Указ и его исполнение
Реализуемые в нашей стране реформы играют важную роль в развитии всех сфер. Возьмем, к примеру, сферу оборота криптоактивов. Создание институциональной структуры национального крипторынка, внедрение обновленной системы лицензирования деятельности провайдеров услуг также связаны с изменениями в сфере.
Наша беседа с заместителем директора Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан Давроном МАКСУДОВЫМ посвящена достигнутым успехам в сфере оборота криптоактивов и планам на будущее.
– Даврон Санжарходжаевич, расскажите, в чем заключаются деятельность и задачи Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан?
– Прежде всего хочу отметить, что реализуемая в настоящее время Президентом нашей страны Шавкатом Мирзиёевым масштабная работа не только в социально-политической сфере, но и в области развития цифровой экономики дает свои весомые результаты.
В рамках проводимых в нашей стране реформ Президентом поставлено множество задач и приняты соответствующие решения по регулированию обращения криптоактивов на территории Республики Узбекистан, созданию благоприятных условий для субъектов предпринимательства, намеревающихся осуществлять деятельность в этой области, по привлечению иностранных инвестиций в нашу страну, в частности, за счет дальнейшего развития новой отрасли экономики.
Постановлением главы государства "О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан" от 3 июля 2018 года Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (ныне Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан) определено уполномоченным органом в сфере внедрения и развития цифровой экономики, а также обозначены соответствующие требования к лицензированию деятельности в области оборота криптоактивов, включая создание криптобирж по торговле криптоактивами.
Вместе с тем в соответствии с данным постановлением был принят ряд документов, направленных на организацию и регулирование деятельности криптобирж, являющихся новым видом предпринимательства. В результате реформ по регулированию и развитию данной сферы в 2019 году была выдана соответствующая лицензия на деятельность первой криптобиржи, что стало новшеством не только для Узбекистана, но и для соседних стран.
Из-за стремительного распространения в 2020–2021 годах пандемии коронавируса и ее сильного влияния на глобальную экономику в мировом сообществе возросла потребность в криптоактивах. А это стало очередным испытанием для правительств развитых и развивающихся стран.
Если говорить о нашей организации, то на основе соответствующего постановления главы государства Агентство является уполномоченным органом в сфере развития, лицензирования и проведения разрешительных процедур в сфере оборота криптоактивов и в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Узбекистан.
На Агентство возложены такие задачи, как разработка и реализация единой государственной политики в сфере обращения криптоактивов, обеспечение соблюдения прав и законных интересов инвесторов в сфере обращения криптоактивов, участие в разработке и внедрении мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем в сфере оборота криптоактивов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.
– Какая работа проделана за истекший период в сфере развития оборота криптоактивов?
– Исходя из вышеуказанных требований, экспертами Агентства был тщательно изучен передовой опыт развитых и развивающихся стран в этой области. Были привлечены как местные, так и международные эксперты с большим опытом работы. Агентство организовало множество встреч с руководством и представителями более 10 крупных международных криптобирж и других криптоплатформ относительно факторов, которые могут быть препятствиями для развития сферы и надлежащего ее регулирования, создания благоприятных условий для субъектов хозяйствования и защиты интересов наших граждан.
По результатам встреч проект документа неоднократно рассматривался экспертами с учетом рекомендаций экспертов. Кроме того, специалисты Агентства приняли участие в ряде международных конференций, организованных по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового поражения, провели соответствующие встречи с органами власти других стран в области оборота криптоактивов, представителями других государственных органов.
Следует отметить, что дополнения и изменения, внесенные указом Президента от 27 апреля 2022 года, стали большим толчком для дальнейшего развития данной сферы.
– Откровенно говоря, наши знания об обороте криптоактивов ограничены. Какая работа проделана для популяризации этой сферы?
– В этом вопросе, я считаю, цифровая и финансовая грамотность большинства граждан недостаточна. Возможно, им нужно еще немного времени.
С учетом этого Агентство совместно с министерствами и ведомствами информирует наших граждан о регулировании сферы обращения криптоактивов, положительных и отрицательных их сторонах, в том числе о технологической структуре и осуществляемых операциях.
