В текущем году отношения Узбекистана и Китая, достигшие уровня «всепогодного всестороннего стратегического партнерства», продолжают динамично укрепляться по всем направлениям. Активный политический диалог на высшем уровне сопровождается рекордным ростом торговли и инвестиций, реализацией масштабных инфраструктурных проектов, расширением сотрудничества в сфере образования и науки, а также углублением гуманитарных связей.

Кульминацией этой тенденции станет намеченный на 17 июня второй саммит формата «Центральная Азия – Китай» в Астане, призванный придать дополнительный импульс институционализации регионального взаимодействия, развитию транспортно-энергетических коридоров, координации усилий в сфере безопасности и совместному противодействию протекционизму.

Политический диалог

За прошедший период 2025 года между Ташкентом и Пекином поддерживалась высокая динамика двусторонних контактов и обменов визитами. 1 апреля Президент Шавкат Мирзиёев принял делегацию Китайской Народной Республики во главе с заведующим отделом международных связей Центрального комитета Коммунистической партии Китая Лю Цзяньчао. В ходе встречи стороны с особым удовлетворением отметили достигнутый в последние годы высочайший уровень узбекско-китайских отношений дружбы, закрепленных в формате всепогодного всестороннего стратегического партнерства. Подчеркнуто, что этому способствовали регулярные контакты на высшем уровне. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев с 2017 года совершил в Китай три государственных и четыре рабочих визита. Также лидеры двух стран регулярно встречаются на полях международных мероприятий. Такая активная «дипломатия лидеров» создала прочную основу для продвижения всех направлений сотрудничества.

В ходе апрельской встречи с китайской делегацией в Ташкенте была подтверждена обоюдная приверженность дальнейшему расширению многопланового сотрудничества в соответствии с достигнутыми на высшем уровне договоренностями. Отмечено устойчивое увеличение объема взаимного товарооборота и инвестиций, рост числа совместных проектов и предприятий с участием ведущих компаний в приоритетных отраслях экономики. Среди прочего, ведется практическая работа по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, особое внимание уделяется наращиванию межрегиональных контактов и культурно-гуманитарного обмена – в этом году запланированы очередные Форум регионов и Образовательный форум. Кроме того, в числе приоритетов выделено расширение межпарламентского и межпартийного взаимодействия (в сферах борьбы с бедностью, коррупции, цифровизации и индустриализации), а также сотрудничества в области образования, включая создание филиалов ведущих китайских вузов в Узбекистане.

Значимым событием стал также диалог глав внешнеполитических ведомств. 25 апреля в Алматы на полях министерской встречи «Центральная Азия – Китай» состоялась беседа министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова с членом Политбюро ЦК КПК, главой канцелярии Комиссии по иностранным делам и министром иностранных дел КНР Ван И. Встреча была предметной и ориентированной на будущее: обсужден широкий круг вопросов – от торговли и взаимосвязанности до региональной безопасности и международного сотрудничества. «Благодарны Китаю за неизменную поддержку повестки развития Узбекистана и за нашу общую приверженность построению более процветающего, стабильного и взаимосвязанного региона», – отметил глава МИД Узбекистана, подчеркнув договоренность сторон поддерживать высокую динамику двусторонних отношений.

Наряду с контактами по линии исполнительной власти активизировались и межправительственные связи. 1–2 июня в Самарканде прошел второй Узбекско-китайский межрегиональный форум, в рамках которого обсуждались пути стимулирования сотрудничества между регионами двух стран. В Ташкенте Премьер-министр Абдулла Арипов встретился с китайской делегацией во главе с заместителем председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Шэнь Юэюэ. Китайская сторона передала теплые послания от Председателя КНР и руководства ВК НПКСК, подчеркнув, что сегодня сотрудничество двух государств поднято на беспрецедентный уровень всестороннего стратегического партнерства, чему во многом способствуют доверительные братские отношения лидеров. Было вновь подтверждено, что Пекин неизменно поддерживает суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы Узбекистана. Стороны детально обсудили меры по дальнейшему расширению двусторонних связей в торгово-экономической, транспортно-логистической, промышленной, культурно-гуманитарной и научно-технической областях.

