В последние годы в нашей стране развивается дуальное образование.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года утверждено положение о порядке организации дуального образования в системе профессионального образования.

Наблюдая  за экономикой и промышленностью развитых стран, мы  можем увидеть, насколько важную роль играют   профессиональные кадры  в развитии той или иной сферы. В Узбекистане также требуется современный подход к процессу подготовки молодых кадров в сфере текстильной промышленности.

В Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности  подготавливают специалистов для всех отраслей текстильной промышленности. Высокий спрос на инженеров-механиков, инженеров-технологов, инженеров-химиков, инженеров-системотехников, дизайнеров и маркетологов, участвующих во всей цепочке производства -  от первичной переработки хлопка до изготовления готовой продукции. Однако подготовка таких кадров по  традиционной системе образования не отвечает современным требованиям рынка труда.

Размышляя над этим вопросом, я часто вспоминаю  слова Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева: «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана».

Анализ основных показателей текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана за последние пять лет показывает, что уровень переработки хлопкового волокна в стране достиг 100 процентов, доля отрасли в валовом внутреннем продукте составляет 9,2 процента, а  доля в промышленной продукции  - 15 процентов. В отрасли работают  почти 600 тысяч человек. Все это говорит  о том, что  за счет развития текстильной промышленности, которая является одним из главных драйверов экономики Узбекистана, можно повысить уровень занятости населения и сократить уровень бедности.  

Президент Республики Узбекистан принял Указ «О мерах по установлению взаимовыгодного сотрудничества с субъектами предпринимательства по сокращению бедности». Основная цель документа – обеспечить работой  неорганизованную молодежь, особенно женщин, поддержать предпринимателей, наладить в системе высшего образования подготовку кадров по системе дуального образования «Мастер профессии». Начиная с 2023/2024 учебного года для студентов 3-х и 4-х курсов Ташкентского института текстильной и легкой промышленности в экспериментальном порядке  запущена система дуального образования «Мастер профессии». В мире дуальное образование зарекомендовало себя   как эффективная система  подготовки современных конкурентоспособных  кадров. Наиболее эффективно данную систему внедрила Германия.

После внедрения системы студенты три дня в неделю будут приобретать теоретические знания в институте, а три дня набираться практических навыков в реальных рабочих условиях на предприятиях и организациях. При приеме  на работу к студенту будут прикреплять   квалифицированного наставника, выплачивать ежемесячную заработную плату.

В процессе переговоров с предприятиями отрасли и предпринимателями, большинство из них  подчеркнули, что проблемой является текучесть  кадров. Внедряя на предприятиях систему дуального образования, можно положительно  решить эту проблему. 

Коллектив института совместно с Торгово-промышленной палатой и предпринимателями осуществляет работу по   подготовке высококвалифицированных специалистов,  повышению их интереса к бизнесу и становлению в будущем надежными  партнерами  крупных предприятий.

Институт одним из первых среди вузов в порядке эксперимента организовал  обучение по системе дуального образования. Для этого были заключены договоры с 57 предприятиями, расположенными в  Ташкенте и Ташкентской области. Обучение прошли 864 студента третьего курса. Вся практическая часть их учебной программы   прошла на предприятиях. Для эффективной организации рабочего времени  студентов  предприятие обеспечило их   транспортом, горячим питанием, некоторые выплачивали заработную плату до миллиона сумов в месяц. 

Если до сих пор студенты в свободное время подрабатывали в основном в  сфере торговли и обслуживания, то  в системе дуального образования они имеют возможность учиться и одновременно работать   по своей специальности.

В системе дуального образования «Мастер профессии» 805 студентов, обучающихся на третьем курсе, три дня в неделю трудятся на 57 предприятиях, а 854 студента четвертого курса - на 62 предприятиях.  Они  учатся работать  на современном оборудовании, общаться и взаимодействовать  с трудовым коллективом,  адаптируются к условиям труда, а после окончания вуза  смогут    на это предприятие трудоустроиться.

В целях развития дуального образования, изучения мирового опыта в этом направлении и обмена опытом 28 -29 ноября  в Технопарке института состоится международная конференция «Перспективы дуального образования в сфере науки, образования и инноваций». На мероприятие пригласили свыше  60 представителей международных организаций, посольств,  зарубежных высших учебных заведений и иностранных предприятий. Среди участников будут профессора-преподаватели вузов, эксперты и бизнесмены из Германии, Франции, Италии, Турции, Кореи, Китая, Индии и представители 40 отечественных предприятий, участвующих в программе  дуального образования.  Основная цель встречи – изучение мирового опыта в сфере дуального образования, решение имеющихся вопросов.

Согласно нашим предварительным выводам, полученным в ходе анализа  нашей работы в направлении  дуального образования, данная система выгодна всем трем сторонам: институту, предприятию и студенту.  Такая подготовка выведет образование в Новом Узбекистане на качественно новый уровень.

