В сегодняшней сложной и изменчивой геополитической обстановке заявления и инициативы глав государств, высказанные с мировой трибуны ООН, не только определяют приоритетные направления внешней политики конкретной страны, но и влияют на определенные процессы в региональном и глобальном масштабе.

С этой точки зрения выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 80-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций характеризуется как важное политическое событие.   

Корреспондент УзА записал мнение директора Научно-аналитического центра по исследованию развития стран Востока при Ташкентском государственном университете востоковедения, доктора политических наук, профессора Сайфиддина Джураева о значении инициатив, изложенных Президентом, для региона и мирового сообщества.

– Глава нашего государства в своей речи проанализировал и дал политическую оценку состояния и тенденций общемировых и региональных процессов, имеющих важное значение для международного сообщества, их влияния на развитие мирового сообщества исходя из интересов Центральной Азии. Он также выдвинул ряд предложений по решению существующих проблем.

Во-первых, в ходе стратегической оценки текущей международной ситуации Президент нашей страны подчеркнул, что мир стремительно меняется, и возникает совершенно новая, тревожная геополитическая реальность. Особый акцент был сделан на ослаблении роли и места международных институтов, усилении противостояний, конфликтов и войн, резком росте технологического и социального неравенства, а также нарастающем экономическом и гуманитарном кризисе.

https://cdn.uza.uz/2024/10/26/17/04/kFP8qBpnSt4oCf4SAb2IVTAVyZIfmGhb_front.png

В этой связи лидер Узбекистана высоко оценил инициативу «ООН-80», направленную на достижение компромиссных решений сложных и острых глобальных вопросов, и выразил твердую приверженность Пакту во имя будущего. Он также выдвинул инициативу о трансформации и расширении состава Совета Безопасности ООН.

Политическая значимость этих оценки и инициативы обусловлена необходимостью эффективной борьбы с современными угрозами и защиты интересов развивающихся государств.

Во-вторых, чрезвычайно актуальны рекомендации, выдвинутые на основе современной практики и порядка превращения Центральной Азии в пространство мира, добрососедства и партнерства. В частности, заявление Шавката Мирзиёева о том, что стратегическая цель по трансформации ЦА, начатая восемь лет назад, достигнута, и что эпоха закрытых границ, нерешенных споров и конфликтов в нашем регионе ушла в прошлое, продемонстрировало его верность своему слову, решительность и последовательность в реализации выдвинутых инициатив перед мировым сообществом. В данном контексте особенно значимыми стали объективные факты о том, что в последние годы объемы взаимной торговли, инвестиций и транспортных перевозок в регионе увеличились в пять раз, создаются совместные инвестиционные фонды, торговые и промышленные зоны в приграничных районах, реализуются крупные инфраструктурные проекты.

В-третьих, Президент отметил, что Консультативные встречи глав государств Центральной Азии стали эффективным механизмом на пути углубления региональной интеграции, а политическая логика этого процесса служит начальным этапом формирования Новой Центральной Азии.

Согласно оценке главы государства, наш регион благодаря своей сплоченности, стабильности и растущей региональной идентичности занимает все более прочное место в системе международных отношений как самостоятельный субъект. Президент выдвинул перспективное предложение по поддержке, расширению и углублению этих усилий. Было подчеркнуто, что наша страна должна расширять взаимовыгодные связи со всеми зарубежными партнерами. Вместе с тем будет реализован ряд новых проектов и программ в Центральной Азии со структурами ООН. Инициативы о проведении под эгидой ЭКОСОС и ЮНКТАД международного форума, посвященного вопросам экономического развития государств Центральной Азии, создании регионального хаба «зеленых» технологий в промышленности совместно с ЮНИДО, принятии программ по рациональному использованию водных ресурсов, созданию «зеленого» пространства и достижению демографической устойчивости в нашем регионе, а также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в поддержку усилий по углублению регионального партнерства и экономической интеграции в странах Центральной Азии, своевременны не только для нашего региона, но и для всего мира.

В-четвертых, в центре постоянного внимания Президента находится вопрос решения проблемы Афганистана на основе современных подходов. Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что необходимо объединить усилия международного сообщества для поддержки стремления афганского народа к мирной и спокойной жизни. Крайне важно не допустить изоляции этого государства. В развитие этой идеи было выдвинуто предложение о принятии отдельной резолюции ООН о развитии через территорию этой страны международных транспортных и энергетических коридоров, реализации в Афганистане крупных экономических и инфраструктурных проектов.

