Развитие регионального транспортно-транзитного потенциала является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста в Центральной Азии.


За короткий период времени в Центральной Азии повысилось политическое доверие, страны активизировали усилия по формированию доверительной региональной площадки для расширения и развития сотрудничества во всех сферах регионального развития.

Новый импульс получили такие направления сотрудничества, как торгово-экономическая, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы, достигнуты консенсусные решения по вопросам делимитации и демаркации государственных границ, рационального использования водных ресурсов.

Учитывая геоэкономическое расположение Центральной Азии, через которую проходят кратчайшие маршруты, соединяющие крупные международные рынки, стратегический характер приобретает активизация регионального сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере.

Развитие регионального транспортно-транзитного потенциала является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста в Центральной Азии. По итогам состоявшейся 29 ноября 2019 года в Ташкенте Консультативной встречи глав государств Центральной Азии было принято совместное заявление, в котором подтверждается намерение продолжить активное сотрудничество в области формирования эффективной региональной системы транспортных коридоров и реализации огромного транзитного потенциала Центральной Азии.

Особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорить интеграцию региона в систему международных транспортных коридоров. ВВ этом направлении в последние годы странами Центральной Азии сделано немало. Узбекистан и Таджикистан возобновили авиасообщение, восстановили железную дорогу «Галаба-Амузанг-Хушади».

Благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб, которые обеспечили кратчайший выход странам Центральной Азии на рынки Ближнего и Среднего Востока.

В рамках Ашхабадского соглашения началось формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Беспрецедентным стало решение об установлении в 2017 году авиасообщения между Ташкентом и Кабулом. Успешно функционирует железная дорога «Хайратон-Мазари-Шариф». Достигнута договоренность по продлению этой магистрали до афганского города Герат.

Построенная железная дорога «Хайратон-Мазари-Шариф» 
и проектируемая магистраль «Мазари-Шариф-Герат» позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам «Чахбахар» и «Гвадар» в рамках проекта «Север-Юг».

Развитие сотрудничества с Афганистаном в сфере транспорта и строительство новых железных дорог в рамках «трансафганского» коридора в перспективе обеспечат Центральную Азию кратчайшим выходом к портам Индийского океана и Персидского залива, будет способствовать соединению Южной и Юго-Восточной Азии с рынками Европы и Китая.

Узбекистан и Казахстан запустили автобусные маршруты, скоростное железнодорожное сообщение.

С Кыргызстаном запущены новые железнодорожные сообщения, открыто движение по автомобильному коридору Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар, которое впервые позволило автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выходить в Китай.

Активизирована работа по строительству железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай». Железная дорога предоставит возможность перевозки грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, станет одним из кратчайших маршрутов транспортировки китайских грузов в страны Европы, позволит развить транспортно-логистическую инфраструктуру стран Центральной Азии. В перспективе она должна стать важным звеном нового транспортного коридора из Китая через Кыргызстан и Узбекистан, далее – через вновь построенную железнодорожную магистраль «Баку-Тбилиси-Карс» в страны Южной и Восточной Европы, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта «Восток-Запад».

Страны Центральной Азии проявляют заинтересованность 
в участии китайской инициативы «Один пояс, один путь». Узбекистан с самого начала поддержал ее. Вовлечение страны в нее важно с точки зрения достижения приоритетных задач по обеспечению устойчивого экономического развития, реализации важнейших транспортно-инфраструктурных проектов, способных всесторонне положительно воздействовать на всю Центральную Азию. Ее конечная цель – способствовать развитию торговых отношений между Китаем и остальными странами-участниками.

Инициатива играет важную роль в дальнейшем расширении экономического сотрудничества между государствами-участниками, а именно: а) в создании более благоприятных условий для торговли и привлечения инвестиций; б) в развитии транспортной и коммуникационной инфраструктуры; в) в установлении тесного сотрудничества в сельском хозяйстве, туризме, образовании и культуре; г) в эффективном использовании экономических возможностей развитых государств, оказании ими помощи развивающимся странам с растущей экономикой.

Важно подчеркнуть, что сегодня государства региона, не имея прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые достигают 70-80 процентов от стоимости экспортируемой продукции. По оценкам экспертов, на сегодняшний день более 90 процентов грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путем. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, расходуют около 18 процентов своих экспортных поступлений на оплату транспортных услуг, тогда как в целом развивающиеся страны тратят девять процентов.

На сегодняшний день в Узбекистане принимаются системные меры для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры 
и увеличения объемов транзитных грузоперевозок.

В Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев особое внимание уделил необходимости «формирования надежных транспортных, в том числе транзитных, коридоров для поставок внешнеторговых грузов Узбекистана на крупнейшие рынки мира и региона».

Одним из ключевых принятых документов стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта», согласно которому на базе Узбекского агентства автомобильного транспорта впервые 
в истории независимого Узбекистана был создан единый орган в сфере транспорта – Министерство транспорта Республики Узбекистан, который определен в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства.

В настоящее время разработана «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года», которая имеет важное значение для развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства.

В ней предусматриваются:

– дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в транспортной сфере;

– создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок;

– повышение охвата, обеспечение равного доступа для населения и бизнеса вне зависимости от территориального расположения к услугам транспорта;

– развитие форматов государственно-частного партнерства в сфере развития транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, автовокзалы и автостанции, железнодорожные станции, аэропорты).

За годы независимости в стране построена единая целостная система транспортных коммуникаций, соединяющих регионы и обеспечивающих выход к международным транспортным коридорам.

На развитие железнодорожных транспортных коммуникаций и обустройство инфраструктуры направлено свыше 7,5 миллиарда долларов, в том числе 2,4 миллиарда долларов иностранных инвестиций.

В настоящее время основная часть осуществляемых в стране грузовых и пассажирских перевозок приходится на железнодорожную отрасль. В стране железнодорожным транспортом перевозится свыше 60 процентов грузов и более 75 процентов пассажиров.

Следует отметить, что созданы все необходимые условия для дальнейшего развития транспортно-транзитного потенциала. В стране осуществляется работа по увеличению пропускной способности транспортной системы, устранению имеющихся барьеров для беспрепятственного транзита через Узбекистан, которые имеют огромное значение для развития международных транспортных коридоров в Центральной Азии.

Для воплощения в жизнь ключевых моментов регионального развития Центр «Стратегия развития» совместно с Фондом ПисНексус (PeaceNexus Foundation) и международной консалтинговой компанией Roland Berger, а также с группой центральноазиатских экспертов провел аналитическое исследование «Развитие транспортных коридоров в Центральной Азии и влияние инициативы Один пояс, один путь».

В рамках рекомендаций для дальнейшего развития транзитно-транспортного потенциала Центральной Азии экспертами совместного исследования предлагается осуществить следующие меры:

1. Совершенствование и повышение эффективности функционирования таможенных служб стран региона Центральной Азии.

2. Использование приграничного потенциала для активизации экономических связей – совершенствование функционирования и модернизация локальных приграничных зон.

3. Формирование национальных и региональных политик информирования населения о планах реализации инфраструктурных проектов.

4. Создание прозрачного механизма финансирования инфраструктурных проектов во избежание долговых проблем и исполнения финансовых обязательств.

5. Расширение и укрепление связности транспортно-логистической сети региона Центральной Азии, в том числе к таким новым инфраструктурным объектам, как Порт Курык.

6. Поддержка инициатив, направленных на транспортно-логистическую интеграцию региона, в том числе включенных в Коммюнике по развитию транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии, которое было принято по итогам Международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», и поддержанных во время консультативных встреч лидерами стран Центральной Азии. Среди них важно отметить:

- разработку Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов, и принятие на её основе региональной Программы по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии;

- создание системы интегрированного управления транспортными перевозками;

- формирование Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере;

- совместное развитие транспортных коммуникаций и инфраструктуры в целях повышения туристической привлекательности региона, в том числе путем разработки совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития туристических хабов в Центральной Азии.

7. При разработке и реализации проектов необходимо применять национальные и международные социально-экологические программы.

В заключение стоит отметить, что в дальнейшем необходимо наращивать сотрудничество между аналитическими центрами стран Центральной Азии в целях совместного изучения и комплексного анализа факторов, влияющих на экономическое взаимодействие стран Центральной Азии в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с учетом региональных и глобальных процессов, а также с целью выработки совместных решений по вызовам, с которыми столкнулись как отдельно взятые страны Центральной Азии, так и весь регион в целом.

Ш. Алимбеков,

координатор проектов Центра «Стратегия развития».

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Развитие транспортно-коммуникационных связей как гарант устойчивого экономического роста в Центральной Азии

Развитие регионального транспортно-транзитного потенциала является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста в Центральной Азии.


За короткий период времени в Центральной Азии повысилось политическое доверие, страны активизировали усилия по формированию доверительной региональной площадки для расширения и развития сотрудничества во всех сферах регионального развития.

