В эти дни полным ходом идет всенародное обсуждение проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».

В ходе этого важного процесса наши граждане отправляют тысячи предложений.

Данный законопроект в рамках полномочий парламента рассматривается Конституционной комиссией и под ответственностью комитетов Законодательной палаты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам, по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан.

Как известно, согласно решению Законодательной палаты Олий Мажлиса от 15 июля срок всенародного обсуждения проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» был продлен до 1 августа 2022 года.

Возникает закономерный вопрос: почему было принято такое решение? Продлению срока всенародного обсуждения способствовали следующие 4 причины.

Первая причина. На встречах и беседах, проводимых на местах с участием членов Конституционной комиссии, депутатов, сенаторов, ученых и экспертов, от граждан поступает все больше важных и значимых предложений по проекту Конституционного закона. Это свидетельствует о том, что 10-15 дней недостаточно для всенародного обсуждения.

Только в ходе первого этапа конституционных реформ, то есть с 20 мая по 24 июня, от наших граждан поступило более 62 тысяч предложений.

Вторая причина. В течение одного месяца поступило более 80 тысяч предложений по проекту Конституционного закона.

Говоря о динамике увеличения количества предложений, уместно привести конкретные цифры.

Всего с 26 мая по 25 июня, когда была создана Конституционная комиссия и начался сбор предложений, поступило 62 238 предложений. А за период с 25 июня по 21 июля, когда проект Конституционного закона был разработан и представлен для всенародного обсуждения, поступило 88 515 предложений.

В первом решении парламента об объявлении всенародного обсуждения было определено, что оно пройдет с 25 июня по 5 июля. За первые десять дней обсуждения от наших граждан поступило более 49 тысяч предложений по законопроекту. День за днем наблюдался рост и активность граждан в отправлении предложений. Если в первый день обсуждения было внесено 2 771 предложение, то к 6-му дню количество предложений составило 14 702. То есть было и такое, что количество поступающих предложений ежедневно увеличивалось почти в 5 раз.

Хотя в течение продления во второй раз срока всенародного обсуждения, то есть с 5 по 15 июля, наблюдалась некоторая стабильность в получении ежедневных предложений, их общее количество оставалось высоким, то есть за отмеченный период поступило еще свыше 15 тысяч предложений.

Это же послужило тому, что нижняя палата парламента в очередной раз приняла решение о продлении срока всенародного обсуждения

Третья причина. В ходе всенародного обсуждения продолжают вноситься предложения по национальной правовой базе и практике правоприменения. Каждое из этих предложений является сокровищем для законодателей. В период, когда народ готов и открыт для дискуссий, целесообразно в совершенстве использовать эту уникальную форму общения, чтобы в полной мере услышать мнение всех возрастных групп населения.

Четвертая причина. Решение парламента о продлении срока всенародного обсуждения принято исходя из желаний и требований наших граждан. Конституция – главный документ, определяющий будущее нашей страны, народа и нации. В этом процессе главное не просто провести обсуждение строго по установленному сроку, а в том, чтобы до конца выслушать мнение народа, а затем сделать выводы. Здесь поспешность ни к чему, и мы следовали этому принципу.

Наряду с этим следует отметить, что после того, как срок был перенесен во второй раз (до 1 августа), динамика поступления ежедневных предложений пошла на спад. Например, если 16 июля количество обращений составляло 1 695, то к 19 июля – лишь 516.

Теперь остановимся на деятельности Конституционной комиссии и двух ответственных комитетов, а также процессе рассмотрения предложений.

За истекший период ответственными комитетами проведено около 40 заседаний по доработке законопроекта. Вместе с учеными, экспертами и специалистами рассматриваются предложения граждан, совершенствуется текст новой редакции проекта Конституционного закона.

Анализ поступающих предложений показывает, что больше всего предложений поступает по статьям 1, 13, 41, 90, 93, 99, 100, 101 и 102 проекта закона. Если смотреть в разрезе отраслей, то больше всего предложений по административно-территориальным вопросам (38 456), государственному управлению (28 297), правам человека (2 125), образованию (1 862) и государственной власти на местах (910).

