Центр анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики совместно с Секретариатом Организации тюркских государств представили второй выпуск ежегодного аналитического издания – «Экономика тюркских государств – 2024». Публикация подготовлена в рамках деятельности тюркской сети официальных исследовательских центров экономической политики и направлена на укрепление транспортной и энергетической интеграции в регионе.
В презентации приняли участие более 35 ведущих экспертов и исследовательских центров из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Венгрии. Страны-участницы представили национальные обзоры макроэкономического развития, инвестиционных тенденций и секторальных приоритетов.
Документ содержит сравнительный анализ, дополненный статистикой по экономике, транспорту и энергетике.
Отдельный вклад в подготовку издания внес Центр экономических исследований и реформ Узбекистана. В рамках исследования эксперты подготовили аналитический раздел, посвященный экономической динамике и структуре роста страны, включая макроэкономические показатели, инвестиционные тенденции и институциональные реформы.
Узбекистан как драйвер устойчивого развития ОТГ
Особое внимание в издании уделено Узбекистану, чей вклад в совокупный ВВП стран-членов ОТГ в 2024 году достиг 5,5%, увеличившись с 49,8 млрд долларов в 2010 году до 115 млрд долларов. Структура ВВП остается диверсифицированной, при этом сельское хозяйство сохраняет заметную роль, формируя около 18,3% экономики.
Аналитики подчеркивают наличие устойчивой траектории роста, связанной с ростом частного потребления, инвестиций, денежных переводов и активности в сфере строительства, розничной торговли и горнодобывающем секторе.
В 2024 году Узбекистан продемонстрировал снижение инфляции до 9,8%, поддерживал стабильный уровень занятости и усилил кредитование экономики. Дефицит бюджета составил 3,3% ВВП.
Прямые иностранные инвестиции в Узбекистан в 2024 году составили 11,9 млрд долларов, 2,3 млрд из которых пришлось на долю стран ОТГ.
Транспортная инфраструктура и логистика
Узбекистан обладает самой высокой долей национальных дорог в ОТГ (96%) и 98% дорог с асфальтовым покрытием. Однако плотность дорог остается невысокой (1,3 тыс. км на 1 млн человек), что ограничивает доступность транспортной инфраструктуры для сельских районов и повышает логистические затраты.
В период с 2018 по 2022 годы протяженность железнодорожной сети увеличилась на 2,9%. Однако плотность железнодорожной инфраструктуры остается на умеренном уровне.
В Индексе эффективности логистики (LPI-2023) Узбекистан занимает 88-е место. В Индексе воздушной связанности (IATA, 2022) страна занимает 78-е место, демонстрируя потребность в развитии авиационного сектора.
Энергетика и устойчивость
В 2023 году объем энергопотребления в Узбекистане составил 47,6 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Страна остается энергетически независимой благодаря запасам природного газа (1,8 трлн куб. м). Доля ВИЭ в генерации составила 9%.
Отмечается перспективное развитие регионального энергетического сотрудничества, включая сезонный обмен электроэнергией с Кыргызстаном, транзит через Узбекистан и совместные проекты по строительству ГЭС и солнечных электростанций.
Обсуждение и стратегическое значение
В докладе акцентируется внимание на значимости развития Срединного коридора и внедрения цифровых технологий в транспортные процессы. Также подчеркивается важность достижения соглашений в области таможенного сотрудничества.
ОТГ становится все более активной платформой для институционального сближения, согласования стратегий и формирования региональной инфраструктуры.
Публикация служит ориентиром для правительств, исследователей и международных партнеров, интересующихся устойчивым развитием тюркского региона и готовых инвестировать в долгосрочные проекты, направленные на укрепление экономической взаимосвязанности.
Ш. Маматуропова,
УзА