-

Boeing 787-8 Dreamliner авиакомпании Air India, выполнявший рейс AI171 по маршруту Ахмедабад – Лондон, потерпел крушение утром 12 июня 2025 года. Спустя 32 секунды после взлета воздушное судно потеряло тягу обоих двигателей и рухнуло на здание общежития Медицинского колледжа имени Б. Джей. В результате трагедии погибли 241 человек на борту, ещё 19 – на земле. Выжил лишь один пассажир, всего жертвами стали 260 человек.

Ровно через месяц после катастрофы, 12 июля, Бюро по расследованию авиационных происшествий Индии (AAIB) обнародовало предварительный отчет о причинах трагедии. Анализ параметров бортовых самописцев показал: оба топливных переключателя двигателей были переведены из положения RUN в CUTOFF с разницей в одну секунду на скорости около 180 узлов. Эти действия мгновенно прекратили подачу топлива к обоим двигателям, вызвав полную потерю тяги. На записи речевого самописца зафиксирован вопрос одного пилота «Why did you cut off?» («Почему отключил?») и ответ второго – «I didn’t do it» («Я этого не делал»). В этот момент камеры зафиксировали автоматический выпуск аварийной турбины Ram Air Turbine, свидетельствующий о полной потере электроэнергии на борту. Несмотря на попытки экипажа вернуть переключатели в положение RUN и перезапустить левый двигатель, высоты для восстановления управления уже не хватило: самолет рухнул примерно в 0,9 морской мили от торца полосы.

Wreckage of the Air India Boeing 787-8 Dreamliner plane

Экспертиза AAIB не выявила технических неисправностей самолета или двигателей GEnx-1B, не было обнаружено следов загрязненного топлива, неправильной конфигурации закрылков, столкновений с птицами или иных внешних факторов. Внимание следователей сосредоточено на человеческом факторе и особенностях работы топливных переключателей. Как отмечают специалисты, сами рычаги оборудованы металлическими стопорами и защитными скобами, чтобы минимизировать вероятность случайного перевода в положение CUTOFF. Однако эксперты подчеркивают, что полностью исключить вариант непреднамеренной активации пока нельзя — в мировой авиационной практике были отмечены случаи нарушений при обслуживании стопорных устройств.

Авиакатастрофа обострила внимание к вопросам безопасности внутри самой Air India. По сообщениям индийских СМИ, бюджетное подразделение перевозчика Air India Express недавно было обвинено в фальсификации отдельных технических и медицинских записей. Министр гражданской авиации Индии К. Раммохан Найду особо отметил, что расследование ведется в условиях полной прозрачности и подотчетности, а окончательные выводы будут сделаны после публикации финального отчета. Сейчас к расследованию подключены эксперты из Великобритании и США, которые анализируют конструкцию топливных переключателей, действия экипажа и возможные процедурные нарушения.

Таким образом, расследование продолжается, и международное авиационное сообщество ожидает окончательных выводов о причинах трагедии. Пока не установлено, стало ли отключение подачи топлива результатом случайной ошибки, технической неисправности или неудачной попытки выполнить аварийную процедуру.

Подготовил Абдуазиз Хидиров, УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Расследование крушения самолета Air India: отключение двигателей после взлета стало ключевой причиной трагедии

-

Boeing 787-8 Dreamliner авиакомпании Air India, выполнявший рейс AI171 по маршруту Ахмедабад – Лондон, потерпел крушение утром 12 июня 2025 года. Спустя 32 секунды после взлета воздушное судно потеряло тягу обоих двигателей и рухнуло на здание общежития Медицинского колледжа имени Б. Джей. В результате трагедии погибли 241 человек на борту, ещё 19 – на земле. Выжил лишь один пассажир, всего жертвами стали 260 человек.

Ровно через месяц после катастрофы, 12 июля, Бюро по расследованию авиационных происшествий Индии (AAIB) обнародовало предварительный отчет о причинах трагедии. Анализ параметров бортовых самописцев показал: оба топливных переключателя двигателей были переведены из положения RUN в CUTOFF с разницей в одну секунду на скорости около 180 узлов. Эти действия мгновенно прекратили подачу топлива к обоим двигателям, вызвав полную потерю тяги. На записи речевого самописца зафиксирован вопрос одного пилота «Why did you cut off?» («Почему отключил?») и ответ второго – «I didn’t do it» («Я этого не делал»). В этот момент камеры зафиксировали автоматический выпуск аварийной турбины Ram Air Turbine, свидетельствующий о полной потере электроэнергии на борту. Несмотря на попытки экипажа вернуть переключатели в положение RUN и перезапустить левый двигатель, высоты для восстановления управления уже не хватило: самолет рухнул примерно в 0,9 морской мили от торца полосы.

Wreckage of the Air India Boeing 787-8 Dreamliner plane

Экспертиза AAIB не выявила технических неисправностей самолета или двигателей GEnx-1B, не было обнаружено следов загрязненного топлива, неправильной конфигурации закрылков, столкновений с птицами или иных внешних факторов. Внимание следователей сосредоточено на человеческом факторе и особенностях работы топливных переключателей. Как отмечают специалисты, сами рычаги оборудованы металлическими стопорами и защитными скобами, чтобы минимизировать вероятность случайного перевода в положение CUTOFF. Однако эксперты подчеркивают, что полностью исключить вариант непреднамеренной активации пока нельзя — в мировой авиационной практике были отмечены случаи нарушений при обслуживании стопорных устройств.

Авиакатастрофа обострила внимание к вопросам безопасности внутри самой Air India. По сообщениям индийских СМИ, бюджетное подразделение перевозчика Air India Express недавно было обвинено в фальсификации отдельных технических и медицинских записей. Министр гражданской авиации Индии К. Раммохан Найду особо отметил, что расследование ведется в условиях полной прозрачности и подотчетности, а окончательные выводы будут сделаны после публикации финального отчета. Сейчас к расследованию подключены эксперты из Великобритании и США, которые анализируют конструкцию топливных переключателей, действия экипажа и возможные процедурные нарушения.

Таким образом, расследование продолжается, и международное авиационное сообщество ожидает окончательных выводов о причинах трагедии. Пока не установлено, стало ли отключение подачи топлива результатом случайной ошибки, технической неисправности или неудачной попытки выполнить аварийную процедуру.

Подготовил Абдуазиз Хидиров, УзА