Выбор величественного города Самарканда в качестве места проведения конференции вполне обоснован, так как в сознании мировой общественности этот город символизирует перекресток культур и цивилизаций, место, где свободно перемещались идеи, гармонично развивались наука и искусство.
Конференция впервые за десятилетия проводится за пределами привычной штаб-квартиры, и Президент нашей страны отметил это как акт доверия мирового сообщества к республике.
Выступление главы государства на 43-й сессии ЮНЕСКО зафиксировало новую точку самоопределения Узбекистана в глобальной гуманитарной политике и дипломатии. Это событие само по себе является уникальным, ведь впервые за многие десятилетия наша страна не только принимает крупнейший международный форум, но и формирует собственный пакет инициатив, претендующих на долгосрочную международную повестку. Речь Президента Республики Узбекистан воплощает стратегический подход, где наша республика является не просто участником международных процессов, а государством-автором смыслов, программ и механизмов.

По личной инициативе уважаемого Шавката Мирзиёева выдвигаются инициативы как локального характера, так и структурный пакет гуманитарных инициатив, охватывающий вопросы образования, цифровизации, культурного наследия, медиаграмотности, женского лидерства и климатической политики. Это новый дух в дипломатии, где Узбекистан является не только региональным наблюдателем, но и создает площадки, которые опираются на его историческую цивилизационную роль как перекрестка культур, знаний, религиозной толерантности и маршрутов глобального обмена. Среди озвученных предложений особое место занимает вопрос инклюзивного образования и ИИ, а именно идея создания Платформы ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования для детей с особыми потребностями и одновременного внедрения искусственного интеллекта в обучение. Это очень важный аспект. Большинство стран мира говорят о цифровизации, но очень немногие связывают ее с этическим доступом, то есть равенством возможностей. Узбекистан соединяет два дискурса, которые западный мир обсуждает отдельно: гуманистический (инклюзивный) и технократический (ИИ и цифровизация). Тем самым мы не просто догоняем мир в технологиях, а предлагаем гуманитарные стандарты их внедрения. Это выражается в желании перестроить не просто форму обучения, а его суть – подготовить поколение, способное мыслить и чувствовать, а не только исполнять.
Особого внимания заслуживают также предложения Президента Шавката Мирзиёева касательно документального и нематериального наследия, а именно об объявлении 19 ноября Международным днем документального наследия, а также создании института цифрового наследия. Это направление позволит сохранить историческую культуру малых и средних цивилизаций. В условиях, когда глобальные цифровые платформы делают культуру все более одинаковой, сохранение и запись уникальных традиций становится не просто делом истории, а способом защитить свою национальную или культурную самобытность. Для нашей страны, обладающей огромным количеством письменных источников, ремесел, религиозных школ, появляется возможность стать не просто хранителем, а мировым центром сохранения культурной памяти.
Вопросы гендерного равенства в Новом Узбекистане имеют особое значение, ведь именно через расширение прав и возможностей женщин формируется устойчивое и прогрессивное общество, и выдвинутая на конференции идея главы государства создать Академию ЮНЕСКО по женскому лидерству даст еще больший импульс развитию обществ. При всецелой реализации инициативы Узбекистан станет площадкой, где создаются новые стандарты участия женщин в гуманитарном управлении.
Идеи разработки Комплексной стратегии ЮНЕСКО по развитию медиаграмотности и проведения Международного фестиваля детского культурного контента являются своевременным ответом на две угрозы нынешнего века – манипуляцию сознанием через медиа, цифровую зависимость и деструктивные субкультуры молодых поколений. Узбекистан впервые выводит этот вопрос не как внутреннюю педагогическую проблему, а как глобальную гуманитарную угрозу, сопоставимую по масштабу с климатом и военными конфликтами.
Испокон веков Узбекистан являлся символом согласия и взаимопонимания между народами и вероисповеданиями. Именно здесь ислам стал источником не только духовного совершенства, но и мощного импульса к научному развитию и культурному процветанию. И вопросы противостояния исламофобии и радикализму, поднятые главой государства, – пример дипломатии, основанной на цивилизационном капитале. Президент подчеркивает, что Узбекистан готов задействовать огромный научный и духовный потенциал центров исламского наследия, чтобы донести до мира истинный, миролюбивый и просветительский облик исламской культуры. Мы предлагаем научно-просветительскую цивилизационную платформу, где ислам осмысливается как культура знания и созидания, а не как политический инструмент. В опоре на богатое историческое наследие республика выстраивает борьбу с радикализмом через просвещение и повышение исторической грамотности, веря, что именно знание – лучший ответ на невежество и фанатизм.
Хочется отметить, что грациозный Самарканд в эти дни выступает символом и инструментом внешней гуманитарной политики. Следует понимать, что XXI веке дипломатия все чаще строится не только на экономике, но и исторической легитимности. На протяжении всей своей истории наша благодатная земля была и остается перекрестком наук, цивилизаций и веротерпимости – живым доказательством права Узбекистана вносить свой вклад в формирование гуманитарных стандартов будущего.
А. Мирзажанов,
политолог,
начальник Департамента качества образования Interhouse Lyceum.
УзА