Новый импульс получили такие направления сотрудничества, как торгово-экономическая, энергетическая и культурно-гуманитарная сферы, достигнуты консенсусные решения по вопросам делимитации и демаркации государственных границ, рационального использования водных ресурсов.

Учитывая геоэкономическое расположение Центральной Азии, через которую проходят кратчайшие маршруты, соединяющие крупные международные рынки, стратегический характер приобретает активизация регионального сотрудничества в транспортно-коммуникационной сфере.

Развитие регионального транспортно-транзитного потенциала является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста в Центральной Азии. По итогам состоявшейся 29 ноября 2019 года в Ташкенте Консультативной встречи глав государств Центральной Азии было принято совместное заявление, в котором подтверждается намерение продолжить активное сотрудничество в области формирования эффективной региональной системы транспортных коридоров и реализации огромного транзитного потенциала Центральной Азии.

Особое значение приобретает объединение усилий наших стран с целью ускорить интеграцию региона в систему международных транспортных коридоров. ВВ этом направлении в последние годы странами Центральной Азии сделано немало. Узбекистан и Таджикистан возобновили авиасообщение, восстановили железную дорогу «Галаба-Амузанг-Хушади».

Благодаря усилиям Узбекистана и Туркменистана построены железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабад-Фараб, которые обеспечили кратчайший выход странам Центральной Азии на рынки Ближнего и Среднего Востока.

В рамках Ашхабадского соглашения началось формирование субрегионального транспортного коридора Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Индия.

Беспрецедентным стало решение об установлении в 2017 году авиасообщения между Ташкентом и Кабулом. Успешно функционирует железная дорога «Хайратон-Мазари-Шариф». Достигнута договоренность по продлению этой магистрали до афганского города Герат.

Построенная железная дорога «Хайратон-Мазари-Шариф» 
и проектируемая магистраль «Мазари-Шариф-Герат» позволят сформировать новый транспортный коридор с выходом на иранские, пакистанские и индийские железные дороги и к портам «Чахбахар» и «Гвадар» в рамках проекта «Север-Юг».

Развитие сотрудничества с Афганистаном в сфере транспорта и строительство новых железных дорог в рамках «трансафганского» коридора в перспективе обеспечат Центральную Азию кратчайшим выходом к портам Индийского океана и Персидского залива, будет способствовать соединению Южной и Юго-Восточной Азии с рынками Европы и Китая.

Узбекистан и Казахстан запустили автобусные маршруты, скоростное железнодорожное сообщение.

С Кыргызстаном запущены новые железнодорожные сообщения, открыто движение по автомобильному коридору Ташкент-Андижан-Ош-Иркештам-Кашгар, которое впервые позволило автоперевозчикам из Центральной Азии напрямую выходить в Китай.

Активизирована работа по строительству железной дороги «Узбекистан-Кыргызстан-Китай». Железная дорога предоставит возможность перевозки грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока, станет одним из кратчайших маршрутов транспортировки китайских грузов в страны Европы, позволит развить транспортно-логистическую инфраструктуру стран Центральной Азии. В перспективе она должна стать важным звеном нового транспортного коридора из Китая через Кыргызстан и Узбекистан, далее – через вновь построенную железнодорожную магистраль «Баку-Тбилиси-Карс» в страны Южной и Восточной Европы, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта «Восток-Запад».

Страны Центральной Азии проявляют заинтересованность 
в участии китайской инициативы «Один пояс, один путь». Узбекистан с самого начала поддержал ее. Вовлечение страны в нее важно с точки зрения достижения приоритетных задач по обеспечению устойчивого экономического развития, реализации важнейших транспортно-инфраструктурных проектов, способных всесторонне положительно воздействовать на всю Центральную Азию. Ее конечная цель – способствовать развитию торговых отношений между Китаем и остальными странами-участниками.

Инициатива играет важную роль в дальнейшем расширении экономического сотрудничества между государствами-участниками, а именно: а) в создании более благоприятных условий для торговли и привлечения инвестиций; б) в развитии транспортной и коммуникационной инфраструктуры; в) в установлении тесного сотрудничества в сельском хозяйстве, туризме, образовании и культуре; г) в эффективном использовании экономических возможностей развитых государств, оказании ими помощи развивающимся странам с растущей экономикой.

Важно подчеркнуть, что сегодня государства региона, не имея прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые достигают 70-80 процентов от стоимости экспортируемой продукции. По оценкам экспертов, на сегодняшний день более 90 процентов грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путем. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, расходуют около 18 процентов своих экспортных поступлений на оплату транспортных услуг, тогда как в целом развивающиеся страны тратят девять процентов.

