Согласно данным ООН, сегодня в мире более 820 миллионов человек голодают, по той же причине около 144 миллионов детей в возрасте до 5 лет отстают в росте. Продовольственные системы стран работают с перебоями.

В настоящее время взаимодействие и совместная реализация опережающих мер по удовлетворению растущих потребностей населения в продовольствии является проблемой не только отдельных стран и регионов, но и всего мира.

Отсутствие действенных механизмов скоординированного обеспечения продовольственной безопасности Центральной Азии и других стран несёт за собой ряд негативных последствий.

Многие страны уже столкнулись с проблемами, связанными с ограничениями на осуществление экспортно-импортных операций продовольственными товарами.

Главной задачей всех стран мира выступает спасение жизни людей и сохранение возможности получения ими средств к существованию, о чём неоднократно заявлял Генеральный секретарь ООН А. Гутериш.

На фоне демографического роста населения Центральной Азии (75,4 миллиона), сокращаются источники воды, а это одна из основ обеспечения продовольственной безопасности. И как результат за последние 15 лет площадь орошаемых земель в расчёте на душу населения уменьшилась более чем на четверть.

Для решения общих проблем, стоящих перед странами региона в вопросах продовольственной безопасности, целесообразно продумать меры по специализации и кооперированию производственного сектора, что в свою очередь зависит от реализации организационных и институциональных преобразований, предусматривающих:

- проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности и оценки рисков;

- разработку совместных прогнозных продовольственных балансов;

- создание и развитие межгосударственной товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также системы обеспечения чистой питьевой водой.

Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости.

При этом потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились. Для продовольственного рынка наиболее подходит смешанный тип регулирования, который базируется на следующих принципах:

- реализация приоритетов развития каждой страны при особом значении социальной сферы для удовлетворения потребностей всего населения;

- поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, соотношения между объёмами товарного производства и спроса, товарной и денежной массами;

- выбор наиболее действенных организационных форм регулирования рыночных отношений и в первую очередь создание эффективной товаропроводящей системы.

Система межгосударственного так же, как и государственного регулирования продовольственного рынка, должна включать экономические, организационные и административные меры.

В экономических мерах целесообразно предусматривать стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме:

- закупок для государственных нужд с участием субъектов рынка всех государств;

- льготного кредитования, в том числе и под залог будущего урожая, а также производимой продукции;

- выработки механизма и развития межгосударственного лизинга племенного скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки;

- совершенствования системы минимизации рисков и страхования сделок на рынке;

- формирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции и межгосударственной системы товародвижения;

- развитие информационной системы поддержки экспорта, сети информационно-маркетинговых центров, страхование экспортных контрактов;

- развитие специализации национальных агропромышленных комплексов и межгосударственного разделения труда с учётом сравнительных преимуществ;

- обеспечение финансирования и организации межгосударственных научных разработок по анализу и прогнозированию аграрного рынка региона;

- увеличение притока взаимных инвестиций в сельское хозяйство путём создания совместных предприятий, развивающих взаимовыгодную межгосударственную кооперацию, обмена активами и перекрёстного владения ими, формирование стратегических альянсов в отдельных секторах экономики, организацию периодических бизнес и инвест-форумов;

- развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства оптовых рынков, хранилищ, холодильников, товарных бирж, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения;

- активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения инвестиций;

В административных мерах целесообразно предусматривать:

- принятие государственных стандартов, гармонизированных с международными стандартами, и технических регламентов продовольствия;

- разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия и его мониторинг;

- контроль за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведённых с использованием генетически модифицированных организмов;

- контроль за применением незарегистрированных пищевых добавок и ароматизаторов, пестицидов, средств борьбы с заболеваниями животных и т.д.;

- меры по сертификации и стимулированию производства высококачественных продуктов;

- обмен информацией на межгосударственном уровне между национальными органами по надзору продукции, опасной для жизни, здоровья и наследственности человека.