Даврон ВАХОБОВ, 
ректор Ташкентского института текстильной 
и легкой промышленности.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Роль дуального образования в подготовке квалифицированных кадров

В последние годы в нашей стране развивается дуальное образование.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года утверждено положение о порядке организации дуального образования в системе профессионального образования.

Наблюдая  за экономикой и промышленностью развитых стран, мы  можем увидеть, насколько важную роль играют   профессиональные кадры  в развитии той или иной сферы. В Узбекистане также требуется современный подход к процессу подготовки молодых кадров в сфере текстильной промышленности.

В Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности  подготавливают специалистов для всех отраслей текстильной промышленности. Высокий спрос на инженеров-механиков, инженеров-технологов, инженеров-химиков, инженеров-системотехников, дизайнеров и маркетологов, участвующих во всей цепочке производства -  от первичной переработки хлопка до изготовления готовой продукции. Однако подготовка таких кадров по  традиционной системе образования не отвечает современным требованиям рынка труда.

Размышляя над этим вопросом, я часто вспоминаю  слова Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева: «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана».

Анализ основных показателей текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана за последние пять лет показывает, что уровень переработки хлопкового волокна в стране достиг 100 процентов, доля отрасли в валовом внутреннем продукте составляет 9,2 процента, а  доля в промышленной продукции  - 15 процентов. В отрасли работают  почти 600 тысяч человек. Все это говорит  о том, что  за счет развития текстильной промышленности, которая является одним из главных драйверов экономики Узбекистана, можно повысить уровень занятости населения и сократить уровень бедности.  

Президент Республики Узбекистан принял Указ «О мерах по установлению взаимовыгодного сотрудничества с субъектами предпринимательства по сокращению бедности». Основная цель документа – обеспечить работой  неорганизованную молодежь, особенно женщин, поддержать предпринимателей, наладить в системе высшего образования подготовку кадров по системе дуального образования «Мастер профессии». Начиная с 2023/2024 учебного года для студентов 3-х и 4-х курсов Ташкентского института текстильной и легкой промышленности в экспериментальном порядке  запущена система дуального образования «Мастер профессии». В мире дуальное образование зарекомендовало себя   как эффективная система  подготовки современных конкурентоспособных  кадров. Наиболее эффективно данную систему внедрила Германия.

После внедрения системы студенты три дня в неделю будут приобретать теоретические знания в институте, а три дня набираться практических навыков в реальных рабочих условиях на предприятиях и организациях. При приеме  на работу к студенту будут прикреплять   квалифицированного наставника, выплачивать ежемесячную заработную плату.

В процессе переговоров с предприятиями отрасли и предпринимателями, большинство из них  подчеркнули, что проблемой является текучесть  кадров. Внедряя на предприятиях систему дуального образования, можно положительно  решить эту проблему. 

Коллектив института совместно с Торгово-промышленной палатой и предпринимателями осуществляет работу по   подготовке высококвалифицированных специалистов,  повышению их интереса к бизнесу и становлению в будущем надежными  партнерами  крупных предприятий.

Институт одним из первых среди вузов в порядке эксперимента организовал  обучение по системе дуального образования. Для этого были заключены договоры с 57 предприятиями, расположенными в  Ташкенте и Ташкентской области. Обучение прошли 864 студента третьего курса. Вся практическая часть их учебной программы   прошла на предприятиях. Для эффективной организации рабочего времени  студентов  предприятие обеспечило их   транспортом, горячим питанием, некоторые выплачивали заработную плату до миллиона сумов в месяц. 

Если до сих пор студенты в свободное время подрабатывали в основном в  сфере торговли и обслуживания, то  в системе дуального образования они имеют возможность учиться и одновременно работать   по своей специальности.

В системе дуального образования «Мастер профессии» 805 студентов, обучающихся на третьем курсе, три дня в неделю трудятся на 57 предприятиях, а 854 студента четвертого курса - на 62 предприятиях.  Они  учатся работать  на современном оборудовании, общаться и взаимодействовать  с трудовым коллективом,  адаптируются к условиям труда, а после окончания вуза  смогут    на это предприятие трудоустроиться.

В целях развития дуального образования, изучения мирового опыта в этом направлении и обмена опытом 28 -29 ноября  в Технопарке института состоится международная конференция «Перспективы дуального образования в сфере науки, образования и инноваций». На мероприятие пригласили свыше  60 представителей международных организаций, посольств,  зарубежных высших учебных заведений и иностранных предприятий. Среди участников будут профессора-преподаватели вузов, эксперты и бизнесмены из Германии, Франции, Италии, Турции, Кореи, Китая, Индии и представители 40 отечественных предприятий, участвующих в программе  дуального образования.  Основная цель встречи – изучение мирового опыта в сфере дуального образования, решение имеющихся вопросов.

Согласно нашим предварительным выводам, полученным в ходе анализа  нашей работы в направлении  дуального образования, данная система выгодна всем трем сторонам: институту, предприятию и студенту.  Такая подготовка выведет образование в Новом Узбекистане на качественно новый уровень.

Даврон ВАХОБОВ, 
ректор Ташкентского института текстильной 
и легкой промышленности.

УзА