Активность в отправлении предложений проявляют граждане всех регионов. Так, город Ташкент, Хорезмская, Сурхандарьинская, Самаркандская, Ферганская области и Республика Каракалпакстан занимают лидирующие позиции по сравнению с другими регионами. Много предложений поступает и от наших соотечественников из зарубежных стран.

В процессе конституционных реформ мужчины больше проявляют активность, чем женщины. В частности, инициаторами 50 590 предложений являются мужчины (то есть 60,7 процента от общего числа предложений), а 32 722 – женщины (39,3 процента). Также 5 203 предложения получены анонимно.

Примечательно, что в данном процессе молодые люди, которые являются строителями будущего, также активно участвуют со своими предложениями и инициативами. В частности, следует отметить, что 68 процентов предложений поступило от граждан в возрасте до тридцати лет, а остальные 32 процента – от граждан среднего и старшего возрастов.

Всем гражданам, активно участвовавшим в процессе конституционных реформ со своими предложениями, было отправлено более 130 тысяч благодарственных SMS-сообщений.

Кроме того, с целью доведения до широких слоев населения изменений, вносимых в нашу Конституцию, и проводимой в этом процессе работы средствами массовой информации готовится цикл материалов. В частности, на государственных и негосударственных телеканалах подготовлено около 10 тысяч фильмов, интервью, познавательных и специальных передач.

Организовано более 2500 информационных и специальных передач на государственных и негосударственных радиоканалах. В центральных и региональных изданиях опубликовано 950 статей. В СМИ на постоянной основе организуются выступления членов Конституционной комиссии и экспертов.

При этом эффективно используются социальные сети, охватывающие очень большую аудиторию. В частности, всего в интернет-изданиях и социальных сетях, таких как Telegram, Facebook, Instagram и YouTube, опубликовано 42 366 информационных материалов по конституционным реформам.

Здесь я кратко расскажу о поступающих от граждан мнениях и предложениях в ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона.

Например, гражданин Д. Рахимов из Ферганской области предложил внести норму о том, что «привлечение к работе работника в нерабочее время без его согласия является основанием для привлечения к ответственности». Д.Джаббарова из Бухарской области предложила внести в Конституцию новую статью, предусматривающую защиту прав государственных служащих.

Эти предложения важны тем, что они касаются политической, социальной, экономической, культурной жизни и личных прав наших граждан. В то же время некоторые наши граждане предложили отразить в статье 46 проекта Конституционного закона равноправие женщин и мужчин в обществе, гарантию государством их равных прав и возможностей.

В частности, если М.Азизова отправила предложение о внесении нормы, что «мужчины и женщины имеют равные права. Гендерное равенство женщин и мужчин гарантируется государством», то Ш.Гаффарова из города Ташкента предложила дополнить статью 46 частью второй о том, что «государство гарантирует равные возможности женщин и мужчин во всех сферах жизни общества».

Р.Курбонбоев из Хорезмской области просил внести в статью 46 норму о том, что «мужчины и женщины имеют равные права в рамках закона».

На организованных в ходе всенародного обсуждения в государственных органах, махаллях, предприятиях и учреждениях регионов более 18 798 встреч членов парламента и депутатов местных Кенгашей, политических партий, учреждений и организаций приняли участие 1 081 000 граждан, до которых доведены суть и значение конституционных реформ.

В настоящее время ответственные комитеты Законодательной палаты и Конституционная комиссия готовят свои обоснованные заключения исходя из поступивших предложений, а также ведут работу по совершенствованию законопроекта.

Словом, наша Конституция должна быть проникнута духом, мышлением и мировоззрением самого народа. Только тогда она станет поистине народной Конституцией. Предложения нашего народа обязательно обогатят нормы Основного Закона, ибо любые демократические реформы будут устойчивыми и эффективными, если будут иметь прочную конституционно-правовую основу.

Одилжон ТОЖИЕВ,

заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

пресс-секретарь Конституционной комиссии

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Проект Конституционного закона дорабатывается на основе предложений народа

В эти дни полным ходом идет всенародное обсуждение проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан».