А. Баязитов,

Главный научный сотрудник

Международного института Центральной Азии,

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Пути достижения продовольственной безопасности в Центральной Азии – взгляд из Узбекистана

Согласно данным ООН, сегодня в мире более 820 миллионов человек голодают, по той же причине около 144 миллионов детей в возрасте до 5 лет отстают в росте. Продовольственные системы стран работают с перебоями.

В настоящее время взаимодействие и совместная реализация опережающих мер по удовлетворению растущих потребностей населения в продовольствии является проблемой не только отдельных стран и регионов, но и всего мира.

Отсутствие действенных механизмов скоординированного обеспечения продовольственной безопасности Центральной Азии и других стран несёт за собой ряд негативных последствий.

Многие страны уже столкнулись с проблемами, связанными с ограничениями на осуществление экспортно-импортных операций продовольственными товарами.

Главной задачей всех стран мира выступает спасение жизни людей и сохранение возможности получения ими средств к существованию, о чём неоднократно заявлял Генеральный секретарь ООН А. Гутериш.

На фоне демографического роста населения Центральной Азии (75,4 миллиона), сокращаются источники воды, а это одна из основ обеспечения продовольственной безопасности. И как результат за последние 15 лет площадь орошаемых земель в расчёте на душу населения уменьшилась более чем на четверть.

Для решения общих проблем, стоящих перед странами региона в вопросах продовольственной безопасности, целесообразно продумать меры по специализации и кооперированию производственного сектора, что в свою очередь зависит от реализации организационных и институциональных преобразований, предусматривающих:

- проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности и оценки рисков;

- разработку совместных прогнозных продовольственных балансов;

- создание и развитие межгосударственной товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также системы обеспечения чистой питьевой водой.

Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости.

При этом потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились. Для продовольственного рынка наиболее подходит смешанный тип регулирования, который базируется на следующих принципах:

- реализация приоритетов развития каждой страны при особом значении социальной сферы для удовлетворения потребностей всего населения;

- поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, соотношения между объёмами товарного производства и спроса, товарной и денежной массами;

- выбор наиболее действенных организационных форм регулирования рыночных отношений и в первую очередь создание эффективной товаропроводящей системы.

Система межгосударственного так же, как и государственного регулирования продовольственного рынка, должна включать экономические, организационные и административные меры.

В экономических мерах целесообразно предусматривать стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме:

- закупок для государственных нужд с участием субъектов рынка всех государств;

- льготного кредитования, в том числе и под залог будущего урожая, а также производимой продукции;

- выработки механизма и развития межгосударственного лизинга племенного скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки;

- совершенствования системы минимизации рисков и страхования сделок на рынке;

- формирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции и межгосударственной системы товародвижения;

- развитие информационной системы поддержки экспорта, сети информационно-маркетинговых центров, страхование экспортных контрактов;

- развитие специализации национальных агропромышленных комплексов и межгосударственного разделения труда с учётом сравнительных преимуществ;

- обеспечение финансирования и организации межгосударственных научных разработок по анализу и прогнозированию аграрного рынка региона;

- увеличение притока взаимных инвестиций в сельское хозяйство путём создания совместных предприятий, развивающих взаимовыгодную межгосударственную кооперацию, обмена активами и перекрёстного владения ими, формирование стратегических альянсов в отдельных секторах экономики, организацию периодических бизнес и инвест-форумов;

- развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства оптовых рынков, хранилищ, холодильников, товарных бирж, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения;

- активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения инвестиций;

В административных мерах целесообразно предусматривать:

- принятие государственных стандартов, гармонизированных с международными стандартами, и технических регламентов продовольствия;

- разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия и его мониторинг;

- контроль за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведённых с использованием генетически модифицированных организмов;

- контроль за применением незарегистрированных пищевых добавок и ароматизаторов, пестицидов, средств борьбы с заболеваниями животных и т.д.;

- меры по сертификации и стимулированию производства высококачественных продуктов;

- обмен информацией на межгосударственном уровне между национальными органами по надзору продукции, опасной для жизни, здоровья и наследственности человека.

А. Баязитов,

Главный научный сотрудник

Международного института Центральной Азии,

УзА