Торгово-экономическое сотрудничество

Китай в настоящее время выступает крупнейшим торговым партнером Узбекистана. По данным Национального статистического комитета, объем внешней торговли между странами за январь-апрель 2025 года достиг $4,2 млрд. На втором месте находится Россия ($3,7 млрд), на третьем – Казахстан ($1,4 млрд). Двусторонний товарооборот неуклонно растет: в 2024 году он превысил $13 млрд, и стороны нацелены довести его до $20 млрд в ближайшие годы. При этом сохраняется значительный потенциал для наращивания узбекского экспорта на китайский рынок – за первые четыре месяца 2025 года его объем составил около $608,8 млн (второй показатель после экспорта в Россию), тогда как импорт из Китая превысил $3,6 млрд. Такая структура взаимной торговли отражает высокую потребность узбекской экономики в китайском оборудовании, технологиях и товарах, а также растущий спрос КНР на определенные виды узбекской продукции.

Инвестиционное сотрудничество также достигло беспрецедентных масштабов. Совокупный объем освоенных китайских инвестиций в экономику Узбекистана в 2017–2024 годах составил $14 млрд. Китай уверенно лидирует среди иностранных инвесторов: в первом квартале 2025 года на долю этой страны пришлось 33 процента всех привлеченных в республику иностранных инвестиций и кредитов, что втрое больше вклада следующего по значимости инвестора – России  (около 10 процентов).          

Данные статистики свидетельствуют, что по состоянию на весну 2025 года в Узбекистане зарегистрировано свыше 3,5 тысячи предприятий с участием китайского капитала – больше, чем из любой другой страны (для сравнения, около 3 тысяч компаний с российским капиталом и порядка 1,9 тысяч – турецким). Только за прошедший год было создано несколько сотен новых совместных предприятий, отражающих диверсификацию направлений сотрудничества.

Основными драйверами экономического партнерства выступают энергетика, промышленная кооперация, высокие технологии и сельское хозяйство. Значимые проекты реализуются в металлургии, химической и текстильной промышленности, строительстве. Важным финансовым механизмом поддержки инвестиционных инициатив стало открытие в ноябре 2024 года регионального офиса Экспортно-импортного банка Китая в Ташкенте. Это представительство призвано облегчить финансирование совместных проектов и подтолкнуть развитие новых инвестиционных направлений. Показателем высокого уровня взаимодействия в сфере инфраструктурного финансирования стало также проведение в Самарканде в сентябре 2024 года ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где Узбекистан и Китай выступили соавторами важных инициатив.

Нарастают деловые контакты и на региональном уровне. В рамках Узбекско-китайского межрегионального форума в Самарканде заключен ряд новых соглашений между областями двух стран. В частности, 2 июня было подписано соглашение о сотрудничестве между АО «Узтемирйулконтейнер» и логистической компанией провинции Ганьсу, предусматривающее развитие контейнерных перевозок по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан и отправку первого контейнерного блок-поезда из Узбекистана в КНР транзитом через Кыргызстан. Эти договоренности призваны стимулировать прямые связи между бизнес-кругами, облегчить условия взаимной торговли и инвестиций.

Транспорт и инфраструктура

Стратегическим узбекско-китайским проектом, направленным на развитие транспортно-логистической взаимосвязанности, выступает строительство железнодорожной магистрали по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая должна напрямую соединить регионы Центральной Азии с западным Китаем. Церемония запуска строительства этой железной дороги состоялась 27 декабря 2024 года с участием лидеров трех стран – Президента Кыргызстана Садыра Жапарова, Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, которые в своих обращениях отметили стратегическое значение проекта. Благодаря эффективной координации сторон работы на ключевых участках магистрали начались досрочно: уже 29 апреля 2025 года в Джалал-Абадской области Кыргызстана состоялся старт строительства ряда основных объектов будущей железной дороги.

Новая магистраль протяженностью около 532 километров станет инженерно сложным сооружением – почти 40 процентов трассы пройдут по тоннелям и мостам в горной местности. На кыргызском отрезке длиной более 300 километров запланировано строительство 48 мостов и 27 тоннелей, что требует значительных технических усилий и инвестиций. В реализации проекта будут задействованы свыше 20 тысяч специалистов. Ожидается, что после ввода в строй эта железная дорога кардинально сократит расстояние и время доставки грузов между Китаем и регионами Центральной Азии, а также откроет новые возможности для транзита на более отдаленные рынки. Представители АО «Узбекистон темир йуллари» подчеркивают, что строительство магистрали придаст импульс развитию торговли, промышленности, туризма, притоку инвестиций и инноваций, укрепит единую транспортную сеть Евразии.

