-
Boeing 787-8 Dreamliner авиакомпании Air India, выполнявший рейс AI171 по маршруту Ахмедабад – Лондон, потерпел крушение утром 12 июня 2025 года. Спустя 32 секунды после взлета воздушное судно потеряло тягу обоих двигателей и рухнуло на здание общежития Медицинского колледжа имени Б. Джей. В результате трагедии погибли 241 человек на борту, ещё 19 – на земле. Выжил лишь один пассажир, всего жертвами стали 260 человек.
Ровно через месяц после катастрофы, 12 июля, Бюро по расследованию авиационных происшествий Индии (AAIB) обнародовало предварительный отчет о причинах трагедии. Анализ параметров бортовых самописцев показал: оба топливных переключателя двигателей были переведены из положения RUN в CUTOFF с разницей в одну секунду на скорости около 180 узлов. Эти действия мгновенно прекратили подачу топлива к обоим двигателям, вызвав полную потерю тяги. На записи речевого самописца зафиксирован вопрос одного пилота «Why did you cut off?» («Почему отключил?») и ответ второго – «I didn’t do it» («Я этого не делал»). В этот момент камеры зафиксировали автоматический выпуск аварийной турбины Ram Air Turbine, свидетельствующий о полной потере электроэнергии на борту. Несмотря на попытки экипажа вернуть переключатели в положение RUN и перезапустить левый двигатель, высоты для восстановления управления уже не хватило: самолет рухнул примерно в 0,9 морской мили от торца полосы.
Экспертиза AAIB не выявила технических неисправностей самолета или двигателей GEnx-1B, не было обнаружено следов загрязненного топлива, неправильной конфигурации закрылков, столкновений с птицами или иных внешних факторов. Внимание следователей сосредоточено на человеческом факторе и особенностях работы топливных переключателей. Как отмечают специалисты, сами рычаги оборудованы металлическими стопорами и защитными скобами, чтобы минимизировать вероятность случайного перевода в положение CUTOFF. Однако эксперты подчеркивают, что полностью исключить вариант непреднамеренной активации пока нельзя — в мировой авиационной практике были отмечены случаи нарушений при обслуживании стопорных устройств.
Авиакатастрофа обострила внимание к вопросам безопасности внутри самой Air India. По сообщениям индийских СМИ, бюджетное подразделение перевозчика Air India Express недавно было обвинено в фальсификации отдельных технических и медицинских записей. Министр гражданской авиации Индии К. Раммохан Найду особо отметил, что расследование ведется в условиях полной прозрачности и подотчетности, а окончательные выводы будут сделаны после публикации финального отчета. Сейчас к расследованию подключены эксперты из Великобритании и США, которые анализируют конструкцию топливных переключателей, действия экипажа и возможные процедурные нарушения.
Таким образом, расследование продолжается, и международное авиационное сообщество ожидает окончательных выводов о причинах трагедии. Пока не установлено, стало ли отключение подачи топлива результатом случайной ошибки, технической неисправности или неудачной попытки выполнить аварийную процедуру.
Подготовил Абдуазиз Хидиров, УзА