Значимым событием последних дней во внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан стал государственный визит Президента Шавката Мирзиёева в Китай 18-19 мая текущего года для участия в первом саммите глав государств в формате «Центральная Азия – Китай».

Выступая на мероприятии, лидер Узбекистана выдвинул ряд важных инициатив по дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии и Китайской Народной Республики.

Одним из основных направлений практического взаимодействия между Китаем и государствами Центральной Азии Шавкат Мирзиёев обозначил транспортно-коммуникационную сферу.

В частности, подчеркнув стратегическую значимость развития безопасных и кратчайших транспортных коридоров, соединяющих Китай с регионом, с выходом на Европу, Ближний Восток и Южную Азию, Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул важность скорейшего строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» (ККУ).

В данном контексте следует отметить, что 18 мая текущего года в Сиане был подписан трехсторонний документ между Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Министерством транспорта Республики Узбекистан, предусматривающий конкретные шаги по дальнейшей реализации проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

На сегодняшний день по данному проекту стороны уже завершили разработку технико-экономического обоснования и провели его трехстороннюю совместную оценку. В настоящее время участники приступают к разработке детального проектирования, проведению исследования и определению модели инвестиций и финансирования.

Говоря о преимуществах этой стратегической железнодорожной магистрали, следует обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» будет отвечать целям центральноазиатских государств по диверсификации транспортных направлений и повышению конкурентоспособности региона в качестве международного транспортно-транзитного хаба. Общая протяженность магистрали составит около 454 км, из них 280 км пройдет по территории Кыргызстана. 

На всей линии предусмотрено построить 18 станций, 81 большой и средний мост протяженностью 26,1 км,  41 тоннель протяженностью 120,39 км. Общая длина мостов и тоннелей составит 146,49 км, то есть 47 процентов всей длины линии.

Согласно предварительным прогнозам, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит порядка 900 км, а сроки доставки грузов уменьшатся на 7-8 суток. Это в свою очередь повысит привлекательность стран Центральной Азии в качестве центра международной торговли, будет содействовать активизации внутрирегиональной и диверсификации внерегиональной торговли, а также становлению Центральной Азии в качестве связующего звена между Азией и Европой. Это особенно важно, тем более что объем товарооборота между этими двумя континентами, по данным ЭСКАТО, составляет 55 процентов мировой торговли.

Во-вторых, строительство железной дороги может предоставить доступ к рынкам Юго-Восточной Азии путем присоединения к трансафганскому транспортному коридору «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». В перспективе реализация проекта железной дороги и строительство трансафганского коридора позволят в рамках инициативы «Пояс и путь» связать альтернативными путями Китай со странами Южной Азии. В этой связи вопрос скорейшей реализации данных проектов созвучен с позицией Китая.

С учетом этих факторов, а также транспортной взаимосвязанности Китая и стран Центральной Азии Шавкат Мирзиёев в качестве первоочередной задачи заявил о важности сопряжения национальных программ развития транспортных коммуникаций.

Безусловно, это даст возможность выработать единую долгосрочную стратегию между Китаем и странами Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере.

В-третьих, данная магистраль расширит экономические возможности государств Центральной Азии путем присоединения транспортно-логистической инфраструктуры региона к морским торговым сетям. 

Сегодня данный вопрос актуализируется, когда из-за более высоких транспортных издержек ВВП стран, не имеющих выхода к морю, растет на 1,5 процента медленнее, а товарооборот на 30 процентов меньше по сравнению со странами, имеющими выход к морю.

Это также позволит обеспечить внутренний рынок необходимыми товарами и будет способствовать притоку высоких технологий и иностранных инвестиций для модернизации экономики стран Центральной Азии.

В-четвертых, реализация проекта придаст мощный импульс технологическому развитию транспортной отрасли, станет триггером для развития смежных отраслей экономик стран Центральной Азии, особенно в сфере горнорудной, металлургической промышлености, позволит взять в экономический оборот разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся вдоль пролегания железнодорожной магистрали. Все это, в свою очередь, выведет на новый уровень промышленную кооперацию, облегчит производство и выход на рынки третьих стран с товарами с высокой добавленной стоимостью. 

Резюмируя, с уверенностью можно констатировать, что воплощение в жизнь проекта по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которая, несомненно, станет надежным и бесперебойным экономическим коридором между Китаем и центральноазиатскими государствами, принесет уникальную возможность КНР и странам региона выйти на рынки обширной Евразии и ускорить темп национального экономического роста.

Более того, осуществление проекта строительства железной дороги и транспортного коридора «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит превратить регион в один из важных участков международного транзитного коридора «Восток – Запад», а также увеличит возможности международного транспортного коридора «Север – Юг». В конечном итоге это даст возможность странам Центральной Азии стать активными участниками межконтинентальной транспортной системы, ключевым звеном в глобальной производственно-логистической цепочке добавленной стоимости.

 

Жасур Рахматов,

главный научный сотрудник 

Института стратегических и межрегиональных исследований 

при Президенте Республики Узбекистан 

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Реализация инициатив Узбекистана и Китая в транспортно-коммуникационной сфере будет способствовать укреплению межрегиональной взаимосвязанности

Значимым событием последних дней во внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан стал государственный визит Президента Шавката Мирзиёева в Китай 18-19 мая текущего года для участия в первом саммите глав государств в формате «Центральная Азия – Китай».

Выступая на мероприятии, лидер Узбекистана выдвинул ряд важных инициатив по дальнейшему расширению взаимовыгодного сотрудничества стран Центральной Азии и Китайской Народной Республики.

Одним из основных направлений практического взаимодействия между Китаем и государствами Центральной Азии Шавкат Мирзиёев обозначил транспортно-коммуникационную сферу.

В частности, подчеркнув стратегическую значимость развития безопасных и кратчайших транспортных коридоров, соединяющих Китай с регионом, с выходом на Европу, Ближний Восток и Южную Азию, Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул важность скорейшего строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» (ККУ).

В данном контексте следует отметить, что 18 мая текущего года в Сиане был подписан трехсторонний документ между Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Министерством транспорта Республики Узбекистан, предусматривающий конкретные шаги по дальнейшей реализации проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

На сегодняшний день по данному проекту стороны уже завершили разработку технико-экономического обоснования и провели его трехстороннюю совместную оценку. В настоящее время участники приступают к разработке детального проектирования, проведению исследования и определению модели инвестиций и финансирования.

Говоря о преимуществах этой стратегической железнодорожной магистрали, следует обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» будет отвечать целям центральноазиатских государств по диверсификации транспортных направлений и повышению конкурентоспособности региона в качестве международного транспортно-транзитного хаба. Общая протяженность магистрали составит около 454 км, из них 280 км пройдет по территории Кыргызстана. 

На всей линии предусмотрено построить 18 станций, 81 большой и средний мост протяженностью 26,1 км,  41 тоннель протяженностью 120,39 км. Общая длина мостов и тоннелей составит 146,49 км, то есть 47 процентов всей длины линии.

Согласно предварительным прогнозам, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит порядка 900 км, а сроки доставки грузов уменьшатся на 7-8 суток. Это в свою очередь повысит привлекательность стран Центральной Азии в качестве центра международной торговли, будет содействовать активизации внутрирегиональной и диверсификации внерегиональной торговли, а также становлению Центральной Азии в качестве связующего звена между Азией и Европой. Это особенно важно, тем более что объем товарооборота между этими двумя континентами, по данным ЭСКАТО, составляет 55 процентов мировой торговли.

Во-вторых, строительство железной дороги может предоставить доступ к рынкам Юго-Восточной Азии путем присоединения к трансафганскому транспортному коридору «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». В перспективе реализация проекта железной дороги и строительство трансафганского коридора позволят в рамках инициативы «Пояс и путь» связать альтернативными путями Китай со странами Южной Азии. В этой связи вопрос скорейшей реализации данных проектов созвучен с позицией Китая.

С учетом этих факторов, а также транспортной взаимосвязанности Китая и стран Центральной Азии Шавкат Мирзиёев в качестве первоочередной задачи заявил о важности сопряжения национальных программ развития транспортных коммуникаций.

Безусловно, это даст возможность выработать единую долгосрочную стратегию между Китаем и странами Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере.

В-третьих, данная магистраль расширит экономические возможности государств Центральной Азии путем присоединения транспортно-логистической инфраструктуры региона к морским торговым сетям. 

Сегодня данный вопрос актуализируется, когда из-за более высоких транспортных издержек ВВП стран, не имеющих выхода к морю, растет на 1,5 процента медленнее, а товарооборот на 30 процентов меньше по сравнению со странами, имеющими выход к морю.

Это также позволит обеспечить внутренний рынок необходимыми товарами и будет способствовать притоку высоких технологий и иностранных инвестиций для модернизации экономики стран Центральной Азии.

В-четвертых, реализация проекта придаст мощный импульс технологическому развитию транспортной отрасли, станет триггером для развития смежных отраслей экономик стран Центральной Азии, особенно в сфере горнорудной, металлургической промышлености, позволит взять в экономический оборот разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся вдоль пролегания железнодорожной магистрали. Все это, в свою очередь, выведет на новый уровень промышленную кооперацию, облегчит производство и выход на рынки третьих стран с товарами с высокой добавленной стоимостью. 

Резюмируя, с уверенностью можно констатировать, что воплощение в жизнь проекта по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которая, несомненно, станет надежным и бесперебойным экономическим коридором между Китаем и центральноазиатскими государствами, принесет уникальную возможность КНР и странам региона выйти на рынки обширной Евразии и ускорить темп национального экономического роста.

Более того, осуществление проекта строительства железной дороги и транспортного коридора «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит превратить регион в один из важных участков международного транзитного коридора «Восток – Запад», а также увеличит возможности международного транспортного коридора «Север – Юг». В конечном итоге это даст возможность странам Центральной Азии стать активными участниками межконтинентальной транспортной системы, ключевым звеном в глобальной производственно-логистической цепочке добавленной стоимости.

 

Жасур Рахматов,

главный научный сотрудник 

Института стратегических и межрегиональных исследований 

при Президенте Республики Узбекистан