Центральное место в выступлении Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) заняли вопросы углубления и расширения торгово-инвестиционного взаимодействия. И это неспроста, так как именно торговля и взаимные инвестиции являются двигателем экономического развития и инструментом укрепления связей государств – членов этой организации.

В этом плане ОЭС представляет собой удобную площадку, поскольку объединяет расположенные в общем макрорегионе 10 близких друг к другу стран: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турцию и Узбекистан. Данная платформа позволяет обсуждать между ними пути развития и продвижения торговых и инвестиционных возможностей. 

Учитывая общую повестку развития, Глава Узбекистана заявил о необходимости продвижения соглашения ОЭС по преференциальной торговле (The Economic Cooperation Organization Trade Agreement – ЭКОТА). Использование данного нормативно-правового акта позволит либерализовать механизмы торговли в регионе. Соглашение предусматривает сотрудничество в сфере торговли товарами и услугами, введение режима постепенного снижения тарифов, облегчение грузоперевозок, координация и помощь при вступлении стран в ВТО, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и др. 

О значительном потенциале соглашения ЭКОТА и региональной торговли в рамках ОЭС говорит то, что товарооборот между странами организации, общая площадь которых составляет 8 миллионов квадратных километров, а совокупная численность населения более 511 миллионов человек, в 2019 году превысил 900 миллиардов долларов. 

Соглашение по поддержке торговли призвано сыграть важную роль в расширении внутрирегиональной торговли. Его реализация обеспечит расширенный доступ товаров и услуг на рынки стран региона, что повысит уровень конкурентоспособности и эффективности, приведет к снижению себестоимости продукции за счет масштабов производства, тем самым снизив затраты на ведение бизнеса. Более того, это простимулирует инновации в странах-членах организации, создание кооперационных связей и региональных цепочек поставок. 

В свою очередь, развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Также, это послужит увеличению веса стран ОЭС на международных форумах.

Следует отметить, что торговля Узбекистана со странами ОЭС динамично растет, составляет значительную долю в общем товарообороте и характеризуется сбалансированностью. По итогам 2020 года товарооборот со странами ОЭС составил 8,3 миллиардов долларов, (экспорт – 4,3 миллиардов, импорт – 4 миллиардов долларов), что в 1,5 раза выше показателей 2017 года. С участием инвесторов из ОЭС в республике созданы 4400 совместных и индивидуальных предприятий.

Дальнейшее развитие сотрудничества нашей страны с ОЭС, в частности, присоединение к соглашению ЭКОТА, по мнению экспертов, будет иметь следующие позитивные эффекты.

Во-первых, ожидается увеличение объема экспорта Узбекистана, поскольку продукция узбекских товаропроизводителей будет более конкурентоспособной за счет снижения странами импортных тарифов, как это предусмотрено в соглашении. Рост экспорта простимулирует развитие производства и новых технологий в нашей стране. 

Во-вторых, в результате снижения торговых барьеров снизятся цены не только на импортируемые товары, но и на отечественную продукцию, в производстве которой используются импортные компоненты. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

В-третьих, из числа государств-членов ОЭС 7 стран являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). В этой связи Узбекистан заинтересован в установлении с ними взаимовыгодного режима на уровне региональной торговли. 

Помимо этого, развитие транспорта – еще одна область, которая углубит сотрудничество между Узбекистаном и странами ОЭС. Фактически, эффективность соглашения, заключенного в области торговли, будет еще больше увеличиваться по мере облегчения условий использования транспортных коридоров. 

Таким образом, можно отметить, что проекты по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры играют дополнительную роль с точки зрения роста торговых связей.

В целом, предложенная Президентом Узбекистана работа по соглашению ЭКОТА послужит дальнейшему укреплению торговли между странами ОЭС, расширению регионального сотрудничества во многих других сферах и, в конечном итоге, обеспечит дальнейшее социально-экономическое развитие как нашей страны, так и соседних государств.

