В 7,5 тысячи случаях были сделаны технические звонки для проверки связи. В 1625 случаях поступали сведения для других экстренных служб, куда и были направлены звонки посредством конференцсвязи.
В общем, ни одно обращение, поступившее на круглосуточно действующий номер «102», не остается без внимания, в отношении каждого обеспечивается законное решение.
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/EyF-2dHyLHs?si=crT_w7jXENQ6pbSk" title="YouTube video player" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share" allowfullscreen></iframe>Беседовала
Норгуль АБДУРАИМОВА,
корр. УзА.