Важным условием прогресса и одним из действенных механизмов реализации Стратегии устойчивого развития являются государственные закупки.  Государственные закупки – важный фактор стратегического управления и оказания услуг в государственном секторе.

Государственные закупки – это организованная система приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг (сервиса) для решения потребностей и нужд государственных организаций, учреждений, а также все товары, услуги, закупаемые государством. Диапазон госзакупок широк и может варьироваться от канцелярских товаров до материалов и услуг, используемых в крупных масштабах, инфраструктурах и проектах.

Государственные закупки необходимы, потому что в одной стране не могут производиться все без исключения товары.  Рынок государственных закупок в мире ежегодно достигает миллиардов долларов. На государственные закупки приходится 15-20 процентов мирового ВВП. Госзакупки в международных торговых соглашениях обеспечивают открытый, прозрачный и транспарентный подход к поставщикам товаров и услуг.

Основным международным соглашением, касающимся государственных закупок, является Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках (GPA). В 2011 году был разработан Типовой закон ЮНСИТРАЛ о государственных закупках. В 2012 году издано Руководство по принятию данного Типового закона.

Открытые и прозрачные рынки закупок приносят пользу государствам, правительствам и гражданам, развивая прогресс и конкуренцию, расширяя  доступность товаров, услуг, обеспечивая тем самым оптимальное соотношение цены и качества.

При совершении государственных закупок следует соблюдать следующие базовые этические принципы:

  • прозрачность;
  • открытость и доступность информации;
  • подотчетность;
  • соблюдение процедур;
  • строгое следование закупочным процедурам;
  • эффективная конкуренция;
  • справедливость – равные возможности для всех.

В настоящее время Узбекистан работает по ряду направлений для улучшения деятельности в сфере государственных закупок, что отмечается действующими в этой сфере международными организациями. 

Отношения в области государственных закупок в стране регулируются Законом Республики Узбекистан «О государственных закупках», который принят Законодательной палатой Олий Мажлиса 1 декабря 2020 года и одобрен Сенатом 12 марта 2021 года. Законом определены процедурные правила, регулирующие проведение госзакупок в соответствии с принципами беспристрастности и прозрачности. Существующее в Узбекистане законодательство подразумевает ряд санкций за нарушение закупочных правил.В целях обеспечения проведения прозрачных электронных тендеров и конкурсов в государственных закупках Министерством финансов запущена цифровая платформа xarid.mf.uz и tender.mf.uz. 

В условиях глобальной экономики особо важны управленческий опыт и стратегия эффективного управления. Уровень компетентности, профессиональной подготовки управленцев в сфере госзакупок является важным условием достижения качества и результативности их деятельности.

Уровень эффективности закупочной деятельности во многом определяется знаниями и компетенциями руководителя. Качества и навыки эффективного и успешного руководителя в сфере госзакупок во многом зависит от постоянного профессионального развития, самообразования. Руководителю требуются метадисциплинарные знания в сфере госзакупок.

В настоящее время образовательные учреждения, крупные компании, специализирующиеся в сфере госзакупок, предлагают тематические конференции, вебинары, сертификации, курсы по наращиванию потенциала, курсы переподготовки и повышения квалификации, тренинги в сфере госзакупок. Возможности профессионального обучения предоставляются как в рамках официальной системы подготовки, так и в виде неформального обучения, тимбилдингов, наставничества, самообразования. 

В Узбекистане активно развивается система повышения профессиональных компетенций специалистов в сфере госзакупок.

Например, образовательный центр Актион МЦФЭР-У предлагает курсы для заказчиков «Управление контрактами и закупками» (Курс предназначен для специалистов, связанных с управлением контрактами и закупочной деятельностью государственных заказчиков), а также экспресс-курсы для поставщиков «Участие в госзакупках».

Центр профессиональной подготовки «UP» совместно с центром повышения квалификации и переподготовки Туринского политехнического университета предлагает следующие курсы подготовки:

  • производственный менеджмент;
  • управление государственными закупками и контрактами;
  • менеджмент проектов.

Для оптимизации формирования и поддержки кадрового потенциала в сфере госзакупок рекомендуется следующее:

  1. Разработка этических стандартов руководителей в сфере госзакупок.
  2. Развитие международного сотрудничества в сфере госзакупок. 
  3. Для оказания образовательных услуг в сфере госзакупок предлагается создание Института госзакупок Узбекистана, который будет заниматься решением следующих задач:
  • организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; 
  • проведение тренингов, семинаров;
  • оказание консультационных услуг;
  • участие в разработке нормативных документов в сфере госзакупок;
  • разработка учебно-методических материалов для рассматриваемой сферы;
  • проведение научных исследований;
  • сертификацию в сфере госзакупок.

Мохира Халикова

руководитель отдела Научно-исследовательского института при Министерстве по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан, 

доктор философии, доцент,

участница программы «Открытые закупки» 

Школы прикладных исследований (PRS) SICA и OCR 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Сфера государственных закупок Узбекистана на нынешнем этапе

Важным условием прогресса и одним из действенных механизмов реализации Стратегии устойчивого развития являются государственные закупки.  Государственные закупки – важный фактор стратегического управления и оказания услуг в государственном секторе.

