В Узбекистане продолжается последовательное укрепление прав частной собственности и создание условий для устойчивого развития аграрного сектора. Одним из значимых шагов на этом пути стал новый законопроект, подготовленный депутатами Законодательной палаты Олий Мажлиса на основе предложений, поступивших от фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции.
Напомним, что в статье 8 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» закреплено право производителей самостоятельно устанавливать цены, распоряжаться доходом и свободно реализовывать продукцию. А статья 34 того же закона прямо запрещает вмешательство государственных органов в выбор агротехнологий, ассортимент и направления реализации продукции за исключением государственных заказов.
Однако практика последних лет показывает, что несмотря на широкие возможности для предпринимательства, на местах сохраняются случаи вмешательства в реализацию урожая, ограничения при транспортировке продукции и навязывания условий, не предусмотренных законом. Именно поэтому в новый законопроект были включены нормы, направленные на усиление ответственности должностных лиц за любые действия, препятствующие свободному обороту товаров и денежных средств. Эти поправки закрепляются в Кодексе об административной ответственности и Уголовном кодексе, что значительно усиливает гарантии фермеров перед органами контроля.
В частности, добавление формулировки «вмешательство или воспрепятствование свободному перемещению и (или) реализации товаров (работ, услуг) и денежных средств» в статью 241¹ Кодекса об административной ответственности усиливает правовую защиту предпринимателей Узбекистана. Это означает, что любые незаконные действия должностных лиц, мешающие бизнесу свободно продавать товары, оказывать услуги или распоряжаться своими средствами, теперь прямо признаются нарушением и подлежат штрафу.
Более того, в статью 192¹ Уголовного кодекса включается формулировка «вмешательство или воспрепятствование свободному перемещению и (или) реализации товаров (работ, услуг) и денежных средств». Это имеет принципиальное значение для защиты бизнеса и частной собственности в стране. Дополнение переводит проблему, с которой сталкивались фермеры, предприниматели и производители, из области административных нарушений в сферу уголовной ответственности.
Следовательно, любые незаконные действия должностных лиц, например, блокировка продукции на дорогах, запрет на продажу, вмешательство в торговые сделки или задержание финансовых средств, теперь могут квалифицироваться как уголовное преступление. В случае принятия законопроекта органы контроля и проверки больше не смогут ограничивать реализацию продукции под надуманными предлогами. Препятствование рынкам сбыта приравнивается к посягательству на частную собственность.
При этом под защиту закона поставлены не только земля и имущество, но и экономическая свобода, а именно право свободно продавать, перевозить и распоряжаться своими товарами и деньгами. Теперь вмешательство в реализацию товаров может повлечь не только штраф, но и лишение свободы. Это создает систему реального сдерживания и предупреждает злоупотребления.
Данная норма формирует новый стандарт справедливости, когда государство не только признает право на собственность, но и уголовно защищает право предпринимателя вести свободную хозяйственную деятельность. Это шаг к созданию по-настоящему рыночной, предсказуемой и защищенной деловой среды, поэтому мы с полной уверенностью отмечаем, что законопроект разработан с учетом поступивших от фермеров обращений о возникших трудностях при свободной реализации выращенной продукции по всей республике. Теперь предприниматели получают правовой щит от произвольных ограничений, задержек на постах, навязанных условий или блокирования финансовых операций. Такая норма укрепляет гарантии неприкосновенности частной собственности, снижает административное давление и способствует формированию стабильного инвестиционного климата и доверия к государственным институтам.
В целях рационального, эффективного и непрерывного использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве, упрощения порядка предоставления в перенаем земельных площадей, а также исходя из анализа поступивших предложений фермеров разработаны и другие поправки в Земельный кодекс. В нем теперь особое внимание будет уделено и вопросам землепользования.
Законопроект устанавливает правовые механизмы передачи части арендованных сельскохозяйственных земель другому лицу в форме перенайма при условии сохранения их целевого назначения и целостности контуров. Это решение стало ответом на многочисленные обращения фермеров, которым в ряде случаев необходима гибкость в управлении земельными ресурсами, например, при смене рода деятельности или расширении хозяйства.
Так, в соответствии со статьей 13 «О государственной гражданской службе» государственный гражданский служащий, помимо прочего, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Как отмечено в статье 13 Закона «О фермерском хозяйстве», государство учитывает жизненные обстоятельства главы хозяйства. Если фермер достигает пенсионного возраста, утрачена трудоспособность, призывается на срочную военную службу, поступает на дневное обучение или избирается на должность, не совместимую с предпринимательством, он имеет законное право передать арендуемую землю одному из членов семьи. Такое право сохраняется на весь срок действия договора и оформляется через внесение соответствующих изменений в арендный документ. Это важная гарантия того, что ведение хозяйства не будет прервано из-за смены жизненного пути главы, а земля останется в руках семьи и продолжит приносить доход.
На практике же большинство государственных гражданских служащих имеют фермерские хозяйства и не могут передать их членам семей, поэтому включение отдельного абзаца в статью 245«Передача прав и обязанностей в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения другому лицу (перенаем)» Земельного кодекса, позволяющего арендатору сельскохозяйственных земель официально передавать (перенайм) свои права и обязанности по одному или нескольким участкам другому лицу, имеет важное значение для фермеров и предпринимателей аграрного сектора. Эта норма создает гибкий правовой механизм перераспределения земли в рамках действующих договоров аренды, не нарушая целевого назначения участка.
Во-первых, она позволяет делегировать права тем, кто фактически не может продолжать хозяйственную деятельность, то есть предотвращать простаивание земли.
Во-вторых, сохраняется требование минимальной площади и целостности контуров, что исключает хаотичное дробление земель и защищает интересы обеспечения продовольственной безопасности.
В-третьих, закрепление обязательной регистрации перенайма обеспечивает прозрачность сделок. В результате усиливается оборот земельных прав, улучшается эффективность управления хозяйствами и формируется более рыночная модель землепользования в аграрной сфере.
В завершение отметим, что принятие этих поправок становится важным этапом на пути к формированию по-настоящему защищенной и ответственной среды в аграрном секторе. Отдельно подчеркнем, что мнения фермеров и производителей были услышаны в парламенте и нашли отражение в законопроекте. Это укрепляет доверие землепользователей к государству, утверждает неприкосновенность частной собственности и открывает новые возможности для более рационального и эффективного использования сельскохозяйственных земель. А значит, каждый фермер и предприниматель получает не только юридические гарантии, но и уверенность в том, что его труд, вложения и урожай находятся под реальной защитой закона.
Н. Рашидова,
член фракции СДП «Адолат»,
депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
УзА