«Умную кожу» для самолетов создали ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Инновационное покрытие самостоятельно определяет появление льда на фюзеляже и других частях судна, удаляет его и контролирует результат. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС.

«Наиболее опасным считается температурный диапазон от 0 до минус 10 градусов. Именно в этих условиях на самолетах формируется «стекловидный» лед – прозрачный, прочный и практически незаметный. Ученые Пермского политеха разработали «умное» покрытие для борьбы с обледенением: оно самостоятельно определяет появление льда, удаляет его и контролирует результат. В основе технологии – активный вибрирующий компонент (пьезоэлектрический), то есть слой со специальной структурой расположения электродов, который создает мощные вибрации для сброса ледяного покрова», – рассказали в ПНИПУ.

По словам ученых, традиционные технологии – подача нагретого воздуха от двигателей, электрические обогреватели или использование химических составов – потребляют много энергии и требуют постоянного контроля со стороны пилотов, не гарантируя стабильной работы в течение всего полета. Более современные противообледенительные механизмы используют пьезоэлектрические элементы – специальные материалы, которые начинают вибрировать под действием тока. Они способны разрушать ледяной покров толщиной от 1 до 4 мм за счет автоматического усиления вибраций и перехода в резонансный режим. Существующие пьезоэлектрические системы используют простые параллельные или сеточные электроды, которые создают относительно слабое и неравномерное электрическое поле, что приводит к локальным вибрациям недостаточной мощности для разрушения прочного льда или больших поверхностей, таких как крылья самолета.

Как рассказал профессор кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ, доктор физико-математических наук Андрей Паньков, суть метода ученых Пермского политеха в том, что традиционное расположение электродов заменяется на две взаимодействующие подсистемы IDE-электродов в виде двух «гребенок», в которых «зубчики» (штыревые электроды) одной расположены между зубчиками другой, или же в форме плоской или цилиндрической двойной спирали электродов.

Физически это выглядит, как многослойная структура, где основа – это пластина из пьезоэлектрического материала с нанесенными или встроенными электродами. Сверху конструкция защищена полимерным покрытием, а по краям выведены контакты для подключения питания, что обеспечивает интеграцию устройства в бортовую сеть самолета.

– Прежде чем изготовить такое устройство, мы выполнили компьютерное моделирование и испытали уменьшенные прототипы. В ходе экспериментов изучали, как разные частоты колебаний и толщина льда влияют на эффективность очистки. Результаты подтвердили способность механизма разрушать лед толщиной до 5 миллиметров. При этом особенностью конструкции является встроенная самодиагностика: в режиме очистки сила тока достигает максимума, а после сброса льда падает до минимума. Именно интеллектуальность является ключевым преимуществом данной технологии – система способна самостоятельно определять момент появления льда, активировать процесс очистки и отключаться после его завершения. Это происходит без дополнительных датчиков и позволяет значительно экономить энергию, – отметил Паньков. 

Полный цикл очистки – от обнаружения ледяного слоя до его полного удаления – занимает от нескольких секунд до минуты, это зависит от площади обледенения и его толщины. Такая скорость очистки достигается в том числе благодаря внешнему полимерному слою (защитной пленке), который при вибрациях интенсивно выделяет тепло, дополнительно ослабляя сцепление льда с поверхностью. 

Комбинированное воздействие – механическое и тепловое – гарантировано сбрасывает ледяной панцирь с самолета даже в самых сложных погодных условиях. Так, по данным вуза, общая эффективность системы на 30 процентов выше, чем у традиционных противообледенительных технологий, а энергозатраты ниже на 70–90 процентов.

Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Разработана «умная кожа» для самолетов

«Умную кожу» для самолетов создали ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Инновационное покрытие самостоятельно определяет появление льда на фюзеляже и других частях судна, удаляет его и контролирует результат. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС.

«Наиболее опасным считается температурный диапазон от 0 до минус 10 градусов. Именно в этих условиях на самолетах формируется «стекловидный» лед – прозрачный, прочный и практически незаметный. Ученые Пермского политеха разработали «умное» покрытие для борьбы с обледенением: оно самостоятельно определяет появление льда, удаляет его и контролирует результат. В основе технологии – активный вибрирующий компонент (пьезоэлектрический), то есть слой со специальной структурой расположения электродов, который создает мощные вибрации для сброса ледяного покрова», – рассказали в ПНИПУ.

По словам ученых, традиционные технологии – подача нагретого воздуха от двигателей, электрические обогреватели или использование химических составов – потребляют много энергии и требуют постоянного контроля со стороны пилотов, не гарантируя стабильной работы в течение всего полета. Более современные противообледенительные механизмы используют пьезоэлектрические элементы – специальные материалы, которые начинают вибрировать под действием тока. Они способны разрушать ледяной покров толщиной от 1 до 4 мм за счет автоматического усиления вибраций и перехода в резонансный режим. Существующие пьезоэлектрические системы используют простые параллельные или сеточные электроды, которые создают относительно слабое и неравномерное электрическое поле, что приводит к локальным вибрациям недостаточной мощности для разрушения прочного льда или больших поверхностей, таких как крылья самолета.

Как рассказал профессор кафедры «Механика композиционных материалов и конструкций» ПНИПУ, доктор физико-математических наук Андрей Паньков, суть метода ученых Пермского политеха в том, что традиционное расположение электродов заменяется на две взаимодействующие подсистемы IDE-электродов в виде двух «гребенок», в которых «зубчики» (штыревые электроды) одной расположены между зубчиками другой, или же в форме плоской или цилиндрической двойной спирали электродов.

Физически это выглядит, как многослойная структура, где основа – это пластина из пьезоэлектрического материала с нанесенными или встроенными электродами. Сверху конструкция защищена полимерным покрытием, а по краям выведены контакты для подключения питания, что обеспечивает интеграцию устройства в бортовую сеть самолета.

– Прежде чем изготовить такое устройство, мы выполнили компьютерное моделирование и испытали уменьшенные прототипы. В ходе экспериментов изучали, как разные частоты колебаний и толщина льда влияют на эффективность очистки. Результаты подтвердили способность механизма разрушать лед толщиной до 5 миллиметров. При этом особенностью конструкции является встроенная самодиагностика: в режиме очистки сила тока достигает максимума, а после сброса льда падает до минимума. Именно интеллектуальность является ключевым преимуществом данной технологии – система способна самостоятельно определять момент появления льда, активировать процесс очистки и отключаться после его завершения. Это происходит без дополнительных датчиков и позволяет значительно экономить энергию, – отметил Паньков. 

Полный цикл очистки – от обнаружения ледяного слоя до его полного удаления – занимает от нескольких секунд до минуты, это зависит от площади обледенения и его толщины. Такая скорость очистки достигается в том числе благодаря внешнему полимерному слою (защитной пленке), который при вибрациях интенсивно выделяет тепло, дополнительно ослабляя сцепление льда с поверхностью. 

Комбинированное воздействие – механическое и тепловое – гарантировано сбрасывает ледяной панцирь с самолета даже в самых сложных погодных условиях. Так, по данным вуза, общая эффективность системы на 30 процентов выше, чем у традиционных противообледенительных технологий, а энергозатраты ниже на 70–90 процентов.

Подготовил Роман БОНДАРЧУК, УзА