Правовое регулирование и перспективы развития семейной медиации
На протяжении долгих лет с момента обретения независимости осуществляются целенаправленная работа и реформирование судебно-правовой системы Республики Узбекистан.
На протяжении долгих лет с момента обретения независимости осуществляются целенаправленная работа и реформирование судебно-правовой системы Республики Узбекистан.
Однако, несмотря на это, вот уже на протяжении двух десятилетий мы сталкиваемся с проблемой, актуальной в Узбекистане и сегодня, — перегруженностью судов, судебными тяжбами, затягивающимися на несколько лет, неисполнением решений судов и огромными затратами на судебные расходы.
Индустриальный и информационный бум, прогресс и глобализация привели к тому, что количество споров и их сложность возросли в геометрической прогрессии. Отдельные лица научились судиться беспощадно и жестоко. Судьи, адвокаты, юрисконсульты, прокуроры, представители органов государственного управления имеют свой опыт и профессионализм, волю к исполнению своей процессуальной функции. На фоне этого стала актуализироваться очевидная необходимость поиска других процедур урегулирования споров.
С 3 июля 2018 года поэтапно в правовую систему Узбекистана стала внедряться медиация - новый способ альтернативного разрешения спора. Принятие Закона "О медиации" вызвано велением времени. Существует два подхода в определении этимологии самого слова «медиация». Одна точка зрения в том, что медиация восходит к латинскому слову "mediare" - "посредничать", а другая – к латинскому слову "medium" - "половина". Медиация относится к группе технологий альтернативного разрешения споров с приглашением представителя нейтральной, беспристрастной стороны. Медиация, как и переговоры, третейский суд, сотрудничество в решении споров, относится к «согласительным процедурам».
Так как медиация является важнейшим критерием развития демократии, суть ее заключается в том, что две конфликтующие стороны могут при помощи профессионального посредника – медиатора достигнуть согласия, не прибегая к долгим судебным разбирательствам. В отличие от судебных способов разрешения споров, которые представляют собой прямое правоприменение, медиация это скорее использование права для разрешения споров на основе справедливости, с учетом интересов обеих сторон.
Мы должны помнить, что реформы работают, когда люди чувствуют себя их участниками, а не объектами. Именно этот недостающий компонент может дать медиация. Вместе с тем существует мнение, что развитие медиации у нас не реально - слишком велики агрессивность и недоверие сторон, отношение юристов к перспективам развития медиации также неоднозначно. Некоторые из них считают, что медиация не приживется, так как является сугубо западным явлением, другие, в числе которых немало известных и уважаемых юристов, уверены, что медиация заслуживает пристального внимания со стороны общества и государства.
В последнее десятилетие в странах постсоветского пространства практика медиации интенсивно развивается и закрепляется на законодательном уровне: в России и Казахстане в 2011 году, Беларуси - в 2014, Кыргызстане и Узбекистане - в 2018, Азербайджане - в 2019 году. В таких странах, как Грузия, Украина, Туркменистан, Таджикистан, Армения, медиация развивается как частная практика, специальных законов и нормативно-правовых актов пока не разработано. Подготовка медиаторов и их практика регламентируются существующими национальными законами и актами: Гражданский кодекс, законы о семье, образовании, некоторые международные правовые акты.
Вступивший в силу 1 января 2019 года Закон Республики Узбекистан "О медиации" регулирует отношения в области медиации. В нем оговариваются основные понятия и принципы медиации, права и обязанности сторон в медиации, требования к медиатору, его полномочия, условия применения и проведения медиации. Примечательно, что в соответствии с законом, медиативные услуги могут оказываться на профессиональной и непрофессиональной основе. Данные о профессиональных медиаторах вносятся в Реестр профессиональных медиаторов после успешного прохождения ими специальных курсов.
В настоящее время стало интенсивно развиваться законодательство о медиации, приняты и внесены изменения в более чем 14 нормативно-правовых актов. Прика
зом Министерства юстиции Республики Узбекистан от 31 января 2019 года утверждена программа подготовки медиаторов и определено профильное учреждение, которое станет кузницей профессиональных медиаторов – Центр повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (ЦПКЮ).
С целью подготовки профессиональных медиаторов в ЦПКЮ с 23 сентября 2019 года начато проведение специальных учебных курсов по медиации. Типовая учебная программа разработана на основе Закона Республики Узбекистан «О медиации» с учетом международных стандартов обучения медиаторов. Профессорско-преподавательский состав ЦПКЮ обучили передовым технологиям в области медиации ведущие международные эксперты из США, Сингапура, Беларуси. На основе полученных знаний при участии экспертов из стран СНГ был разработан первый в Узбекистане учебно-методический комплекс «Медиация. Базовый курс. Особенности применения медиации».
Примечательно, что первыми слушателями курсов медиации в ЦПКЮ в своем большинстве стали юристы, психологи и педагоги. Теперь они смогут стать как профессиональными, так и непрофессиональными медиаторами.
В настоящее время в разрешении спорных отношений отдельное место отведено и институтам гражданского общества, например, примирительной комиссии схода граждан. Нормы статей 40, 218 Семейного кодекса Республики Узбекистан прямо предписывают участие примирительной комиссии схода граждан в разрешении вопросов, возникающих при расторжении брака. При этом деятельность членов комиссии не является медиаторской.
В связи с новыми возможностями развития досудебного урегулирования споров и современными разработками в области конфликтологии, необходимо разработать требования к деятельности членов примирительных комиссий о прохождении специальных учебных медиаторских курсов, например на базе ЦПКЮ. Это позволит повысить компетентность комиссий в рассмотрении семейных и иных споров, обучить современным конфликтологическим технологиям и будет способствовать новому виду деятельности, а также послужит предотвращению типичных ошибок, допускаемых отдельными членами комиссий в процессе рассмотрения судебных определений, обращений органов ЗАГС и отдельных граждан.
С октября 2018 года адвокат имеет право принимать меры по досудебному урегулированию споров, примирению сторон, а также выступать в качестве третейского судьи, медиатора за исключением случаев, когда адвокат является представителем одной из сторон. В связи с этим необходимо широко привлекать к медиативной деятельности адвокатов, профессиональных и непрофессиональных медиаторов.
Севархон МАРИПОВА, доктор юридических наук,
заведующая кафедрой гражданско-правовых наук
Центра повышения квалификации юристов
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.