В последние годы в сфере образования Узбекистана, как и многих других, проводится широкий спектр реформ. Основными целями реформирования системы высшего образования является обеспечение получения качественных знаний в соответствии с мировыми образовательными стандартами, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, создание здоровой конкурентной среды и необходимых условий, альтернативное внедрение инновационных методов обучения.

В этой связи нашей первостепенной задачей является изучение международных стандартов и критериев повышения качества образования (ведущие страны в этом направлении – США, Англия, Германия, Франция, Китай, Корея, Япония) и на их основе разработка собственных, а также выявление факторов, препятствующих повышению качества образования в вузах, и их устранение.

Проблемы качества образования связаны с многообразием используемых подходов и отсутствием единой модели управления, разработанной на основе государственных образовательных стандартов. Наличие ее в образовательных организациях позволяет перенести «центр тяжести» с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на результаты внутреннего контроля, что (с учетом открытости для общественного наблюдения) многократно повышает объективность оценочных процедур и уровень доверия к образовательным организациям.

Обсуждение понятия «качество образования» в педагогической литературе ведется на протяжении многих лет, однако однозначного определения до сих пор нет. Многие источники справедливо соотносят зависимость структурных компонентов и содержания понятия «качество образования» от сформулированных в обществе целей, поставленных перед образовательной системой.

В главе 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» обозначены стратегические цели и приоритетные направления развития системы высшего образования, среди которых повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитие человеческого капитала на основе требований рынка труда для модернизации и стабильного социально-экономического развития страны; создание необходимых условий для повышения уровня охвата высшим образованием, подготовки высококвалифицированных, креативно и системно мыслящих кадров на основе международных стандартов, способных самостоятельно принимать решения для реализации их интеллектуальных способностей и формирования в качестве духовно развитой личности.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – расширение охвата и повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Хотелось бы отметить, что понятие «качество образования» можно рассматривать  как социальную категорию, определяющую соответствие ожиданиям общества и потребностям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Оно определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства и может содействовать развитию, укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует стремление к наивысшим стандартам образования.

Как относительное понятие качество имеет лишь два аспекта: соответствие образовательной услуги государственному стандарту и запросу потребителя. Первый аспект часто называют качеством с точки зрения производителя, второй – с точки зрения потребителя.

В 2021 году был утвержден государственный стандарт высшего образования, где даны определения контролю качества обучения (проверка достигнутого студентом уровня знаний и определение степени освоения им учебной программы) и контролю качества образования (проверка обеспечения соответствия содержания и результатов обучения требованиям государственного образовательного стандарта).  

Настоящий государственный стандарт разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и других законодательных документов, а также Международной стандартной классификации образования, представленной ЮНЕСКО (МСКО-2011), и определяет общие требования к качеству подготовки кадров, содержанию образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающихся и общие квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений; объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности высших образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

Важным этапом в уточнении приоритетных целей на каждом уровне образования становится принятие государственных образовательных стандартов. Именно они определяют развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, овладения ключевыми компетенциями, складывающимися из умения учиться и организовывать свою деятельность, приобретения опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Поэтому в главе 4 Указа Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года предусматривается внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков исходя из международного опыта; поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики; обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений.

Исходя из этого педагогический процесс в системе высшего образования должен быть направлен на формирование: системы универсальных знаний, умений и навыков (ЗУН)­, опыта самостоятельной учебной деятельности, способности к успешной социализации в обществе.     

Предназначение высшего образовательного учреждения – выступать катализатором развития экономики и социальной сферы регионов республики и всей страны, содействовать формированию прогрессивного мировоззрения студента – в высшей степени культурного, ответственного, созидающего, социально активного, способного преобразовывать окружающий мир.