В-пятых, не осталась без внимания и тема конфликтов на Ближнем Востоке и в Украине. Стоит отметить, что одной из важных особенностей Нового Узбекистана является неизменная политическая позиция нашего государства касательно ситуации на Ближнем Востоке и практические предложения по решению этой проблемы, которые поддерживаются международным сообществом. В этот раз Президентом было предложено не оставлять без внимания нарастающий гуманитарный кризис в секторе Газа, остановить различные военные действия и продолжить политические переговоры в регионе, а также реализовать принцип «два государства для двух народов» в соответствии с резолюциями ООН. Кроме того, стратегически важным стало приветствие начала диалога на высоком уровне по дипломатическому решению ситуации вокруг Украины, которая вызывает серьезную озабоченность у всех.

В-шестых, прозвучали четкие, конструктивные предложения Президента Узбекистана по обеспечению безопасности. В этом направлении в Центральной Азии ведется эффективная работа по реализации Глобальной контртеррористической стратегии. Совместно с Контртеррористическим управлением ООН создан Региональный экспертный совет по вопросам реабилитации и реинтеграции. Заявления главы государства о том, что эта структура послужит важной платформой для обмена опытом по адаптации лиц, возвращенных из проблемных зон, к мирной жизни, а также о готовности создать необходимые условия для открытия в Узбекистане регионального офиса Контртеррористического управления ООН, имеют важное практическое значение.

В-седьмых, стало очевидно, что в мировой глобальной транспортной системе существуют определенные проблемы. Это в первую очередь негативно сказывается на стабильности развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Президент предложил конкретное решение данной проблемы, подчеркнув, что обеспечение безопасности международных транзитных коридоров и создание эффективных логистических цепочек, а также внедрение глобального механизма «Укрепление взаимной транспортной связанности во имя достижения Целей устойчивого развития» являются актуальными задачами сегодняшнего дня.

В целом инициативы и стратегические идеи лидера Узбекистана, выдвинутые с трибуны ООН, единственной в своем роде политической структуры, не только дают мощный толчок внутренним реформам в стране, но и служат повышению ее авторитета в региональном и международном масштабе. Что особенно ценно, все они подкреплены конкретными программами и целевыми планами, то есть обеспечивается надежный  механизм их исполнения.

Это прежде всего свидетельствует о взгляде Президента Шавката Мирзиёева на международную ситуацию сквозь призму глубокого политического мировоззрения и богатого опыта. 

Идея Новой Центральной Азии, представленнаявниманию мирового сообщества, и превращение ее в повестку дня заседания ООН, стали важными событиями и стратегическим шагом в нашей истории.

Записал Уткир Алимов,

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Сессия ООН: инициативы, демонстрирующие новый облик Узбекистана

В сегодняшней сложной и изменчивой геополитической обстановке заявления и инициативы глав государств, высказанные с мировой трибуны ООН, не только определяют приоритетные направления внешней политики конкретной страны, но и влияют на определенные процессы в региональном и глобальном масштабе.

С этой точки зрения выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 80-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций характеризуется как важное политическое событие.   

Корреспондент УзА записал мнение директора Научно-аналитического центра по исследованию развития стран Востока при Ташкентском государственном университете востоковедения, доктора политических наук, профессора Сайфиддина Джураева о значении инициатив, изложенных Президентом, для региона и мирового сообщества.

– Глава нашего государства в своей речи проанализировал и дал политическую оценку состояния и тенденций общемировых и региональных процессов, имеющих важное значение для международного сообщества, их влияния на развитие мирового сообщества исходя из интересов Центральной Азии. Он также выдвинул ряд предложений по решению существующих проблем.

Во-первых, в ходе стратегической оценки текущей международной ситуации Президент нашей страны подчеркнул, что мир стремительно меняется, и возникает совершенно новая, тревожная геополитическая реальность. Особый акцент был сделан на ослаблении роли и места международных институтов, усилении противостояний, конфликтов и войн, резком росте технологического и социального неравенства, а также нарастающем экономическом и гуманитарном кризисе.

https://cdn.uza.uz/2024/10/26/17/04/kFP8qBpnSt4oCf4SAb2IVTAVyZIfmGhb_front.png

В этой связи лидер Узбекистана высоко оценил инициативу «ООН-80», направленную на достижение компромиссных решений сложных и острых глобальных вопросов, и выразил твердую приверженность Пакту во имя будущего. Он также выдвинул инициативу о трансформации и расширении состава Совета Безопасности ООН.

Политическая значимость этих оценки и инициативы обусловлена необходимостью эффективной борьбы с современными угрозами и защиты интересов развивающихся государств.

Во-вторых, чрезвычайно актуальны рекомендации, выдвинутые на основе современной практики и порядка превращения Центральной Азии в пространство мира, добрососедства и партнерства. В частности, заявление Шавката Мирзиёева о том, что стратегическая цель по трансформации ЦА, начатая восемь лет назад, достигнута, и что эпоха закрытых границ, нерешенных споров и конфликтов в нашем регионе ушла в прошлое, продемонстрировало его верность своему слову, решительность и последовательность в реализации выдвинутых инициатив перед мировым сообществом. В данном контексте особенно значимыми стали объективные факты о том, что в последние годы объемы взаимной торговли, инвестиций и транспортных перевозок в регионе увеличились в пять раз, создаются совместные инвестиционные фонды, торговые и промышленные зоны в приграничных районах, реализуются крупные инфраструктурные проекты.