Помимо реализации мегапроекта железной дороги, стороны наращивают сотрудничество во всех видах транспорта. По данным Министерства транспорта, объем грузоперевозок между Узбекистаном и Китаем в 2024 году достиг исторического максимума – 6,0 млн тонн. Это стало результатом запуска новых маршрутов и оптимизации логистических цепочек. Так, весной 2025 года было налажено движение прямого контейнерного поезда по маршруту Ташкент – Фучжоу, что позволило установить регулярное сообщение между Узбекистаном и одним из портовых центров Китая на побережье Восточно-Китайского моря. Этот пилотный блок-поезд стал частью усилий по развитию мультимодального коридора, соединяющего Центральную Азию с морскими путями. Одновременно реализуются проекты по модернизации автодорожной сети, строительству и расширению транспортно-логистических центров, обновлению парка подвижного состава. В частности, при поддержке китайских партнеров ведется закупка современных электрических автобусов для общественного транспорта Узбекистана.

Авиационное сообщение между двумя странами также стремительно развивается. По данным на июнь 2025 года между городами Узбекистана и Китая совершается порядка 29 прямых авиарейсов в неделю, которые выполняют шесть авиакомпаний. Открываются новые маршруты: к примеру, с 30 июня авиакомпания China Southern запускает прямые рейсы Гуанчжоу – Ташкент. Расширение транспортной взаимосвязанности в воздухе и на земле призвано облегчить деловые и туристические обмены, а также интегрировать Узбекистан в крупные международные логистические цепочки, включая инициативу «Один пояс, один путь».

Гуманитарные связи и безвизовый режим

Стороны высоко оценивают интенсивность культурно-гуманитарного обмена – проводятся дни культуры, совместные фестивали, образовательные и медийные проекты. Между регионами двух стран налажены побратимские связи, благодаря которым осуществляются поездки делегаций, состоящих из деятелей культуры, туристической сферы, молодежи. Большую роль играет активное взаимодействие СМИ и аналитических центров: так, в преддверии второго саммита «Центральная Азия  – Китай» в Астане стартовал новый медиапроект, ориентированный на освещение регионального сотрудничества, а журналисты Центральной Азии и Китая проводят совместные форумы для обмена опытом.

Прорывным шагом этого года стало введение взаимного безвизового режима между Узбекистаном и КНР. С 1 июня вступило в силу соглашение, позволяющее гражданам обеих стран совершать краткосрочные поездки друг к другу без оформления виз сроком до 30 дней (в пределах 90 дней суммарно в течение полугода). Этот долгожданный шаг значительно облегчил условия для туристических и бизнес-поездок, придав новый импульс контактам между людьми. Ожидается, что безвизовый режим приведет к увеличению туристического потока и расширению деловых связей: уже в первые недели после нововведения фиксируется рост запросов на поездки как из Китая в Узбекистан, так и в обратном направлении. В Ташкенте и Пекине уверены, что отмена виз откроет новые возможности для взаимодействия в сфере туризма, образования, развития регионов и межкультурного диалога. При этом стороны договорились продолжать работу над упрощением процедур поездок, расширением географии прямых авиарейсов и повышением качества консульского обслуживания своих граждан.

Отдельное место в гуманитарной повестке занимает сотрудничество в области культуры, искусства и спорта. Китай остается одной из самых популярных стран для обучения узбекской молодежи – тысячи студентов из Узбекистана ежегодно обучаются в китайских университетах, изучают язык и пользуются стипендиальными программами правительства КНР. В Ташкенте активно действует культурный центр Китая, а в ряде вузов открыты институты Конфуция. В 2023 году стороны успешно провели перекрестные года культуры, и в дальнейшем практика крупных культурных мероприятий будет продолжена. Важную роль играют переводы литературных произведений, гастроли театров и ансамблей, проведение кинофестивалей. Все это укрепляет взаимопонимание между народами, исторически связанными Великим шелковым путем.

Взаимодействие в формате «Центральная Азия – Китай»

На фоне двустороннего сотрудничества на новом уровне развивается и многосторонний диалог в формате «Центральная Азия – Китай», активным участником которого выступает Узбекистан. За последние десятилетия роль Китая в регионе значительно возросла: с момента установления дипломатических отношений в начале 1990-х товарооборот и объем инвестиций между КНР и странами Центральной Азии увеличились почти в 100 раз. Сегодня Китай – крупнейший торгово-экономический партнер государств ЦА и один из ключевых внешних акторов, активно вовлеченных в региональную повестку. С 2013 года Пекин последовательно выстроил сети стратегического партнерства со всеми республиками Центральной Азии, благодаря чему сотрудничество выходит за рамки сугубо двусторонней повестки и приобретает региональное измерение.