Этой миссии должны служить все учебные, научные, культурно-массовые и инновационные подразделения вуза, стремящегося стать образовательным учреждением инновационного типа с развитой корпоративной культурой за счет:

академической свободы.  Этот принцип позволяет преподавателям и студентам свободно и открыто исследовать, обсуждать и выражать свои идеи и мнения, что создает стимул для развития новых знаний и инноваций;

компетентных преподавателей. Квалифицированные и опытные преподаватели, которые обладают не только академическими знаниями, но и практическими навыками в своей области, способны привлекать, вдохновлять и более эффективно обучать студентов;

обновления учебных программ. Регулярное обновление учебных программ позволяет выпускникам быть готовыми к реальным задачам и вызовам в своей области;

ресурсов и инфраструктуры. Обеспечение высококачественными учебными материалами, наличие библиотек, лабораторий, технических и других ресурсов необходимо для продуктивного обучения студентов;

системы оценки и обратной связи. Объективная и справедливая система оценки, а также обратная связь, предоставляемая преподавателями студентам, требуются для непрерывного улучшения учебного процесса;

работы с мировыми стандартами. Качество высшего образования также зависит от соответствия учебных программ и учебных планов мировым стандартам и лучшим практикам;

активного вовлечения студентов. Создание условий для активного участия и вовлечения студентов в учебный процесс способствует развитию у них навыков самостоятельного мышления, критического анализа и решения проблем;

культуры инноваций. Промышленность и общество постоянно развиваются, и высшее образование должно реагировать на это посредством поиска инновационных решений и внедрения новых идей.

Анализируя все вышесказанное, считаем необходимым формировать у студентов профессиональные компетенции высокого уровня, максимально полно удовлетворять запросы не только внутреннего, но и мирового рынка труда, прививать потребителям услуг высшей школы новые взгляды на качество образования, пропагандируя важность гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимость сохранения культурных и демократических традиций в обществе.

Г. БАХОДИРОВА, 
доцент, заведующая кафедрой 
 Образовательного университета «Ренессанс».

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Принципы, влияющие на качество высшего образования

В последние годы в сфере образования Узбекистана, как и многих других, проводится широкий спектр реформ. Основными целями реформирования системы высшего образования является обеспечение получения качественных знаний в соответствии с мировыми образовательными стандартами, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, создание здоровой конкурентной среды и необходимых условий, альтернативное внедрение инновационных методов обучения.

В этой связи нашей первостепенной задачей является изучение международных стандартов и критериев повышения качества образования (ведущие страны в этом направлении – США, Англия, Германия, Франция, Китай, Корея, Япония) и на их основе разработка собственных, а также выявление факторов, препятствующих повышению качества образования в вузах, и их устранение.

Проблемы качества образования связаны с многообразием используемых подходов и отсутствием единой модели управления, разработанной на основе государственных образовательных стандартов. Наличие ее в образовательных организациях позволяет перенести «центр тяжести» с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на результаты внутреннего контроля, что (с учетом открытости для общественного наблюдения) многократно повышает объективность оценочных процедур и уровень доверия к образовательным организациям.

Обсуждение понятия «качество образования» в педагогической литературе ведется на протяжении многих лет, однако однозначного определения до сих пор нет. Многие источники справедливо соотносят зависимость структурных компонентов и содержания понятия «качество образования» от сформулированных в обществе целей, поставленных перед образовательной системой.

В главе 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» обозначены стратегические цели и приоритетные направления развития системы высшего образования, среди которых повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров, развитие человеческого капитала на основе требований рынка труда для модернизации и стабильного социально-экономического развития страны; создание необходимых условий для повышения уровня охвата высшим образованием, подготовки высококвалифицированных, креативно и системно мыслящих кадров на основе международных стандартов, способных самостоятельно принимать решения для реализации их интеллектуальных способностей и формирования в качестве духовно развитой личности.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – расширение охвата и повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Хотелось бы отметить, что понятие «качество образования» можно рассматривать  как социальную категорию, определяющую соответствие ожиданиям общества и потребностям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Оно определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства и может содействовать развитию, укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует стремление к наивысшим стандартам образования.

