Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления.

Постановление и его исполнение 

В систему государственного финансового контроля нашей страны входят Счетная палата, Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов, службы внутреннего аудита и финансового контроля министерств и ведомств. 

Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления. В настоящее время он действует в соответствии с Бюджетным кодексом страны и постановлением Кабинета Министров "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан" от 24 октября 2017 года. В регионах республики создано 14 отделений данного департамента.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "О дальнейшем совершенствовании механизма финансирования образовательных и медицинских учреждений и системы государственного финансового контроля" от 21 августа 2017 года службы внутреннего аудита и финансового контроля сначала были созданы в министерствах народного образования, здравоохранения, высшего и среднего специального образования, во внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, в настоящее время такие службы действуют в министерствах водного хозяйства и культуры, Налоговом и Таможенном комитетах.
Службы внутреннего аудита и финансового контроля непосредственно подчиняются первым руководителям министерств и ведомств и осуществляют деятельность на основе выше указанных документов и постановлений об организации деятельности министерств.

В целях дальнейшего развития системы государственного финансового контроля Министерству финансов и соответствующим министерствам и ведомствам дано указание о разработке проекта закона "О государственном финансовом контроле". Для этого министерством проведены беседы с представителями международных финансовых организаций, в частности с экспертами Международного валютного фонда, Всемирного банка, и получены их рекомендации. 
  
В соответствии с передовым международным опытом в государственном финансовом контроле основное внимание уделяется внутреннему аудиту. В этой связи в рамках проводимого при содействии Всемирного банка проекта "Повышение институционального потенциала" запланирован проект дальнейшего развития внутреннего контроля и внутреннего аудита в министерствах и ведомствах при привлечении международных экспертов. В настоящее время в этом направлении разрабатываются технические условия и проводится второй этап тендерного процесса.
  
Причинами реформирования системы государственного финансового контроля в нашей стране послужило следующее:

– прежде всего возрастание объема выявляемых в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи, приписок, что негативно воздействует на эффективность использования бюджетных средств;
– определение в развитых странах личной ответственности руководителей за развитие системы внутреннего контроля и аудита и за выявленные финансовые ошибки, недостачи и приписки;
– передовой международный опыт, предусматривающий в первую очередь переход к оценке эффективности и результативности используемых средств, при этом в большинстве случаев выявление финансовых ошибок, недостачи и приписок не является основным.

Налаживание аудиторской деятельности, направленной на предупреждение правонарушений в финансово-экономической сфере, реализация задач по цифровизации сферы являются требованием времени. 

Цели реформирования системы государственного финансового контроля – предупреждение финансовых ошибок путем широкого применения современных методов, соответствующих международным требованиям, формирование структуры финансового контроля, направленного на оценку использования бюджетных средств.
При этом целесообразен переход от практики нерезультативных инспекционных проверок к системе комплаенс-контроля, направленной на профилактику финансовых ошибок путем оперативного выявления рисков на основе широкой цифровизации, то есть при максимальном ограничении человеческого фактора. 
  
В системе финансового контроля нужна независимая структура, нацеленная на выявление и оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета. 
Как было указано выше, реформы в системе государственного финансового контроля направлены не только на оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета, выявление допускаемых ошибок и просчетов, а также наказание виновных, но и на создание новой системы финансового контроля, предусматривающей предупреждение подобных рисков путем регулярного проведения их анализа, устранение их причин и условий, применение профилактических мер по недопущению факторов коррупции. 

Действующая структура государственного финансового контроля Министерства финансов, ее задачи и функции будут проанализированы на основе передового международного опыта. При этом основное внимание будет уделено анализу рисков, что позволит сократить случаи нарушения закона, и дистанционному аналитическому контролю при использовании цифровых технологий.

Во всех министерствах и ведомствах будут организованы сильная и действенная система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита по ее независимой оценке. 
Во-первых, путем разграничения задач и функций новой системы государственного финансового контроля будет скоординирована ее деятельность. 

Во-вторых, определение эффективности и результативности выделяемых из бюджета средств станет основной задачей государственного финансового контроля. 
В-третьих, будет налажено широкое использование системы комплаенс-контроля в форме основанного на современных цифровых технологиях дистанционного контроля с ограничением участия человеческого фактора. 
  
В-четвертых, путем развития в министерствах и ведомствах внутреннего аудита – независимого внутреннего финансового контроля будет достигнуто усиление ответственности руководителей. 

Развитие в стране системы государственного финансового контроля обеспечит внедрение в сферу практического международного опыта, предупреждение допущения в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи и приписок, достижение эффективности в использовании бюджетных средств. 

Азамат ЖАББОРОВ,
главный экономист Министерства финансов Республики Узбекистан.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Разрабатывается проект закона “О государственном финансовом контроле”

Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления.