Инициированный в 2020 году диалог «Центральная Азия плюс Китай» за короткий срок оформился в полноценную институциональную платформу. Первый очный саммит лидеров шести стран (пяти республик Центральной Азии и КНР) состоялся в мае 2023 года в китайском городе Сиань. Этот исторический саммит обозначил переход от ситуативного взаимодействия к регулярному механизму встреч на высшем уровне. Главы государств учредили формат ежегодных саммитов, согласовали формализованную повестку сотрудничества и механизмы координации в ключевых сферах. Итогом встречи в Сиане стало подписание Сианьской декларации, закрепившей основные принципы и направления шестистороннего взаимодействия. В частности, в декларации Китай поддержал процессы развития регионального сотрудничества между самими центральноазиатскими странами, особо отметив важность консультативных встреч глав государств как ключевого фактора обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития региона.

За прошедший год в структуре формата «ЦА – Китай» заработали профильные механизмы. Кроме регулярных встреч министров иностранных дел, запущены совещания министров экономики и торговли, транспорта, сельского хозяйства, руководителей таможенных служб, а также учрежден Форум политических партий шести стран. Создан Деловой совет «ЦА–КНР» для прямого диалога предпринимателей и привлечения инвестиций. Формируется договорно-правовая база: уже подписаны меморандумы об укреплении торгово-экономического сотрудничества и сотрудничестве в сфере электронной торговли, на подходе соглашения по взаимодействию в чрезвычайных ситуациях, образовании, здравоохранении, энергетике. В гуманитарной области предусматривается создание альянса национальных административных академий, проведения форумов регионов, круглых столов аналитических центров и обмена опытом между информационными агентствами.

Важнейшим шагом на пути институционализации нового формата стало открытие в марте 2024 года Постоянного секретариата формата «Центральная Азия – Китай» в Сиане. Это специальное координационное подразделение призвано следить за выполнением договоренностей лидеров, продвигать проекты и инициативы внутри шестистороннего сотрудничества. Символично, что секретариат размещен не в Пекине, а именно в городе Сиане – исторической отправной точке Великого шелкового пути. Тем самым Китай демонстрирует стремление учесть интересы Центральной Азии и указывает на готовность развивать партнерство на принципах равноправия и учета региональной специфики.

В преддверии второго саммита «Центральная Азия – Китай» отмечается возрастающая активность и других площадок взаимодействия региона с внешними партнерами. Так, в мае состоялся первый саммит «ЦА – Европейский союз», за ним последовали встречи в формате «ЦА – Италия» и «ЦА – Совет сотрудничества арабских государств Залива». Эти события свидетельствуют о возросшей роли Центрально-Азиатского региона в международных делах и стремлении его государств к многовекторному сотрудничеству. Однако формат «ЦА – КНР» занимает особое место, учитывая географическую близость, масштаб экономического присутствия Китая и общий исторический контекст взаимодействия по линии нового Шелкового пути. Постепенно выстраивается стратегическая архитектура сотрудничества региона с Китаем, на которую влияют как внутренние процессы консолидации стран ЦА, так и внешние факторы – прежде всего, укрепление позиций Китая как одного из полюсов глобальной экономики.

Предстоящий Астанинский саммит призван подвести итоги первого года работы нового механизма и определить ориентиры на будущее. Ожидается участие Президента Узбекистана вместе с лидерами всех пяти центральноазиатских республик и Председателем КНР Си Цзиньпином. По информации пресс-службы Президента Казахстана, основная цель встречи – дальнейшая институционализация шестистороннего взаимодействия, углубление сотрудничества в развитии транспортных и энергетических связей, выработка совместной стратегии региональной безопасности и противодействие протекционизму в международной торговле. В ходе саммита стороны рассмотрят ход выполнения Сианьской декларации и деятельность созданных рабочих органов, согласуют новые проекты, в том числе по стыковке инфраструктурных инициатив и обеспечению продовольственной безопасности. Планируется утверждение итогового документа – Астанинской декларации, которая закрепит достигнутые договоренности и станет еще одним шагом на пути превращения формата «Центральная Азия – Китай» в стабильную, долгосрочную платформу сотрудничества.

Для Узбекистана участие в данном формате имеет стратегическое значение. Ташкент традиционно выступает сторонником усиления региональной сплоченности Центральной Азии, продвижения совместных проектов и решения общих задач развития. В связке с мощными ресурсами и технологиями Китая это открывает дополнительные возможности для всей центральноазиатской пятерки. Узбекско-китайское всестороннее партнерство служит надежным фундаментом для продвижения и региональных инициатив. 

Таким образом, 2025 год может стать переломным в плане выстраивания новой конфигурации сотрудничества в Евразии – более взаимосвязанной, устойчивой к внешним вызовам и открытой для совместного процветания всех участвующих государств.