Как относительное понятие качество имеет лишь два аспекта: соответствие образовательной услуги государственному стандарту и запросу потребителя. Первый аспект часто называют качеством с точки зрения производителя, второй – с точки зрения потребителя.

В 2021 году был утвержден государственный стандарт высшего образования, где даны определения контролю качества обучения (проверка достигнутого студентом уровня знаний и определение степени освоения им учебной программы) и контролю качества образования (проверка обеспечения соответствия содержания и результатов обучения требованиям государственного образовательного стандарта).  

Настоящий государственный стандарт разработан на основе Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и других законодательных документов, а также Международной стандартной классификации образования, представленной ЮНЕСКО (МСКО-2011), и определяет общие требования к качеству подготовки кадров, содержанию образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающихся и общие квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений; объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности высших образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

Важным этапом в уточнении приоритетных целей на каждом уровне образования становится принятие государственных образовательных стандартов. Именно они определяют развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, овладения ключевыми компетенциями, складывающимися из умения учиться и организовывать свою деятельность, приобретения опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Поэтому в главе 4 Указа Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года предусматривается внедрение передовых стандартов высшего образования, в частности поэтапный переход от образования, учебные программы которого направлены на получение теоретических знаний, к системе образования, направленной на формирование практических навыков исходя из международного опыта; поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики; обеспечение академической самостоятельности высших образовательных учреждений.

Исходя из этого педагогический процесс в системе высшего образования должен быть направлен на формирование: системы универсальных знаний, умений и навыков (ЗУН)­, опыта самостоятельной учебной деятельности, способности к успешной социализации в обществе.     

Предназначение высшего образовательного учреждения – выступать катализатором развития экономики и социальной сферы регионов республики и всей страны, содействовать формированию прогрессивного мировоззрения студента – в высшей степени культурного, ответственного, созидающего, социально активного, способного преобразовывать окружающий мир.

Этой миссии должны служить все учебные, научные, культурно-массовые и инновационные подразделения вуза, стремящегося стать образовательным учреждением инновационного типа с развитой корпоративной культурой за счет:

академической свободы.  Этот принцип позволяет преподавателям и студентам свободно и открыто исследовать, обсуждать и выражать свои идеи и мнения, что создает стимул для развития новых знаний и инноваций;

компетентных преподавателей. Квалифицированные и опытные преподаватели, которые обладают не только академическими знаниями, но и практическими навыками в своей области, способны привлекать, вдохновлять и более эффективно обучать студентов;

обновления учебных программ. Регулярное обновление учебных программ позволяет выпускникам быть готовыми к реальным задачам и вызовам в своей области;

ресурсов и инфраструктуры. Обеспечение высококачественными учебными материалами, наличие библиотек, лабораторий, технических и других ресурсов необходимо для продуктивного обучения студентов;

системы оценки и обратной связи. Объективная и справедливая система оценки, а также обратная связь, предоставляемая преподавателями студентам, требуются для непрерывного улучшения учебного процесса;

работы с мировыми стандартами. Качество высшего образования также зависит от соответствия учебных программ и учебных планов мировым стандартам и лучшим практикам;

активного вовлечения студентов. Создание условий для активного участия и вовлечения студентов в учебный процесс способствует развитию у них навыков самостоятельного мышления, критического анализа и решения проблем;

культуры инноваций. Промышленность и общество постоянно развиваются, и высшее образование должно реагировать на это посредством поиска инновационных решений и внедрения новых идей.

Анализируя все вышесказанное, считаем необходимым формировать у студентов профессиональные компетенции высокого уровня, максимально полно удовлетворять запросы не только внутреннего, но и мирового рынка труда, прививать потребителям услуг высшей школы новые взгляды на качество образования, пропагандируя важность гуманитарных и естественнонаучных знаний, необходимость сохранения культурных и демократических традиций в обществе.

Г. БАХОДИРОВА, 
доцент, заведующая кафедрой 
 Образовательного университета «Ренессанс».

УзА