Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в рамках Консультативных встреч Глав государств Центральной Азии регулярно обращает внимание на тематику развития торгово-экономических связей, которые являются ключевым драйвером регионального сотрудничества и интеграции.

В ходе выступления на очередной, юбилейной пятой Консультативной встрече в городе Душанбе глава нашего государства инициировал принятие комплексной региональной Программы, предусматривающей формирование устойчивых торгово-логистических цепочек в регионе, открытие и расширение центров приграничной торговли и кооперации, гармонизацию законодательства и устранение барьеров во взаимной торговле, создание единых электронных платформ таможенного администрирования, санитарного и фитосанитарного контроля, сертификации происхождения товаров, а также запуск региональной площадки электронной торговли.

Для реализации данных инициатив руководитель Узбекистана предложил запустить механизм регулярных встреч министров, ответственных за внешнеторговую деятельность.

Особое место в предложенной к принятию комплексной региональной Программы отводится развитию электронной торговли.

Надо сказать, что за последние годы электронная торговля изменила традиционные способы торговли по всему миру, сделав онлайн-покупки доступными, удобными и безопасными, способствуя предпринимательству, предоставляя равные условия для компаний.

Так, по данным исследовательского агентства «Global Data» за последние 10 лет глобальный рынок электронной торговли вырос в 5 раз и в 2022 году достиг объема в более $6 трлн. По всему миру в электронной торговле задействованы более 2 млрд. человек. По прогнозам ожидается, что к концу 2027 года оборот электронной торговли в мире достигнет $27,1 трлн.

По оценкам компании «Alibaba», ее платформа электронной торговли создала более 30 млн. рабочих мест в КНР. Компания «Amazon» утроила количество пунктов выдачи продуктов в США и зафиксировала 200 % рост онлайн-продаж.

Электронная торговля стала уникальным инструментом, способствующим экономическому развитию стран. В развитых странах до 5% ВВП генерируется электронной торговлей B2B и B2C (business-to-consumer).

Наряду с этим, Центральная Азия благодаря своему важному геополитическому расположению между Азией, Европой и Ближним Востоком, все больше рассматривается, как рынок с высоким потенциалом роста электронной торговли.

Согласно оценке аналитиков, общерегиональный розничный товарооборот в 2022 году достиг $60 млрд., из них на электронную торговлю приходится более 15%.

Узбекистан, в свою очередь, является наиболее быстрорастущим рынком электронной торговли, который имеет огромный потенциал к расширению. По прогнозам экспертов, совокупный среднегодовой темп роста этого сектора в 2023-2027 годы составит более 40%.

Ожидается, что выручка на рынке электронной торговли к концу 2023 года достигнет $1,6 млрд. Количество активных онлайн-пользователей в стране в настоящее время составляет более 10 млн. человек.

При этом, годовой темп роста выручки составит 14%, что приведет к объему рынка в размере $2,6 млрд. к 2027 году. Количество пользователей на рынке электронной торговли к этому периоду составит около 16 млн. человек.

Отмечается, что такой ускоренный рост может быть достигнут за счет усиления ключевых факторов, которые ранее были недостаточно развиты, таких как Интернет (за 6 лет количество интернет-пользователей увеличилось в 3 раза и превысило 31 млн. чел. в 2022 году), его скорость и доступность, проникновение смартфонов и совершенствование мобильного банкинга.

Преобладающее молодое население (48% молодого поколения в возрасте от 15 до 45 лет) со средним возрастом 28 лет является решающим фактором дальнейшего развития электронной торговли.

Чтобы поддержать участников электронной торговли, в Узбекистане введены специальные налоговые льготы, например, взимается только 2% налога с онлайн-дохода, по сравнению со ставкой 4% для традиционных предприятий. В стране активно функционируют крупные компании электронной торговли, такие как «Uzum market», «Wildberries», «ZoodMall», «OLX» и другие.

В этом контексте создание единой региональной платформы электронной торговли будет способствать расширению мультиканальных продаж и придаст мощный импульс развитию сферы онлайн-покупок в регионе.

Активное сотрудничество стран Центральной Азии в этом направлении будет в целом стимулировать рост бизнеса, создание новых рабочих мест, увеличение доходов компаний, внедрение передовых технологий, укрепление торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также поспобствует общему экономическому развитию региона в целом.