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Развитие узбекско-китайского партнерства в рамках формата «Центральная Азия – Китай»

В текущем году отношения Узбекистана и Китая, достигшие уровня «всепогодного всестороннего стратегического партнерства», продолжают динамично укрепляться по всем направлениям. Активный политический диалог на высшем уровне сопровождается рекордным ростом торговли и инвестиций, реализацией масштабных инфраструктурных проектов, расширением сотрудничества в сфере образования и науки, а также углублением гуманитарных связей.

Кульминацией этой тенденции станет намеченный на 17 июня второй саммит формата «Центральная Азия – Китай» в Астане, призванный придать дополнительный импульс институционализации регионального взаимодействия, развитию транспортно-энергетических коридоров, координации усилий в сфере безопасности и совместному противодействию протекционизму.

Политический диалог

За прошедший период 2025 года между Ташкентом и Пекином поддерживалась высокая динамика двусторонних контактов и обменов визитами. 1 апреля Президент Шавкат Мирзиёев принял делегацию Китайской Народной Республики во главе с заведующим отделом международных связей Центрального комитета Коммунистической партии Китая Лю Цзяньчао. В ходе встречи стороны с особым удовлетворением отметили достигнутый в последние годы высочайший уровень узбекско-китайских отношений дружбы, закрепленных в формате всепогодного всестороннего стратегического партнерства. Подчеркнуто, что этому способствовали регулярные контакты на высшем уровне. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев с 2017 года совершил в Китай три государственных и четыре рабочих визита. Также лидеры двух стран регулярно встречаются на полях международных мероприятий. Такая активная «дипломатия лидеров» создала прочную основу для продвижения всех направлений сотрудничества.

В ходе апрельской встречи с китайской делегацией в Ташкенте была подтверждена обоюдная приверженность дальнейшему расширению многопланового сотрудничества в соответствии с достигнутыми на высшем уровне договоренностями. Отмечено устойчивое увеличение объема взаимного товарооборота и инвестиций, рост числа совместных проектов и предприятий с участием ведущих компаний в приоритетных отраслях экономики. Среди прочего, ведется практическая работа по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, особое внимание уделяется наращиванию межрегиональных контактов и культурно-гуманитарного обмена – в этом году запланированы очередные Форум регионов и Образовательный форум. Кроме того, в числе приоритетов выделено расширение межпарламентского и межпартийного взаимодействия (в сферах борьбы с бедностью, коррупции, цифровизации и индустриализации), а также сотрудничества в области образования, включая создание филиалов ведущих китайских вузов в Узбекистане.

Значимым событием стал также диалог глав внешнеполитических ведомств. 25 апреля в Алматы на полях министерской встречи «Центральная Азия – Китай» состоялась беседа министра иностранных дел Узбекистана Бахтиёра Саидова с членом Политбюро ЦК КПК, главой канцелярии Комиссии по иностранным делам и министром иностранных дел КНР Ван И. Встреча была предметной и ориентированной на будущее: обсужден широкий круг вопросов – от торговли и взаимосвязанности до региональной безопасности и международного сотрудничества. «Благодарны Китаю за неизменную поддержку повестки развития Узбекистана и за нашу общую приверженность построению более процветающего, стабильного и взаимосвязанного региона», – отметил глава МИД Узбекистана, подчеркнув договоренность сторон поддерживать высокую динамику двусторонних отношений.

Наряду с контактами по линии исполнительной власти активизировались и межправительственные связи. 1–2 июня в Самарканде прошел второй Узбекско-китайский межрегиональный форум, в рамках которого обсуждались пути стимулирования сотрудничества между регионами двух стран. В Ташкенте Премьер-министр Абдулла Арипов встретился с китайской делегацией во главе с заместителем председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Шэнь Юэюэ. Китайская сторона передала теплые послания от Председателя КНР и руководства ВК НПКСК, подчеркнув, что сегодня сотрудничество двух государств поднято на беспрецедентный уровень всестороннего стратегического партнерства, чему во многом способствуют доверительные братские отношения лидеров. Было вновь подтверждено, что Пекин неизменно поддерживает суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы Узбекистана. Стороны детально обсудили меры по дальнейшему расширению двусторонних связей в торгово-экономической, транспортно-логистической, промышленной, культурно-гуманитарной и научно-технической областях.