В-третьих, Президент отметил, что Консультативные встречи глав государств Центральной Азии стали эффективным механизмом на пути углубления региональной интеграции, а политическая логика этого процесса служит начальным этапом формирования Новой Центральной Азии.

Согласно оценке главы государства, наш регион благодаря своей сплоченности, стабильности и растущей региональной идентичности занимает все более прочное место в системе международных отношений как самостоятельный субъект. Президент выдвинул перспективное предложение по поддержке, расширению и углублению этих усилий. Было подчеркнуто, что наша страна должна расширять взаимовыгодные связи со всеми зарубежными партнерами. Вместе с тем будет реализован ряд новых проектов и программ в Центральной Азии со структурами ООН. Инициативы о проведении под эгидой ЭКОСОС и ЮНКТАД международного форума, посвященного вопросам экономического развития государств Центральной Азии, создании регионального хаба «зеленых» технологий в промышленности совместно с ЮНИДО, принятии программ по рациональному использованию водных ресурсов, созданию «зеленого» пространства и достижению демографической устойчивости в нашем регионе, а также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в поддержку усилий по углублению регионального партнерства и экономической интеграции в странах Центральной Азии, своевременны не только для нашего региона, но и для всего мира.

В-четвертых, в центре постоянного внимания Президента находится вопрос решения проблемы Афганистана на основе современных подходов. Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что необходимо объединить усилия международного сообщества для поддержки стремления афганского народа к мирной и спокойной жизни. Крайне важно не допустить изоляции этого государства. В развитие этой идеи было выдвинуто предложение о принятии отдельной резолюции ООН о развитии через территорию этой страны международных транспортных и энергетических коридоров, реализации в Афганистане крупных экономических и инфраструктурных проектов.

В-пятых, не осталась без внимания и тема конфликтов на Ближнем Востоке и в Украине. Стоит отметить, что одной из важных особенностей Нового Узбекистана является неизменная политическая позиция нашего государства касательно ситуации на Ближнем Востоке и практические предложения по решению этой проблемы, которые поддерживаются международным сообществом. В этот раз Президентом было предложено не оставлять без внимания нарастающий гуманитарный кризис в секторе Газа, остановить различные военные действия и продолжить политические переговоры в регионе, а также реализовать принцип «два государства для двух народов» в соответствии с резолюциями ООН. Кроме того, стратегически важным стало приветствие начала диалога на высоком уровне по дипломатическому решению ситуации вокруг Украины, которая вызывает серьезную озабоченность у всех.

В-шестых, прозвучали четкие, конструктивные предложения Президента Узбекистана по обеспечению безопасности. В этом направлении в Центральной Азии ведется эффективная работа по реализации Глобальной контртеррористической стратегии. Совместно с Контртеррористическим управлением ООН создан Региональный экспертный совет по вопросам реабилитации и реинтеграции. Заявления главы государства о том, что эта структура послужит важной платформой для обмена опытом по адаптации лиц, возвращенных из проблемных зон, к мирной жизни, а также о готовности создать необходимые условия для открытия в Узбекистане регионального офиса Контртеррористического управления ООН, имеют важное практическое значение.

В-седьмых, стало очевидно, что в мировой глобальной транспортной системе существуют определенные проблемы. Это в первую очередь негативно сказывается на стабильности развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Президент предложил конкретное решение данной проблемы, подчеркнув, что обеспечение безопасности международных транзитных коридоров и создание эффективных логистических цепочек, а также внедрение глобального механизма «Укрепление взаимной транспортной связанности во имя достижения Целей устойчивого развития» являются актуальными задачами сегодняшнего дня.

В целом инициативы и стратегические идеи лидера Узбекистана, выдвинутые с трибуны ООН, единственной в своем роде политической структуры, не только дают мощный толчок внутренним реформам в стране, но и служат повышению ее авторитета в региональном и международном масштабе. Что особенно ценно, все они подкреплены конкретными программами и целевыми планами, то есть обеспечивается надежный  механизм их исполнения.

Это прежде всего свидетельствует о взгляде Президента Шавката Мирзиёева на международную ситуацию сквозь призму глубокого политического мировоззрения и богатого опыта. 

Идея Новой Центральной Азии, представленнаявниманию мирового сообщества, и превращение ее в повестку дня заседания ООН, стали важными событиями и стратегическим шагом в нашей истории.

Записал Уткир Алимов,

УзА