На сегодняшний день в Узбекистане принимаются системные меры для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры 
и увеличения объемов транзитных грузоперевозок.

В Послании Олий Мажлису 22 декабря 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев особое внимание уделил необходимости «формирования надежных транспортных, в том числе транзитных, коридоров для поставок внешнеторговых грузов Узбекистана на крупнейшие рынки мира и региона».

Одним из ключевых принятых документов стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере транспорта», согласно которому на базе Узбекского агентства автомобильного транспорта впервые 
в истории независимого Узбекистана был создан единый орган в сфере транспорта – Министерство транспорта Республики Узбекистан, который определен в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства.

В настоящее время разработана «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года», которая имеет важное значение для развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства.

В ней предусматриваются:

– дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в транспортной сфере;

– создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок;

– повышение охвата, обеспечение равного доступа для населения и бизнеса вне зависимости от территориального расположения к услугам транспорта;

– развитие форматов государственно-частного партнерства в сфере развития транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, автовокзалы и автостанции, железнодорожные станции, аэропорты).

За годы независимости в стране построена единая целостная система транспортных коммуникаций, соединяющих регионы и обеспечивающих выход к международным транспортным коридорам.

На развитие железнодорожных транспортных коммуникаций и обустройство инфраструктуры направлено свыше 7,5 миллиарда долларов, в том числе 2,4 миллиарда долларов иностранных инвестиций.

В настоящее время основная часть осуществляемых в стране грузовых и пассажирских перевозок приходится на железнодорожную отрасль. В стране железнодорожным транспортом перевозится свыше 60 процентов грузов и более 75 процентов пассажиров.

Следует отметить, что созданы все необходимые условия для дальнейшего развития транспортно-транзитного потенциала. В стране осуществляется работа по увеличению пропускной способности транспортной системы, устранению имеющихся барьеров для беспрепятственного транзита через Узбекистан, которые имеют огромное значение для развития международных транспортных коридоров в Центральной Азии.

Для воплощения в жизнь ключевых моментов регионального развития Центр «Стратегия развития» совместно с Фондом ПисНексус (PeaceNexus Foundation) и международной консалтинговой компанией Roland Berger, а также с группой центральноазиатских экспертов провел аналитическое исследование «Развитие транспортных коридоров в Центральной Азии и влияние инициативы Один пояс, один путь».

В рамках рекомендаций для дальнейшего развития транзитно-транспортного потенциала Центральной Азии экспертами совместного исследования предлагается осуществить следующие меры:

1. Совершенствование и повышение эффективности функционирования таможенных служб стран региона Центральной Азии.

2. Использование приграничного потенциала для активизации экономических связей – совершенствование функционирования и модернизация локальных приграничных зон.

3. Формирование национальных и региональных политик информирования населения о планах реализации инфраструктурных проектов.

4. Создание прозрачного механизма финансирования инфраструктурных проектов во избежание долговых проблем и исполнения финансовых обязательств.

5. Расширение и укрепление связности транспортно-логистической сети региона Центральной Азии, в том числе к таким новым инфраструктурным объектам, как Порт Курык.

6. Поддержка инициатив, направленных на транспортно-логистическую интеграцию региона, в том числе включенных в Коммюнике по развитию транспортно-транзитного потенциала Центральной Азии, которое было принято по итогам Международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности», и поддержанных во время консультативных встреч лидерами стран Центральной Азии. Среди них важно отметить:

- разработку Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии при содействии экспертов Всемирного банка, Азиатского и Исламского банков развития, других международных институтов, и принятие на её основе региональной Программы по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии;

- создание системы интегрированного управления транспортными перевозками;

- формирование Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, который станет координирующей структурой в решении имеющихся проблем в транспортно-логистической сфере;

- совместное развитие транспортных коммуникаций и инфраструктуры в целях повышения туристической привлекательности региона, в том числе путем разработки совместно со Всемирной туристской организацией Концепции развития туристических хабов в Центральной Азии.

7. При разработке и реализации проектов необходимо применять национальные и международные социально-экологические программы.

В заключение стоит отметить, что в дальнейшем необходимо наращивать сотрудничество между аналитическими центрами стран Центральной Азии в целях совместного изучения и комплексного анализа факторов, влияющих на экономическое взаимодействие стран Центральной Азии в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с учетом региональных и глобальных процессов, а также с целью выработки совместных решений по вызовам, с которыми столкнулись как отдельно взятые страны Центральной Азии, так и весь регион в целом.

Ш. Алимбеков,

координатор проектов Центра «Стратегия развития».