Торгово-экономическое сотрудничество

Китай в настоящее время выступает крупнейшим торговым партнером Узбекистана. По данным Национального статистического комитета, объем внешней торговли между странами за январь-апрель 2025 года достиг $4,2 млрд. На втором месте находится Россия ($3,7 млрд), на третьем – Казахстан ($1,4 млрд). Двусторонний товарооборот неуклонно растет: в 2024 году он превысил $13 млрд, и стороны нацелены довести его до $20 млрд в ближайшие годы. При этом сохраняется значительный потенциал для наращивания узбекского экспорта на китайский рынок – за первые четыре месяца 2025 года его объем составил около $608,8 млн (второй показатель после экспорта в Россию), тогда как импорт из Китая превысил $3,6 млрд. Такая структура взаимной торговли отражает высокую потребность узбекской экономики в китайском оборудовании, технологиях и товарах, а также растущий спрос КНР на определенные виды узбекской продукции.

Инвестиционное сотрудничество также достигло беспрецедентных масштабов. Совокупный объем освоенных китайских инвестиций в экономику Узбекистана в 2017–2024 годах составил $14 млрд. Китай уверенно лидирует среди иностранных инвесторов: в первом квартале 2025 года на долю этой страны пришлось 33 процента всех привлеченных в республику иностранных инвестиций и кредитов, что втрое больше вклада следующего по значимости инвестора – России  (около 10 процентов).          

Данные статистики свидетельствуют, что по состоянию на весну 2025 года в Узбекистане зарегистрировано свыше 3,5 тысячи предприятий с участием китайского капитала – больше, чем из любой другой страны (для сравнения, около 3 тысяч компаний с российским капиталом и порядка 1,9 тысяч – турецким). Только за прошедший год было создано несколько сотен новых совместных предприятий, отражающих диверсификацию направлений сотрудничества.

Основными драйверами экономического партнерства выступают энергетика, промышленная кооперация, высокие технологии и сельское хозяйство. Значимые проекты реализуются в металлургии, химической и текстильной промышленности, строительстве. Важным финансовым механизмом поддержки инвестиционных инициатив стало открытие в ноябре 2024 года регионального офиса Экспортно-импортного банка Китая в Ташкенте. Это представительство призвано облегчить финансирование совместных проектов и подтолкнуть развитие новых инвестиционных направлений. Показателем высокого уровня взаимодействия в сфере инфраструктурного финансирования стало также проведение в Самарканде в сентябре 2024 года ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где Узбекистан и Китай выступили соавторами важных инициатив.

Нарастают деловые контакты и на региональном уровне. В рамках Узбекско-китайского межрегионального форума в Самарканде заключен ряд новых соглашений между областями двух стран. В частности, 2 июня было подписано соглашение о сотрудничестве между АО «Узтемирйулконтейнер» и логистической компанией провинции Ганьсу, предусматривающее развитие контейнерных перевозок по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан и отправку первого контейнерного блок-поезда из Узбекистана в КНР транзитом через Кыргызстан. Эти договоренности призваны стимулировать прямые связи между бизнес-кругами, облегчить условия взаимной торговли и инвестиций.

Транспорт и инфраструктура

Стратегическим узбекско-китайским проектом, направленным на развитие транспортно-логистической взаимосвязанности, выступает строительство железнодорожной магистрали по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая должна напрямую соединить регионы Центральной Азии с западным Китаем. Церемония запуска строительства этой железной дороги состоялась 27 декабря 2024 года с участием лидеров трех стран – Президента Кыргызстана Садыра Жапарова, Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, которые в своих обращениях отметили стратегическое значение проекта. Благодаря эффективной координации сторон работы на ключевых участках магистрали начались досрочно: уже 29 апреля 2025 года в Джалал-Абадской области Кыргызстана состоялся старт строительства ряда основных объектов будущей железной дороги.

Новая магистраль протяженностью около 532 километров станет инженерно сложным сооружением – почти 40 процентов трассы пройдут по тоннелям и мостам в горной местности. На кыргызском отрезке длиной более 300 километров запланировано строительство 48 мостов и 27 тоннелей, что требует значительных технических усилий и инвестиций. В реализации проекта будут задействованы свыше 20 тысяч специалистов. Ожидается, что после ввода в строй эта железная дорога кардинально сократит расстояние и время доставки грузов между Китаем и регионами Центральной Азии, а также откроет новые возможности для транзита на более отдаленные рынки. Представители АО «Узбекистон темир йуллари» подчеркивают, что строительство магистрали придаст импульс развитию торговли, промышленности, туризма, притоку инвестиций и инноваций, укрепит единую транспортную сеть Евразии.