Государственные закупки – это организованная система приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг (сервиса) для решения потребностей и нужд государственных организаций, учреждений, а также все товары, услуги, закупаемые государством. Диапазон госзакупок широк и может варьироваться от канцелярских товаров до материалов и услуг, используемых в крупных масштабах, инфраструктурах и проектах.

Государственные закупки необходимы, потому что в одной стране не могут производиться все без исключения товары.  Рынок государственных закупок в мире ежегодно достигает миллиардов долларов. На государственные закупки приходится 15-20 процентов мирового ВВП. Госзакупки в международных торговых соглашениях обеспечивают открытый, прозрачный и транспарентный подход к поставщикам товаров и услуг.

Основным международным соглашением, касающимся государственных закупок, является Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках (GPA). В 2011 году был разработан Типовой закон ЮНСИТРАЛ о государственных закупках. В 2012 году издано Руководство по принятию данного Типового закона.

Открытые и прозрачные рынки закупок приносят пользу государствам, правительствам и гражданам, развивая прогресс и конкуренцию, расширяя  доступность товаров, услуг, обеспечивая тем самым оптимальное соотношение цены и качества.

При совершении государственных закупок следует соблюдать следующие базовые этические принципы:

  • прозрачность;
  • открытость и доступность информации;
  • подотчетность;
  • соблюдение процедур;
  • строгое следование закупочным процедурам;
  • эффективная конкуренция;
  • справедливость – равные возможности для всех.

В настоящее время Узбекистан работает по ряду направлений для улучшения деятельности в сфере государственных закупок, что отмечается действующими в этой сфере международными организациями. 

Отношения в области государственных закупок в стране регулируются Законом Республики Узбекистан «О государственных закупках», который принят Законодательной палатой Олий Мажлиса 1 декабря 2020 года и одобрен Сенатом 12 марта 2021 года. Законом определены процедурные правила, регулирующие проведение госзакупок в соответствии с принципами беспристрастности и прозрачности. Существующее в Узбекистане законодательство подразумевает ряд санкций за нарушение закупочных правил.В целях обеспечения проведения прозрачных электронных тендеров и конкурсов в государственных закупках Министерством финансов запущена цифровая платформа xarid.mf.uz и tender.mf.uz. 

В условиях глобальной экономики особо важны управленческий опыт и стратегия эффективного управления. Уровень компетентности, профессиональной подготовки управленцев в сфере госзакупок является важным условием достижения качества и результативности их деятельности.

Уровень эффективности закупочной деятельности во многом определяется знаниями и компетенциями руководителя. Качества и навыки эффективного и успешного руководителя в сфере госзакупок во многом зависит от постоянного профессионального развития, самообразования. Руководителю требуются метадисциплинарные знания в сфере госзакупок.

В настоящее время образовательные учреждения, крупные компании, специализирующиеся в сфере госзакупок, предлагают тематические конференции, вебинары, сертификации, курсы по наращиванию потенциала, курсы переподготовки и повышения квалификации, тренинги в сфере госзакупок. Возможности профессионального обучения предоставляются как в рамках официальной системы подготовки, так и в виде неформального обучения, тимбилдингов, наставничества, самообразования. 

В Узбекистане активно развивается система повышения профессиональных компетенций специалистов в сфере госзакупок.

Например, образовательный центр Актион МЦФЭР-У предлагает курсы для заказчиков «Управление контрактами и закупками» (Курс предназначен для специалистов, связанных с управлением контрактами и закупочной деятельностью государственных заказчиков), а также экспресс-курсы для поставщиков «Участие в госзакупках».

Центр профессиональной подготовки «UP» совместно с центром повышения квалификации и переподготовки Туринского политехнического университета предлагает следующие курсы подготовки:

  • производственный менеджмент;
  • управление государственными закупками и контрактами;
  • менеджмент проектов.

Для оптимизации формирования и поддержки кадрового потенциала в сфере госзакупок рекомендуется следующее:

  1. Разработка этических стандартов руководителей в сфере госзакупок.
  2. Развитие международного сотрудничества в сфере госзакупок. 
  3. Для оказания образовательных услуг в сфере госзакупок предлагается создание Института госзакупок Узбекистана, который будет заниматься решением следующих задач:
  • организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; 
  • проведение тренингов, семинаров;
  • оказание консультационных услуг;
  • участие в разработке нормативных документов в сфере госзакупок;
  • разработка учебно-методических материалов для рассматриваемой сферы;
  • проведение научных исследований;
  • сертификацию в сфере госзакупок.

Мохира Халикова

руководитель отдела Научно-исследовательского института при Министерстве по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан, 

доктор философии, доцент,

участница программы «Открытые закупки» 

Школы прикладных исследований (PRS) SICA и OCR