В ходе этого важного процесса наши граждане отправляют тысячи предложений.

Данный законопроект в рамках полномочий парламента рассматривается Конституционной комиссией и под ответственностью комитетов Законодательной палаты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам, по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан.

Как известно, согласно решению Законодательной палаты Олий Мажлиса от 15 июля срок всенародного обсуждения проекта Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» был продлен до 1 августа 2022 года.

Возникает закономерный вопрос: почему было принято такое решение? Продлению срока всенародного обсуждения способствовали следующие 4 причины.

Первая причина. На встречах и беседах, проводимых на местах с участием членов Конституционной комиссии, депутатов, сенаторов, ученых и экспертов, от граждан поступает все больше важных и значимых предложений по проекту Конституционного закона. Это свидетельствует о том, что 10-15 дней недостаточно для всенародного обсуждения.

Только в ходе первого этапа конституционных реформ, то есть с 20 мая по 24 июня, от наших граждан поступило более 62 тысяч предложений.

Вторая причина. В течение одного месяца поступило более 80 тысяч предложений по проекту Конституционного закона.

Говоря о динамике увеличения количества предложений, уместно привести конкретные цифры.

Всего с 26 мая по 25 июня, когда была создана Конституционная комиссия и начался сбор предложений, поступило 62 238 предложений. А за период с 25 июня по 21 июля, когда проект Конституционного закона был разработан и представлен для всенародного обсуждения, поступило 88 515 предложений.

В первом решении парламента об объявлении всенародного обсуждения было определено, что оно пройдет с 25 июня по 5 июля. За первые десять дней обсуждения от наших граждан поступило более 49 тысяч предложений по законопроекту. День за днем наблюдался рост и активность граждан в отправлении предложений. Если в первый день обсуждения было внесено 2 771 предложение, то к 6-му дню количество предложений составило 14 702. То есть было и такое, что количество поступающих предложений ежедневно увеличивалось почти в 5 раз.

Хотя в течение продления во второй раз срока всенародного обсуждения, то есть с 5 по 15 июля, наблюдалась некоторая стабильность в получении ежедневных предложений, их общее количество оставалось высоким, то есть за отмеченный период поступило еще свыше 15 тысяч предложений.

Это же послужило тому, что нижняя палата парламента в очередной раз приняла решение о продлении срока всенародного обсуждения

Третья причина. В ходе всенародного обсуждения продолжают вноситься предложения по национальной правовой базе и практике правоприменения. Каждое из этих предложений является сокровищем для законодателей. В период, когда народ готов и открыт для дискуссий, целесообразно в совершенстве использовать эту уникальную форму общения, чтобы в полной мере услышать мнение всех возрастных групп населения.

Четвертая причина. Решение парламента о продлении срока всенародного обсуждения принято исходя из желаний и требований наших граждан. Конституция – главный документ, определяющий будущее нашей страны, народа и нации. В этом процессе главное не просто провести обсуждение строго по установленному сроку, а в том, чтобы до конца выслушать мнение народа, а затем сделать выводы. Здесь поспешность ни к чему, и мы следовали этому принципу.

Наряду с этим следует отметить, что после того, как срок был перенесен во второй раз (до 1 августа), динамика поступления ежедневных предложений пошла на спад. Например, если 16 июля количество обращений составляло 1 695, то к 19 июля – лишь 516.

Теперь остановимся на деятельности Конституционной комиссии и двух ответственных комитетов, а также процессе рассмотрения предложений.

За истекший период ответственными комитетами проведено около 40 заседаний по доработке законопроекта. Вместе с учеными, экспертами и специалистами рассматриваются предложения граждан, совершенствуется текст новой редакции проекта Конституционного закона.

Анализ поступающих предложений показывает, что больше всего предложений поступает по статьям 1, 13, 41, 90, 93, 99, 100, 101 и 102 проекта закона. Если смотреть в разрезе отраслей, то больше всего предложений по административно-территориальным вопросам (38 456), государственному управлению (28 297), правам человека (2 125), образованию (1 862) и государственной власти на местах (910).

Активность в отправлении предложений проявляют граждане всех регионов. Так, город Ташкент, Хорезмская, Сурхандарьинская, Самаркандская, Ферганская области и Республика Каракалпакстан занимают лидирующие позиции по сравнению с другими регионами. Много предложений поступает и от наших соотечественников из зарубежных стран.

В процессе конституционных реформ мужчины больше проявляют активность, чем женщины. В частности, инициаторами 50 590 предложений являются мужчины (то есть 60,7 процента от общего числа предложений), а 32 722 – женщины (39,3 процента). Также 5 203 предложения получены анонимно.

Примечательно, что в данном процессе молодые люди, которые являются строителями будущего, также активно участвуют со своими предложениями и инициативами. В частности, следует отметить, что 68 процентов предложений поступило от граждан в возрасте до тридцати лет, а остальные 32 процента – от граждан среднего и старшего возрастов.

Всем гражданам, активно участвовавшим в процессе конституционных реформ со своими предложениями, было отправлено более 130 тысяч благодарственных SMS-сообщений.

Кроме того, с целью доведения до широких слоев населения изменений, вносимых в нашу Конституцию, и проводимой в этом процессе работы средствами массовой информации готовится цикл материалов. В частности, на государственных и негосударственных телеканалах подготовлено около 10 тысяч фильмов, интервью, познавательных и специальных передач.

Организовано более 2500 информационных и специальных передач на государственных и негосударственных радиоканалах. В центральных и региональных изданиях опубликовано 950 статей. В СМИ на постоянной основе организуются выступления членов Конституционной комиссии и экспертов.

При этом эффективно используются социальные сети, охватывающие очень большую аудиторию. В частности, всего в интернет-изданиях и социальных сетях, таких как Telegram, Facebook, Instagram и YouTube, опубликовано 42 366 информационных материалов по конституционным реформам.

Здесь я кратко расскажу о поступающих от граждан мнениях и предложениях в ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона.

Например, гражданин Д. Рахимов из Ферганской области предложил внести норму о том, что «привлечение к работе работника в нерабочее время без его согласия является основанием для привлечения к ответственности». Д.Джаббарова из Бухарской области предложила внести в Конституцию новую статью, предусматривающую защиту прав государственных служащих.

Эти предложения важны тем, что они касаются политической, социальной, экономической, культурной жизни и личных прав наших граждан. В то же время некоторые наши граждане предложили отразить в статье 46 проекта Конституционного закона равноправие женщин и мужчин в обществе, гарантию государством их равных прав и возможностей.

В частности, если М.Азизова отправила предложение о внесении нормы, что «мужчины и женщины имеют равные права. Гендерное равенство женщин и мужчин гарантируется государством», то Ш.Гаффарова из города Ташкента предложила дополнить статью 46 частью второй о том, что «государство гарантирует равные возможности женщин и мужчин во всех сферах жизни общества».

Р.Курбонбоев из Хорезмской области просил внести в статью 46 норму о том, что «мужчины и женщины имеют равные права в рамках закона».

На организованных в ходе всенародного обсуждения в государственных органах, махаллях, предприятиях и учреждениях регионов более 18 798 встреч членов парламента и депутатов местных Кенгашей, политических партий, учреждений и организаций приняли участие 1 081 000 граждан, до которых доведены суть и значение конституционных реформ.

В настоящее время ответственные комитеты Законодательной палаты и Конституционная комиссия готовят свои обоснованные заключения исходя из поступивших предложений, а также ведут работу по совершенствованию законопроекта.

Словом, наша Конституция должна быть проникнута духом, мышлением и мировоззрением самого народа. Только тогда она станет поистине народной Конституцией. Предложения нашего народа обязательно обогатят нормы Основного Закона, ибо любые демократические реформы будут устойчивыми и эффективными, если будут иметь прочную конституционно-правовую основу.

Одилжон ТОЖИЕВ,

заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

пресс-секретарь Конституционной комиссии