Помимо реализации мегапроекта железной дороги, стороны наращивают сотрудничество во всех видах транспорта. По данным Министерства транспорта, объем грузоперевозок между Узбекистаном и Китаем в 2024 году достиг исторического максимума – 6,0 млн тонн. Это стало результатом запуска новых маршрутов и оптимизации логистических цепочек. Так, весной 2025 года было налажено движение прямого контейнерного поезда по маршруту Ташкент – Фучжоу, что позволило установить регулярное сообщение между Узбекистаном и одним из портовых центров Китая на побережье Восточно-Китайского моря. Этот пилотный блок-поезд стал частью усилий по развитию мультимодального коридора, соединяющего Центральную Азию с морскими путями. Одновременно реализуются проекты по модернизации автодорожной сети, строительству и расширению транспортно-логистических центров, обновлению парка подвижного состава. В частности, при поддержке китайских партнеров ведется закупка современных электрических автобусов для общественного транспорта Узбекистана.

Авиационное сообщение между двумя странами также стремительно развивается. По данным на июнь 2025 года между городами Узбекистана и Китая совершается порядка 29 прямых авиарейсов в неделю, которые выполняют шесть авиакомпаний. Открываются новые маршруты: к примеру, с 30 июня авиакомпания China Southern запускает прямые рейсы Гуанчжоу – Ташкент. Расширение транспортной взаимосвязанности в воздухе и на земле призвано облегчить деловые и туристические обмены, а также интегрировать Узбекистан в крупные международные логистические цепочки, включая инициативу «Один пояс, один путь».

Гуманитарные связи и безвизовый режим

Стороны высоко оценивают интенсивность культурно-гуманитарного обмена – проводятся дни культуры, совместные фестивали, образовательные и медийные проекты. Между регионами двух стран налажены побратимские связи, благодаря которым осуществляются поездки делегаций, состоящих из деятелей культуры, туристической сферы, молодежи. Большую роль играет активное взаимодействие СМИ и аналитических центров: так, в преддверии второго саммита «Центральная Азия  – Китай» в Астане стартовал новый медиапроект, ориентированный на освещение регионального сотрудничества, а журналисты Центральной Азии и Китая проводят совместные форумы для обмена опытом.

Прорывным шагом этого года стало введение взаимного безвизового режима между Узбекистаном и КНР. С 1 июня вступило в силу соглашение, позволяющее гражданам обеих стран совершать краткосрочные поездки друг к другу без оформления виз сроком до 30 дней (в пределах 90 дней суммарно в течение полугода). Этот долгожданный шаг значительно облегчил условия для туристических и бизнес-поездок, придав новый импульс контактам между людьми. Ожидается, что безвизовый режим приведет к увеличению туристического потока и расширению деловых связей: уже в первые недели после нововведения фиксируется рост запросов на поездки как из Китая в Узбекистан, так и в обратном направлении. В Ташкенте и Пекине уверены, что отмена виз откроет новые возможности для взаимодействия в сфере туризма, образования, развития регионов и межкультурного диалога. При этом стороны договорились продолжать работу над упрощением процедур поездок, расширением географии прямых авиарейсов и повышением качества консульского обслуживания своих граждан.

Отдельное место в гуманитарной повестке занимает сотрудничество в области культуры, искусства и спорта. Китай остается одной из самых популярных стран для обучения узбекской молодежи – тысячи студентов из Узбекистана ежегодно обучаются в китайских университетах, изучают язык и пользуются стипендиальными программами правительства КНР. В Ташкенте активно действует культурный центр Китая, а в ряде вузов открыты институты Конфуция. В 2023 году стороны успешно провели перекрестные года культуры, и в дальнейшем практика крупных культурных мероприятий будет продолжена. Важную роль играют переводы литературных произведений, гастроли театров и ансамблей, проведение кинофестивалей. Все это укрепляет взаимопонимание между народами, исторически связанными Великим шелковым путем.

Взаимодействие в формате «Центральная Азия – Китай»

На фоне двустороннего сотрудничества на новом уровне развивается и многосторонний диалог в формате «Центральная Азия – Китай», активным участником которого выступает Узбекистан. За последние десятилетия роль Китая в регионе значительно возросла: с момента установления дипломатических отношений в начале 1990-х товарооборот и объем инвестиций между КНР и странами Центральной Азии увеличились почти в 100 раз. Сегодня Китай – крупнейший торгово-экономический партнер государств ЦА и один из ключевых внешних акторов, активно вовлеченных в региональную повестку. С 2013 года Пекин последовательно выстроил сети стратегического партнерства со всеми республиками Центральной Азии, благодаря чему сотрудничество выходит за рамки сугубо двусторонней повестки и приобретает региональное измерение.