С 2021 года организуются соответствующие семинары и курсы повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов, реализующих меры, направленные на минимизацию незаконного оборота криптоактивов на территории Республики Узбекистан. Также специалисты Агентства проводят встречи со студентами, обучающимися в высших учебных заведениях нашей страны.
Агентством создаются видеоролики для средств массовой информации, специальные страницы и рубрики, радиопередачи в целях разъяснения нашим гражданам значения и сути криптоактивов, условий для инвесторов, осуществляющих и намеревающихся осуществлять деятельность в рамках соответствующего законодательства.
Вся вышеперечисленная информация, сведения о компаниях, продвигающих проекты, основанные на незаконном обороте криптоактивов также доступны для общественности на официальном сайте Агентства.
– Как отмечалось, в настоящее время четыре криптомагазина получили лицензии для осуществления деятельности. Они являются первыми законными криптомагазинами на территории СНГ и Центральной Азии. Расскажите об этом.
– Если обратимся к опыту стран СНГ и других развитых стран по регулированию обращения криптоактивов, то увидим, что ими принят ряд нормативно-правовых документов. Однако большинство этих документов устанавливают лишь общие требования и условия регулирования обращения криптоактивов.
У нас же приводятся не только общие требования к регулированию обращения криптоактивов, но и определяются соответствующие виды деятельности, которые могут быть реализованы в этой сфере. В частности, постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года в сфере оборота криптоактивов определены такие виды деятельности, как майнинг и оказание услуг провайдеров. Провайдеры услуг в свою очередь разделены по таким направлениям деятельности, как криптобиржа, майнинг пул, криптодепозитарий и криптомагазин. Разработаны и приняты соответствующие уставы и положения для их создания и реализации.
В настоящее время на территории Республики Узбекистан действуют пять официальных провайдеров услуг, обладающих соответствующей лицензией для осуществления деятельности в сфере оборота криптоактивов. Это криптобиржа и четыре криптомагазина.
Одним из основных условий деятельности криптомагазинов на территории нашей страны является обязательная идентификация лиц, приобретающих или реализующих криптоактивы через криптомагазины, хранение всех данных об операциях, связанных с криптоактивами.
Для сведения, эти требования установлены Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), то есть межправительственной организацией, разрабатывающей международные стандарты в этой области.
Следует отметить, что криптомагазины на территории нашей страны способствуют тому, чтобы граждане могли быстро, удобно и безопасно осуществлять операции со своими криптоактивами.
– Разработаны ли полностью правовые нормы для деятельности в сфере оборота криптоактивов?
– В настоящее время сфера обращения криптоактивов на территории Республики Узбекистан практически урегулирована. Принято более 11 нормативно-правовых актов, направленных на регулирование данной сферы.
Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан и Налоговым комитетом также принято информационное уведомление о бухгалтерском учете операций с криптоактивами.
Стоит отметить, что в результате проведенной работы по регулированию сферы обращения криптоактивов Республика Узбекистан получила оценку «более соответствует» Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в сфере криптоактивов (Рекомендация 15 ФАТФ). Например, только 12 стран мира достигли такого рейтинга по регулированию этой сферы. Радует, что Узбекистан в их числе.
– Расскажите о планах на будущее вашей организации.
– Стремительное развитие и изменение технологий в сфере криптоактивов, появление новых видов деятельности и отношений накладывает на Агентство большую ответственность.
В числе важных задач – совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере, приведение нормативно-правовых документов в соответствие с иными правовыми документами, обеспечение принятия нормативно-правовых актов об установлении норм за нарушение порядка обращения криптоактивов, принятия ведомственных нормативных документов, регламентирующих деятельность майнинга и майнинг пула, и обеспечение их реализации.
В течение 2023–2025 годов Агентство планирует принять меры по привлечению в нашу страну иностранных поставщиков услуг и содействию им, реализовать пилотные проекты по выпуску инвестиционных токенов для привлечения инвестиций в различные отрасли экономики, реализации специализированных планов по дальнейшему расширению международного сотрудничества с организациями и уполномоченными органами других стран, провести широкую разъяснительную деятельность в сфере обращения криптоактивов.
Беседовала Насиба ЗИЁДУЛЛАЕВА, корр. УзА