Постановление и его исполнение 

В систему государственного финансового контроля нашей страны входят Счетная палата, Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов, службы внутреннего аудита и финансового контроля министерств и ведомств. 

Департамент государственного финансового контроля Министерства финансов изначально функционировал в качестве Главного контрольно-ревизионного управления. В настоящее время он действует в соответствии с Бюджетным кодексом страны и постановлением Кабинета Министров "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан" от 24 октября 2017 года. В регионах республики создано 14 отделений данного департамента.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "О дальнейшем совершенствовании механизма финансирования образовательных и медицинских учреждений и системы государственного финансового контроля" от 21 августа 2017 года службы внутреннего аудита и финансового контроля сначала были созданы в министерствах народного образования, здравоохранения, высшего и среднего специального образования, во внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан, в настоящее время такие службы действуют в министерствах водного хозяйства и культуры, Налоговом и Таможенном комитетах.
Службы внутреннего аудита и финансового контроля непосредственно подчиняются первым руководителям министерств и ведомств и осуществляют деятельность на основе выше указанных документов и постановлений об организации деятельности министерств.

В целях дальнейшего развития системы государственного финансового контроля Министерству финансов и соответствующим министерствам и ведомствам дано указание о разработке проекта закона "О государственном финансовом контроле". Для этого министерством проведены беседы с представителями международных финансовых организаций, в частности с экспертами Международного валютного фонда, Всемирного банка, и получены их рекомендации. 
  
В соответствии с передовым международным опытом в государственном финансовом контроле основное внимание уделяется внутреннему аудиту. В этой связи в рамках проводимого при содействии Всемирного банка проекта "Повышение институционального потенциала" запланирован проект дальнейшего развития внутреннего контроля и внутреннего аудита в министерствах и ведомствах при привлечении международных экспертов. В настоящее время в этом направлении разрабатываются технические условия и проводится второй этап тендерного процесса.
  
Причинами реформирования системы государственного финансового контроля в нашей стране послужило следующее:

– прежде всего возрастание объема выявляемых в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи, приписок, что негативно воздействует на эффективность использования бюджетных средств;
– определение в развитых странах личной ответственности руководителей за развитие системы внутреннего контроля и аудита и за выявленные финансовые ошибки, недостачи и приписки;
– передовой международный опыт, предусматривающий в первую очередь переход к оценке эффективности и результативности используемых средств, при этом в большинстве случаев выявление финансовых ошибок, недостачи и приписок не является основным.

Налаживание аудиторской деятельности, направленной на предупреждение правонарушений в финансово-экономической сфере, реализация задач по цифровизации сферы являются требованием времени. 

Цели реформирования системы государственного финансового контроля – предупреждение финансовых ошибок путем широкого применения современных методов, соответствующих международным требованиям, формирование структуры финансового контроля, направленного на оценку использования бюджетных средств.
При этом целесообразен переход от практики нерезультативных инспекционных проверок к системе комплаенс-контроля, направленной на профилактику финансовых ошибок путем оперативного выявления рисков на основе широкой цифровизации, то есть при максимальном ограничении человеческого фактора. 
  
В системе финансового контроля нужна независимая структура, нацеленная на выявление и оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета. 
Как было указано выше, реформы в системе государственного финансового контроля направлены не только на оценку эффективности и результативности средств, выделяемых из бюджета, выявление допускаемых ошибок и просчетов, а также наказание виновных, но и на создание новой системы финансового контроля, предусматривающей предупреждение подобных рисков путем регулярного проведения их анализа, устранение их причин и условий, применение профилактических мер по недопущению факторов коррупции. 

Действующая структура государственного финансового контроля Министерства финансов, ее задачи и функции будут проанализированы на основе передового международного опыта. При этом основное внимание будет уделено анализу рисков, что позволит сократить случаи нарушения закона, и дистанционному аналитическому контролю при использовании цифровых технологий.

Во всех министерствах и ведомствах будут организованы сильная и действенная система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита по ее независимой оценке. 
Во-первых, путем разграничения задач и функций новой системы государственного финансового контроля будет скоординирована ее деятельность. 

Во-вторых, определение эффективности и результативности выделяемых из бюджета средств станет основной задачей государственного финансового контроля. 
В-третьих, будет налажено широкое использование системы комплаенс-контроля в форме основанного на современных цифровых технологиях дистанционного контроля с ограничением участия человеческого фактора. 
  
В-четвертых, путем развития в министерствах и ведомствах внутреннего аудита – независимого внутреннего финансового контроля будет достигнуто усиление ответственности руководителей. 

Развитие в стране системы государственного финансового контроля обеспечит внедрение в сферу практического международного опыта, предупреждение допущения в бюджетных организациях финансовых ошибок, недостачи и приписок, достижение эффективности в использовании бюджетных средств. 

Азамат ЖАББОРОВ,
главный экономист Министерства финансов Республики Узбекистан.