Шавкат Алимбеков, 
ведущий научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Развитие электронной торговли стран Центральной Азии – мощный импульс для взаимосвязанности экономик

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в рамках Консультативных встреч Глав государств Центральной Азии регулярно обращает внимание на тематику развития торгово-экономических связей, которые являются ключевым драйвером регионального сотрудничества и интеграции.

В ходе выступления на очередной, юбилейной пятой Консультативной встрече в городе Душанбе глава нашего государства инициировал принятие комплексной региональной Программы, предусматривающей формирование устойчивых торгово-логистических цепочек в регионе, открытие и расширение центров приграничной торговли и кооперации, гармонизацию законодательства и устранение барьеров во взаимной торговле, создание единых электронных платформ таможенного администрирования, санитарного и фитосанитарного контроля, сертификации происхождения товаров, а также запуск региональной площадки электронной торговли.

Для реализации данных инициатив руководитель Узбекистана предложил запустить механизм регулярных встреч министров, ответственных за внешнеторговую деятельность.

Особое место в предложенной к принятию комплексной региональной Программы отводится развитию электронной торговли.

Надо сказать, что за последние годы электронная торговля изменила традиционные способы торговли по всему миру, сделав онлайн-покупки доступными, удобными и безопасными, способствуя предпринимательству, предоставляя равные условия для компаний.

Так, по данным исследовательского агентства «Global Data» за последние 10 лет глобальный рынок электронной торговли вырос в 5 раз и в 2022 году достиг объема в более $6 трлн. По всему миру в электронной торговле задействованы более 2 млрд. человек. По прогнозам ожидается, что к концу 2027 года оборот электронной торговли в мире достигнет $27,1 трлн.

По оценкам компании «Alibaba», ее платформа электронной торговли создала более 30 млн. рабочих мест в КНР. Компания «Amazon» утроила количество пунктов выдачи продуктов в США и зафиксировала 200 % рост онлайн-продаж.

Электронная торговля стала уникальным инструментом, способствующим экономическому развитию стран. В развитых странах до 5% ВВП генерируется электронной торговлей B2B и B2C (business-to-consumer).

Наряду с этим, Центральная Азия благодаря своему важному геополитическому расположению между Азией, Европой и Ближним Востоком, все больше рассматривается, как рынок с высоким потенциалом роста электронной торговли.

Согласно оценке аналитиков, общерегиональный розничный товарооборот в 2022 году достиг $60 млрд., из них на электронную торговлю приходится более 15%.

Узбекистан, в свою очередь, является наиболее быстрорастущим рынком электронной торговли, который имеет огромный потенциал к расширению. По прогнозам экспертов, совокупный среднегодовой темп роста этого сектора в 2023-2027 годы составит более 40%.

Ожидается, что выручка на рынке электронной торговли к концу 2023 года достигнет $1,6 млрд. Количество активных онлайн-пользователей в стране в настоящее время составляет более 10 млн. человек.

При этом, годовой темп роста выручки составит 14%, что приведет к объему рынка в размере $2,6 млрд. к 2027 году. Количество пользователей на рынке электронной торговли к этому периоду составит около 16 млн. человек.

Отмечается, что такой ускоренный рост может быть достигнут за счет усиления ключевых факторов, которые ранее были недостаточно развиты, таких как Интернет (за 6 лет количество интернет-пользователей увеличилось в 3 раза и превысило 31 млн. чел. в 2022 году), его скорость и доступность, проникновение смартфонов и совершенствование мобильного банкинга.

Преобладающее молодое население (48% молодого поколения в возрасте от 15 до 45 лет) со средним возрастом 28 лет является решающим фактором дальнейшего развития электронной торговли.

Чтобы поддержать участников электронной торговли, в Узбекистане введены специальные налоговые льготы, например, взимается только 2% налога с онлайн-дохода, по сравнению со ставкой 4% для традиционных предприятий. В стране активно функционируют крупные компании электронной торговли, такие как «Uzum market», «Wildberries», «ZoodMall», «OLX» и другие.

В этом контексте создание единой региональной платформы электронной торговли будет способствать расширению мультиканальных продаж и придаст мощный импульс развитию сферы онлайн-покупок в регионе.

Активное сотрудничество стран Центральной Азии в этом направлении будет в целом стимулировать рост бизнеса, создание новых рабочих мест, увеличение доходов компаний, внедрение передовых технологий, укрепление торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также поспобствует общему экономическому развитию региона в целом.

Шавкат Алимбеков, 
ведущий научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.