Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в рамках Консультативных встреч Глав государств Центральной Азии регулярно обращает внимание на тематику развития торгово-экономических связей, которые являются ключевым драйвером регионального сотрудничества и интеграции.
В ходе выступления на очередной, юбилейной пятой Консультативной встрече в городе Душанбе глава нашего государства инициировал принятие комплексной региональной Программы, предусматривающей формирование устойчивых торгово-логистических цепочек в регионе, открытие и расширение центров приграничной торговли и кооперации, гармонизацию законодательства и устранение барьеров во взаимной торговле, создание единых электронных платформ таможенного администрирования, санитарного и фитосанитарного контроля, сертификации происхождения товаров, а также запуск региональной площадки электронной торговли.
Для реализации данных инициатив руководитель Узбекистана предложил запустить механизм регулярных встреч министров, ответственных за внешнеторговую деятельность.
Особое место в предложенной к принятию комплексной региональной Программы отводится развитию электронной торговли.
Надо сказать, что за последние годы электронная торговля изменила традиционные способы торговли по всему миру, сделав онлайн-покупки доступными, удобными и безопасными, способствуя предпринимательству, предоставляя равные условия для компаний.
Так, по данным исследовательского агентства «Global Data» за последние 10 лет глобальный рынок электронной торговли вырос в 5 раз и в 2022 году достиг объема в более $6 трлн. По всему миру в электронной торговле задействованы более 2 млрд. человек. По прогнозам ожидается, что к концу 2027 года оборот электронной торговли в мире достигнет $27,1 трлн.
По оценкам компании «Alibaba», ее платформа электронной торговли создала более 30 млн. рабочих мест в КНР. Компания «Amazon» утроила количество пунктов выдачи продуктов в США и зафиксировала 200 % рост онлайн-продаж.
Электронная торговля стала уникальным инструментом, способствующим экономическому развитию стран. В развитых странах до 5% ВВП генерируется электронной торговлей B2B и B2C (business-to-consumer).
Наряду с этим, Центральная Азия благодаря своему важному геополитическому расположению между Азией, Европой и Ближним Востоком, все больше рассматривается, как рынок с высоким потенциалом роста электронной торговли.
Согласно оценке аналитиков, общерегиональный розничный товарооборот в 2022 году достиг $60 млрд., из них на электронную торговлю приходится более 15%.
Узбекистан, в свою очередь, является наиболее быстрорастущим рынком электронной торговли, который имеет огромный потенциал к расширению. По прогнозам экспертов, совокупный среднегодовой темп роста этого сектора в 2023-2027 годы составит более 40%.
Ожидается, что выручка на рынке электронной торговли к концу 2023 года достигнет $1,6 млрд. Количество активных онлайн-пользователей в стране в настоящее время составляет более 10 млн. человек.
При этом, годовой темп роста выручки составит 14%, что приведет к объему рынка в размере $2,6 млрд. к 2027 году. Количество пользователей на рынке электронной торговли к этому периоду составит около 16 млн. человек.
Отмечается, что такой ускоренный рост может быть достигнут за счет усиления ключевых факторов, которые ранее были недостаточно развиты, таких как Интернет (за 6 лет количество интернет-пользователей увеличилось в 3 раза и превысило 31 млн. чел. в 2022 году), его скорость и доступность, проникновение смартфонов и совершенствование мобильного банкинга.
Преобладающее молодое население (48% молодого поколения в возрасте от 15 до 45 лет) со средним возрастом 28 лет является решающим фактором дальнейшего развития электронной торговли.
Чтобы поддержать участников электронной торговли, в Узбекистане введены специальные налоговые льготы, например, взимается только 2% налога с онлайн-дохода, по сравнению со ставкой 4% для традиционных предприятий. В стране активно функционируют крупные компании электронной торговли, такие как «Uzum market», «Wildberries», «ZoodMall», «OLX» и другие.
В этом контексте создание единой региональной платформы электронной торговли будет способствать расширению мультиканальных продаж и придаст мощный импульс развитию сферы онлайн-покупок в регионе.
Активное сотрудничество стран Центральной Азии в этом направлении будет в целом стимулировать рост бизнеса, создание новых рабочих мест, увеличение доходов компаний, внедрение передовых технологий, укрепление торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также поспобствует общему экономическому развитию региона в целом.
Шавкат Алимбеков,
ведущий научный сотрудник
Международного института Центральной Азии.