Разрабатывается проект закона “О государственном финансовом контроле”
Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления.
Постановление и его исполнение
В систему государственного финансового контроля нашей страны входят Счетная палата, Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов, службы внутреннего аудита и финансового контроля министерств и ведомств.
Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления. В настоящее время он действует в соответствии с Бюджетным кодексом страны и постановлением Кабинета Министров "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан" от 24 октября 2017 года. В регионах республики создано 14 отделений данного департамента.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "О дальнейшем совершенствовании механизма финансирования образовательных и медицинских учреждений и системы государственного финансового контроля" от 21 августа 2017 года службы внутреннего аудита и финансового контроля сначала были созданы в министерствах народного образования, здравоохранения, высшего и среднего специального образования, во внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, в настоящее время такие службы действуют в министерствах водного хозяйства и культуры, Налоговом и Таможенном комитетах.
Службы внутреннего аудита и финансового контроля непосредственно подчиняются первым руководителям министерств и ведомств и осуществляют деятельность на основе выше указанных документов и постановлений об организации деятельности министерств.
В целях дальнейшего развития системы государственного финансового контроля Министерству финансов и соответствующим министерствам и ведомствам дано указание о разработке проекта закона "О государственном финансовом контроле". Для этого министерством проведены беседы с представителями международных финансовых организаций, в частности с экспертами Международного валютного фонда, Всемирного банка, и получены их рекомендации.
В соответствии с передовым международным опытом в государственном финансовом контроле основное внимание уделяется внутреннему аудиту. В этой связи в рамках проводимого при содействии Всемирного банка проекта "Повышение институционального потенциала" запланирован проект дальнейшего развития внутреннего контроля и внутреннего аудита в министерствах и ведомствах при привлечении международных экспертов. В настоящее время в этом направлении разрабатываются технические условия и проводится второй этап тендерного процесса.
Причинами реформирования системы государственного финансового контроля в нашей стране послужило следующее:
– прежде всего возрастание объема выявляемых в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи, приписок, что негативно воздействует на эффективность использования бюджетных средств;
– определение в развитых странах личной ответственности руководителей за развитие системы внутреннего контроля и аудита и за выявленные финансовые ошибки, недостачи и приписки;
– передовой международный опыт, предусматривающий в первую очередь переход к оценке эффективности и результативности используемых средств, при этом в большинстве случаев выявление финансовых ошибок, недостачи и приписок не является основным.
Налаживание аудиторской деятельности, направленной на предупреждение правонарушений в финансово-экономической сфере, реализация задач по цифровизации сферы являются требованием времени.
Цели реформирования системы государственного финансового контроля – предупреждение финансовых ошибок путем широкого применения современных методов, соответствующих международным требованиям, формирование структуры финансового контроля, направленного на оценку использования бюджетных средств.
При этом целесообразен переход от практики нерезультативных инспекционных проверок к системе комплаенс-контроля, направленной на профилактику финансовых ошибок путем оперативного выявления рисков на основе широкой цифровизации, то есть при максимальном ограничении человеческого фактора.
В системе финансового контроля нужна независимая структура, нацеленная на выявление и оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета.
Как было указано выше, реформы в системе государственного финансового контроля направлены не только на оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета, выявление допускаемых ошибок и просчетов, а также наказание виновных, но и на создание новой системы финансового контроля, предусматривающей предупреждение подобных рисков путем регулярного проведения их анализа, устранение их причин и условий, применение профилактических мер по недопущению факторов коррупции.
Действующая структура государственного финансового контроля Министерства финансов, ее задачи и функции будут проанализированы на основе передового международного опыта. При этом основное внимание будет уделено анализу рисков, что позволит сократить случаи нарушения закона, и дистанционному аналитическому контролю при использовании цифровых технологий.
Во всех министерствах и ведомствах будут организованы сильная и действенная система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита по ее независимой оценке.
Во-первых, путем разграничения задач и функций новой системы государственного финансового контроля будет скоординирована ее деятельность.
Во-вторых, определение эффективности и результативности выделяемых из бюджета средств станет основной задачей государственного финансового контроля.
В-третьих, будет налажено широкое использование системы комплаенс-контроля в форме основанного на современных цифровых технологиях дистанционного контроля с ограничением участия человеческого фактора.
В-четвертых, путем развития в министерствах и ведомствах внутреннего аудита – независимого внутреннего финансового контроля будет достигнуто усиление ответственности руководителей.
Развитие в стране системы государственного финансового контроля обеспечит внедрение в сферу практического международного опыта, предупреждение допущения в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи и приписок, достижение эффективности в использовании бюджетных средств.
Азамат ЖАББОРОВ,
главный экономист Министерства финансов Республики Узбекистан.