Алишер Кадыров 

руководитель отдела ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Президент Узбекистана предложил продвигать в рамках ОЭС соглашение по преференциальной торговле

Центральное место в выступлении Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) заняли вопросы углубления и расширения торгово-инвестиционного взаимодействия. И это неспроста, так как именно торговля и взаимные инвестиции являются двигателем экономического развития и инструментом укрепления связей государств – членов этой организации.

В этом плане ОЭС представляет собой удобную площадку, поскольку объединяет расположенные в общем макрорегионе 10 близких друг к другу стран: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турцию и Узбекистан. Данная платформа позволяет обсуждать между ними пути развития и продвижения торговых и инвестиционных возможностей. 

Учитывая общую повестку развития, Глава Узбекистана заявил о необходимости продвижения соглашения ОЭС по преференциальной торговле (The Economic Cooperation Organization Trade Agreement – ЭКОТА). Использование данного нормативно-правового акта позволит либерализовать механизмы торговли в регионе. Соглашение предусматривает сотрудничество в сфере торговли товарами и услугами, введение режима постепенного снижения тарифов, облегчение грузоперевозок, координация и помощь при вступлении стран в ВТО, защита прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и др. 

О значительном потенциале соглашения ЭКОТА и региональной торговли в рамках ОЭС говорит то, что товарооборот между странами организации, общая площадь которых составляет 8 миллионов квадратных километров, а совокупная численность населения более 511 миллионов человек, в 2019 году превысил 900 миллиардов долларов. 

Соглашение по поддержке торговли призвано сыграть важную роль в расширении внутрирегиональной торговли. Его реализация обеспечит расширенный доступ товаров и услуг на рынки стран региона, что повысит уровень конкурентоспособности и эффективности, приведет к снижению себестоимости продукции за счет масштабов производства, тем самым снизив затраты на ведение бизнеса. Более того, это простимулирует инновации в странах-членах организации, создание кооперационных связей и региональных цепочек поставок. 

В свою очередь, развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Также, это послужит увеличению веса стран ОЭС на международных форумах.

Следует отметить, что торговля Узбекистана со странами ОЭС динамично растет, составляет значительную долю в общем товарообороте и характеризуется сбалансированностью. По итогам 2020 года товарооборот со странами ОЭС составил 8,3 миллиардов долларов, (экспорт – 4,3 миллиардов, импорт – 4 миллиардов долларов), что в 1,5 раза выше показателей 2017 года. С участием инвесторов из ОЭС в республике созданы 4400 совместных и индивидуальных предприятий.

Дальнейшее развитие сотрудничества нашей страны с ОЭС, в частности, присоединение к соглашению ЭКОТА, по мнению экспертов, будет иметь следующие позитивные эффекты.

Во-первых, ожидается увеличение объема экспорта Узбекистана, поскольку продукция узбекских товаропроизводителей будет более конкурентоспособной за счет снижения странами импортных тарифов, как это предусмотрено в соглашении. Рост экспорта простимулирует развитие производства и новых технологий в нашей стране. 

Во-вторых, в результате снижения торговых барьеров снизятся цены не только на импортируемые товары, но и на отечественную продукцию, в производстве которой используются импортные компоненты. Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

В-третьих, из числа государств-членов ОЭС 7 стран являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). В этой связи Узбекистан заинтересован в установлении с ними взаимовыгодного режима на уровне региональной торговли. 

Помимо этого, развитие транспорта – еще одна область, которая углубит сотрудничество между Узбекистаном и странами ОЭС. Фактически, эффективность соглашения, заключенного в области торговли, будет еще больше увеличиваться по мере облегчения условий использования транспортных коридоров. 

Таким образом, можно отметить, что проекты по развитию транспортно-коммуникационной инфраструктуры играют дополнительную роль с точки зрения роста торговых связей.

В целом, предложенная Президентом Узбекистана работа по соглашению ЭКОТА послужит дальнейшему укреплению торговли между странами ОЭС, расширению регионального сотрудничества во многих других сферах и, в конечном итоге, обеспечит дальнейшее социально-экономическое развитие как нашей страны, так и соседних государств.

Алишер Кадыров 

руководитель отдела ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан