В последние годы историческая наука в Узбекистане претерпела значительные перемены. Появились новые методологические подходы, созданы современные программы, учебники и методические пособия, а также в поле исторической науки вошли ранее не разрабатываемые темы.

До настоящего времени, период прихода к власти династии шейбанидов в Мавераннахре и её векового правления является недостаточно изученной тематикой. В большинстве научных публикаций не приводится подробная информация о вкладе узбекской династии в обеспечение независимости Мавераннахра от сефевидского Ирана, о развитии науки, культуры, литературы, образования, архитектуры и ремесленничества в XVI веке.

Справочно: Ветвь Шибанидов – узбекская правящая династия в Бухарском ханстве, средневековый род правителей Мавераннахра и Южного Туркестана.

Вместе с этим, исследователи отдельно отмечают повышенное внимание периодуправления выдающегося представителя династии – Мухаммада Шейбани-ханаиего соперничеству с темуридами за Самаркандский трон, что оказывалонеблагоприятное воздействие на процессы междоусобных войн темуридов. В результате возникает необъективное представление о роли и значении периода династии шейбанидов в Центральной Азии.

При этом, именно Мухаммад Шейбани-хан объединил многочисленные тюркские племена, создав одно из самых централизованных для того периода государств. Ему удалось не только продолжить, но и развить многие традиции, элементы и основы государственного строительства, которые были заложены ещё Амиром Темуром.

Необходимо отметить, что Шейбани-хан был дальновидным правителем и дипломатом. Он стремился создать, как считают некоторые исследователи, своеобразное мульти культурное государство. При нем началось интенсивное переселение различных племён и этнических групп из Поволжья, Южной Сибири, Дашти Кипчака и других регионов Центральной Азии. 

При этом Шейбани-хан допускал определённую независимость этносов, которые находились под его покровительством и проводил достаточно гибкую внутреннюю политику. Данное обстоятельство позволяло ему более эффективно противостоять внешним врагам и укреплять международный имидж государства.

Формированию подобных качеств Шейбани-хана, способствовала его близость к оседлой культуре Мавераннахра, поскольку он учился у учёных в Бухаре и Хорезме, где сблизился также с суфийскими тарикатами.

Апеллируя к архитектурной традиции династии тимуридов, Шейбани-хан, был инициатором возведения монументальных комплексов, не уступавших тимуридам в роскоши. Заказчиками выступали сам Шейбани-хан, члены его семьи, представители светской власти и духовенства. Шейбаниды устраивали приёмы в дворцовом комплексе Баг-и Нау, прежней резиденции темуридов в Самарканде. В другом саду потомков Темура, загородном Кан-и Гиль, Шейбани-хан построил свою резиденцию. 

Сам Шейбани-хан писал стихи под псевдонимом «Шибани». Диван его стихов, написанный на среднеазиатском тюркском литературном языке в настоящее время хранится в фонде рукописей Топкапы в Стамбуле из 192 страниц. В 1507 г. он написал сочинение «Рисале-йи маариф-и Шейбани» на чагатайском языке, посвящено сыну, Мухаммаду Тимуру. В нем говорится о необходимости знания шариата государю. Из сочинения следует, что Шейбани-хан был приверженцем тариката Ахмада Яссави. Эта рукопись также хранится в Стамбуле.

Необходимо также отметить региональные аспекты правления Шейбани-хана, роли и значении шейбанидов в развитии интеграционных процессов в Центральной Азии между различными тюркскими племенами и родами, влиянии данных процессов на формирование современных национальных государств в регионе и единой культурной идентичности Центральной Азии. 

Шейбани-хан за очень короткое время установил контроль над Мавераннахром (1499-1505 гг.), Хорезмом (1505 г.) и Хорасаном (1506-1508 гг.). Очевидно, что отдельные политические племенные союзы того времени, вновь были объединены вокруг древней столицы – Самарканда. 

Шейбани-хан стремился создать национальное государство, а также обеспечить интеграцию оседлых и кочевых тюркских племен. Таким образом Шейбани-хан, стремился укрепить политические и культурно-идеологические основы собственного государства. 

Так, исследование многих исторических источников указывает, что с именем Шейбани-хана связано формирование новой политической единицы – Центральной Азии, очертившее границы своего государства, не расширяя территории за пределами региона. 

Границы государства шейбанидов на севере доходили до города Туркестан и при-сырдарьинских городов, на востоке простирались до Тянь-Шаня, на юге - до границ Ирана. 

Защищая свои северо-восточные границы государства, Шейбани-хан ввязался в войну с хазарейцами, которые поддерживались шахом Ирана Исмаилом I (1487- 1524 гг.), на территории Афганистана. В итоге в битве с войсками кызылбашей шаха Исмаила I, в сражении у села Махмудабад под Мервом в ноябре 1510 г. Шейбани-хан погибает. Останки его тела упокоены в дахме в Самарканде. 

После смерти Шейбани-хана, реальная власть в государстве оставалась в руках правившего в Бухаре Убайдуллы-хана, сына младшего брата Шейбани-хана Махмуда Султана. Имя своё он получил в честь лидера накшбандийского тариката Убайдуллы Ходжа Ахрара (1404-1489).

В 1512 годув сражении под Гиждуваном шейбаниды Мавераннахра под командованием Убайдуллы-хана разгромили армию кызылбашского государства сефевидов, одержав решительную победу. По мнению исследователей, победа шейбанидов имела большое историческое значение, для народов Центральной Азии, сохранивших свою независимость от сефевидов.

Убайдулла-хана считают основателем большой библиотеки в Бухаре, в стенах которой был создан стиль миниатюрной живописи, в последующем усовершенствованный при наследниках Убайдулла-хана и получивший название Бухарской школы. По его приказу в дар выдающемуся йеменскому шейху Сейиду Абдуллаху ал-Яманий, который был духовным его наставником, в 1530-1536 гг. было построено медресе «Мир Араб» в Бухаре. В числе его особенностей наличие предназначенных для слушателей 114 комнат по числу сур Священного Корана. 

Необходимо подчеркнуть, что в 1993 году «Мир Араб» внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выпускниками этого медресе в свое время были покойный главный муфтий Узбекистана и председатель Управления мусульман Узбекистана Усманхон Алимов, покойный председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, покойный Первый Президент Чеченской Республики в составе Российской Федерации Ахмат Кадыров, Верховный муфтий Казахстана (1990-2000)Ратбек Нысанбаев,Шейх-уль-ислам мусульман КавказаГаджи Аллахшукюр Гуммет оглы Пашазаде, председатель Духовного управления мусульман РФ, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдини многие другие.

Во внешней политике приоритетом Убайдулла-хана было получение признания его соседями государства шейбанидов в его границах. Убайдулла-хан старался расширить и укрепить свои границы до масштаба границ времён правления Шейбани-хана.

Похоронен был Убайдулла-хан в одной из келий медресе Мир Араб в Бухаре, рядом со своим наставником Абдуллахом ал-Яманий.

Значительных успехов государство шейбанидов достигло при Абдулле-хане II (1534-1598), сыне шейбанида султана Искандера, правителя Миянкаля и внука Джанибексултана, яркого представителя династии Шейбанидов, которому удалось ещё более укрепить власть и авторитет династии в данном регионе.

Абдулла-хан II, как и другие его предшественники уделял внимание науке, литературе, градостроительству, в том числевоенному делу. При нем узбекские войска массово овладели огнестрельным оружием, а качество ружей узбекских мастеров-ружейников было известно по всему Востоку. В экономической области Абдулла провел важную реформу – вместо серебряных монет он ввел в обращение медные, установив контроль за их обращением и платежеспособностью.

К концу правления Абдуллы-хана II, границы государства простирались от Каспийского моря на Западе и до Иссык-Куля на Востоке, от Аральского моря на Севере и до Герата на Юге. Умер и похоронен он у мавзолея Бахауддина Накшбанда близ Бухары.

Очевидно, что при династии шейбанидов начался новый период в истории Узбекистана, а также других современных государств в Центральной Азии. Данный период отличается относительной стабильностью, конкретизацией нынешних границ центрально-азиатского региона и завершением процесса формирования узбекского народа.

При династии шейбанидов началось более интенсивное взаимодействие местного оседлого населения Мавераннахра с кочевыми тюркскими племенами, которые ранее проживали в Дашти Кипчаке и называли себя узбеками. В результате термин «узбек» получает широкое распространение в Центральной Азии. Этот период имеет особое значение в процессе этногенеза узбеков и других народов региона.

Середина и конец XV века знаменуются созданием Казахского ханства, образовавшегося в процессе распада Золотой Орды, в 1465 году и Узбекского ханства в 1468 году, а также завершением формирования этноса "казах".

Свидетельством братской дружбы и родственных уз узбеков и казахов, является памятник основателям казахского ханства также, как и шейбанидов, прямых потомков Джучи-хана:Хаджи Герею (1397-1466) и Жанибек-хану (1428-1480), установленный в столице Казахстана в Астане в 2010 году.   

Таким образом, подобная близость по роду правителей, игравших ключевую роль в формировании национальных границ Центральной Азии вновь подтверждает многовековой характер дружбы и культурно-этническую схожесть узбекского и казахского народов, которые сегодня придерживаются единой системы ценностей и продолжают развивать позитивные многосторонние политико-экономические отношения с кыргызским, таджикским и туркменским народами нашего региона.

Анвар Салихбаев,

ведущий научный сотрудник МИЦА,

Азизжон Каримов,

ведущий научный сотрудник ИСМИ.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Правление династии Шейбанидов в формировании региональной идентичности в Центральной Азии

В последние годы историческая наука в Узбекистане претерпела значительные перемены. Появились новые методологические подходы, созданы современные программы, учебники и методические пособия, а также в поле исторической науки вошли ранее не разрабатываемые темы.

До настоящего времени, период прихода к власти династии шейбанидов в Мавераннахре и её векового правления является недостаточно изученной тематикой. В большинстве научных публикаций не приводится подробная информация о вкладе узбекской династии в обеспечение независимости Мавераннахра от сефевидского Ирана, о развитии науки, культуры, литературы, образования, архитектуры и ремесленничества в XVI веке.

Справочно: Ветвь Шибанидов – узбекская правящая династия в Бухарском ханстве, средневековый род правителей Мавераннахра и Южного Туркестана.

Вместе с этим, исследователи отдельно отмечают повышенное внимание периодуправления выдающегося представителя династии – Мухаммада Шейбани-ханаиего соперничеству с темуридами за Самаркандский трон, что оказывалонеблагоприятное воздействие на процессы междоусобных войн темуридов. В результате возникает необъективное представление о роли и значении периода династии шейбанидов в Центральной Азии.

При этом, именно Мухаммад Шейбани-хан объединил многочисленные тюркские племена, создав одно из самых централизованных для того периода государств. Ему удалось не только продолжить, но и развить многие традиции, элементы и основы государственного строительства, которые были заложены ещё Амиром Темуром.

Необходимо отметить, что Шейбани-хан был дальновидным правителем и дипломатом. Он стремился создать, как считают некоторые исследователи, своеобразное мульти культурное государство. При нем началось интенсивное переселение различных племён и этнических групп из Поволжья, Южной Сибири, Дашти Кипчака и других регионов Центральной Азии. 

При этом Шейбани-хан допускал определённую независимость этносов, которые находились под его покровительством и проводил достаточно гибкую внутреннюю политику. Данное обстоятельство позволяло ему более эффективно противостоять внешним врагам и укреплять международный имидж государства.

Формированию подобных качеств Шейбани-хана, способствовала его близость к оседлой культуре Мавераннахра, поскольку он учился у учёных в Бухаре и Хорезме, где сблизился также с суфийскими тарикатами.

Апеллируя к архитектурной традиции династии тимуридов, Шейбани-хан, был инициатором возведения монументальных комплексов, не уступавших тимуридам в роскоши. Заказчиками выступали сам Шейбани-хан, члены его семьи, представители светской власти и духовенства. Шейбаниды устраивали приёмы в дворцовом комплексе Баг-и Нау, прежней резиденции темуридов в Самарканде. В другом саду потомков Темура, загородном Кан-и Гиль, Шейбани-хан построил свою резиденцию. 

Сам Шейбани-хан писал стихи под псевдонимом «Шибани». Диван его стихов, написанный на среднеазиатском тюркском литературном языке в настоящее время хранится в фонде рукописей Топкапы в Стамбуле из 192 страниц. В 1507 г. он написал сочинение «Рисале-йи маариф-и Шейбани» на чагатайском языке, посвящено сыну, Мухаммаду Тимуру. В нем говорится о необходимости знания шариата государю. Из сочинения следует, что Шейбани-хан был приверженцем тариката Ахмада Яссави. Эта рукопись также хранится в Стамбуле.

Необходимо также отметить региональные аспекты правления Шейбани-хана, роли и значении шейбанидов в развитии интеграционных процессов в Центральной Азии между различными тюркскими племенами и родами, влиянии данных процессов на формирование современных национальных государств в регионе и единой культурной идентичности Центральной Азии. 

Шейбани-хан за очень короткое время установил контроль над Мавераннахром (1499-1505 гг.), Хорезмом (1505 г.) и Хорасаном (1506-1508 гг.). Очевидно, что отдельные политические племенные союзы того времени, вновь были объединены вокруг древней столицы – Самарканда. 

Шейбани-хан стремился создать национальное государство, а также обеспечить интеграцию оседлых и кочевых тюркских племен. Таким образом Шейбани-хан, стремился укрепить политические и культурно-идеологические основы собственного государства. 

Так, исследование многих исторических источников указывает, что с именем Шейбани-хана связано формирование новой политической единицы – Центральной Азии, очертившее границы своего государства, не расширяя территории за пределами региона. 

Границы государства шейбанидов на севере доходили до города Туркестан и при-сырдарьинских городов, на востоке простирались до Тянь-Шаня, на юге - до границ Ирана. 

Защищая свои северо-восточные границы государства, Шейбани-хан ввязался в войну с хазарейцами, которые поддерживались шахом Ирана Исмаилом I (1487- 1524 гг.), на территории Афганистана. В итоге в битве с войсками кызылбашей шаха Исмаила I, в сражении у села Махмудабад под Мервом в ноябре 1510 г. Шейбани-хан погибает. Останки его тела упокоены в дахме в Самарканде. 

После смерти Шейбани-хана, реальная власть в государстве оставалась в руках правившего в Бухаре Убайдуллы-хана, сына младшего брата Шейбани-хана Махмуда Султана. Имя своё он получил в честь лидера накшбандийского тариката Убайдуллы Ходжа Ахрара (1404-1489).

В 1512 годув сражении под Гиждуваном шейбаниды Мавераннахра под командованием Убайдуллы-хана разгромили армию кызылбашского государства сефевидов, одержав решительную победу. По мнению исследователей, победа шейбанидов имела большое историческое значение, для народов Центральной Азии, сохранивших свою независимость от сефевидов.

Убайдулла-хана считают основателем большой библиотеки в Бухаре, в стенах которой был создан стиль миниатюрной живописи, в последующем усовершенствованный при наследниках Убайдулла-хана и получивший название Бухарской школы. По его приказу в дар выдающемуся йеменскому шейху Сейиду Абдуллаху ал-Яманий, который был духовным его наставником, в 1530-1536 гг. было построено медресе «Мир Араб» в Бухаре. В числе его особенностей наличие предназначенных для слушателей 114 комнат по числу сур Священного Корана. 

Необходимо подчеркнуть, что в 1993 году «Мир Араб» внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выпускниками этого медресе в свое время были покойный главный муфтий Узбекистана и председатель Управления мусульман Узбекистана Усманхон Алимов, покойный председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, покойный Первый Президент Чеченской Республики в составе Российской Федерации Ахмат Кадыров, Верховный муфтий Казахстана (1990-2000)Ратбек Нысанбаев,Шейх-уль-ислам мусульман КавказаГаджи Аллахшукюр Гуммет оглы Пашазаде, председатель Духовного управления мусульман РФ, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдини многие другие.

Во внешней политике приоритетом Убайдулла-хана было получение признания его соседями государства шейбанидов в его границах. Убайдулла-хан старался расширить и укрепить свои границы до масштаба границ времён правления Шейбани-хана.

Похоронен был Убайдулла-хан в одной из келий медресе Мир Араб в Бухаре, рядом со своим наставником Абдуллахом ал-Яманий.

Значительных успехов государство шейбанидов достигло при Абдулле-хане II (1534-1598), сыне шейбанида султана Искандера, правителя Миянкаля и внука Джанибексултана, яркого представителя династии Шейбанидов, которому удалось ещё более укрепить власть и авторитет династии в данном регионе.

Абдулла-хан II, как и другие его предшественники уделял внимание науке, литературе, градостроительству, в том числевоенному делу. При нем узбекские войска массово овладели огнестрельным оружием, а качество ружей узбекских мастеров-ружейников было известно по всему Востоку. В экономической области Абдулла провел важную реформу – вместо серебряных монет он ввел в обращение медные, установив контроль за их обращением и платежеспособностью.

К концу правления Абдуллы-хана II, границы государства простирались от Каспийского моря на Западе и до Иссык-Куля на Востоке, от Аральского моря на Севере и до Герата на Юге. Умер и похоронен он у мавзолея Бахауддина Накшбанда близ Бухары.

Очевидно, что при династии шейбанидов начался новый период в истории Узбекистана, а также других современных государств в Центральной Азии. Данный период отличается относительной стабильностью, конкретизацией нынешних границ центрально-азиатского региона и завершением процесса формирования узбекского народа.

При династии шейбанидов началось более интенсивное взаимодействие местного оседлого населения Мавераннахра с кочевыми тюркскими племенами, которые ранее проживали в Дашти Кипчаке и называли себя узбеками. В результате термин «узбек» получает широкое распространение в Центральной Азии. Этот период имеет особое значение в процессе этногенеза узбеков и других народов региона.

Середина и конец XV века знаменуются созданием Казахского ханства, образовавшегося в процессе распада Золотой Орды, в 1465 году и Узбекского ханства в 1468 году, а также завершением формирования этноса "казах".

Свидетельством братской дружбы и родственных уз узбеков и казахов, является памятник основателям казахского ханства также, как и шейбанидов, прямых потомков Джучи-хана:Хаджи Герею (1397-1466) и Жанибек-хану (1428-1480), установленный в столице Казахстана в Астане в 2010 году.   

Таким образом, подобная близость по роду правителей, игравших ключевую роль в формировании национальных границ Центральной Азии вновь подтверждает многовековой характер дружбы и культурно-этническую схожесть узбекского и казахского народов, которые сегодня придерживаются единой системы ценностей и продолжают развивать позитивные многосторонние политико-экономические отношения с кыргызским, таджикским и туркменским народами нашего региона.

Анвар Салихбаев,

ведущий научный сотрудник МИЦА,

Азизжон Каримов,

ведущий научный сотрудник ИСМИ.