Инициированный в 2020 году диалог «Центральная Азия плюс Китай» за короткий срок оформился в полноценную институциональную платформу. Первый очный саммит лидеров шести стран (пяти республик Центральной Азии и КНР) состоялся в мае 2023 года в китайском городе Сиань. Этот исторический саммит обозначил переход от ситуативного взаимодействия к регулярному механизму встреч на высшем уровне. Главы государств учредили формат ежегодных саммитов, согласовали формализованную повестку сотрудничества и механизмы координации в ключевых сферах. Итогом встречи в Сиане стало подписание Сианьской декларации, закрепившей основные принципы и направления шестистороннего взаимодействия. В частности, в декларации Китай поддержал процессы развития регионального сотрудничества между самими центральноазиатскими странами, особо отметив важность консультативных встреч глав государств как ключевого фактора обеспечения безопасности, стабильности и устойчивого развития региона.

За прошедший год в структуре формата «ЦА – Китай» заработали профильные механизмы. Кроме регулярных встреч министров иностранных дел, запущены совещания министров экономики и торговли, транспорта, сельского хозяйства, руководителей таможенных служб, а также учрежден Форум политических партий шести стран. Создан Деловой совет «ЦА–КНР» для прямого диалога предпринимателей и привлечения инвестиций. Формируется договорно-правовая база: уже подписаны меморандумы об укреплении торгово-экономического сотрудничества и сотрудничестве в сфере электронной торговли, на подходе соглашения по взаимодействию в чрезвычайных ситуациях, образовании, здравоохранении, энергетике. В гуманитарной области предусматривается создание альянса национальных административных академий, проведения форумов регионов, круглых столов аналитических центров и обмена опытом между информационными агентствами.

Важнейшим шагом на пути институционализации нового формата стало открытие в марте 2024 года Постоянного секретариата формата «Центральная Азия – Китай» в Сиане. Это специальное координационное подразделение призвано следить за выполнением договоренностей лидеров, продвигать проекты и инициативы внутри шестистороннего сотрудничества. Символично, что секретариат размещен не в Пекине, а именно в городе Сиане – исторической отправной точке Великого шелкового пути. Тем самым Китай демонстрирует стремление учесть интересы Центральной Азии и указывает на готовность развивать партнерство на принципах равноправия и учета региональной специфики.

В преддверии второго саммита «Центральная Азия – Китай» отмечается возрастающая активность и других площадок взаимодействия региона с внешними партнерами. Так, в мае состоялся первый саммит «ЦА – Европейский союз», за ним последовали встречи в формате «ЦА – Италия» и «ЦА – Совет сотрудничества арабских государств Залива». Эти события свидетельствуют о возросшей роли Центрально-Азиатского региона в международных делах и стремлении его государств к многовекторному сотрудничеству. Однако формат «ЦА – КНР» занимает особое место, учитывая географическую близость, масштаб экономического присутствия Китая и общий исторический контекст взаимодействия по линии нового Шелкового пути. Постепенно выстраивается стратегическая архитектура сотрудничества региона с Китаем, на которую влияют как внутренние процессы консолидации стран ЦА, так и внешние факторы – прежде всего, укрепление позиций Китая как одного из полюсов глобальной экономики.

Предстоящий Астанинский саммит призван подвести итоги первого года работы нового механизма и определить ориентиры на будущее. Ожидается участие Президента Узбекистана вместе с лидерами всех пяти центральноазиатских республик и Председателем КНР Си Цзиньпином. По информации пресс-службы Президента Казахстана, основная цель встречи – дальнейшая институционализация шестистороннего взаимодействия, углубление сотрудничества в развитии транспортных и энергетических связей, выработка совместной стратегии региональной безопасности и противодействие протекционизму в международной торговле. В ходе саммита стороны рассмотрят ход выполнения Сианьской декларации и деятельность созданных рабочих органов, согласуют новые проекты, в том числе по стыковке инфраструктурных инициатив и обеспечению продовольственной безопасности. Планируется утверждение итогового документа – Астанинской декларации, которая закрепит достигнутые договоренности и станет еще одним шагом на пути превращения формата «Центральная Азия – Китай» в стабильную, долгосрочную платформу сотрудничества.

Для Узбекистана участие в данном формате имеет стратегическое значение. Ташкент традиционно выступает сторонником усиления региональной сплоченности Центральной Азии, продвижения совместных проектов и решения общих задач развития. В связке с мощными ресурсами и технологиями Китая это открывает дополнительные возможности для всей центральноазиатской пятерки. Узбекско-китайское всестороннее партнерство служит надежным фундаментом для продвижения и региональных инициатив. 

Таким образом, 2025 год может стать переломным в плане выстраивания новой конфигурации сотрудничества в Евразии – более взаимосвязанной, устойчивой к внешним вызовам и открытой для совместного процветания всех участвующих государств.

Абдуазиз Хидиров, обозреватель УзА