Важным условием формирования открытого гражданского общества является повышение роли и значения общественных институтов.

За последние пять лет в стране проделана комплексная и последовательная работа по развитию и укреплению независимых гражданских институтов, обеспечению гарантий их свободной деятельности, налаживанию тесного сотрудничества государственных органов с гражданами, обеспечению осуществления ими открытой, прозрачной и гласной деятельности.

В частности, организована деятельность виртуальной приемной и народных приемных Президента Республики Узбекистан, приемных Премьер-министра, принят Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле», регулирующий отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

Созданы правовые механизмы осуществления социального партнерства государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества, сформированы правовые основы обеспечения открытости деятельности государственных органов на основе законов «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности государственных органов» и других. Коренным образом реформирована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, созданы законодательные основы механизмов противодействия коррупции, а также поэтапно внедряется и реализуется система «Электронное правительство».

Вместе с тем у власти нет возможности продуктивно и добросовестно исполнять возложенные на нее обязательства при отсутствии контроля и обратной связи со стороны социума, являющегося по сути ее «работодателем».

Как и всякий сотрудник, власть должна в полной мере понимать свою задачу, отслеживать не только результат, но и сам процесс своей работы. Если власть не контролируется, то она подвергается коррупционному воздействию, ее деятельность становится менее рациональной, она начинает злоупотреблять принудительными средствами. Контроль власти обществом – это эффективный инструмент, позволяющий обеспечить должный контроль власти со стороны социума, как на стадии ее формирования, так и на стадии осуществления планов и анализа достигнутых результатов.

В Узбекистане в настоящее время все заметнее тенденция роста влияния гражданского общества на положение дел в стране. С учетом этого актуальной и очень важной представляется инициатива Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о закреплении на конституционном уровне стремления нашей страны к формированию социального государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципами социального равенства и социальной справедливости ради создания для каждого гражданина достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий.

Духу этого стремления полностью отвечает постановление Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах», которым было одобрено предложение о создании общественного совета при каждом государственном органе, в том числе правоохранительных органах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента. Этим же решением главы государства предусмотрено, что общественный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами общественных советов определены: осуществление общественного контроля над деятельностью государственного органа, при котором они созданы; выполнение роли «моста», связывающего государственный орган с гражданами; осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения о деятельности государственного органа; участие в разработке и реализации государственных и других программ в сфере противодействия коррупции в деятельности государственного органа; осуществление мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа и др.

В целях содействия реализации этой важной инициативе руководителя страны ПРООН профинансирован проект "Создание и наращивание потенциала общественно-консультативных советов (ОКС) при органах государственной власти», который реализуется Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан совместно с Институтом демократии и прав человека.

В рамках этого проекта в течение ноября-декабря 2021 года созданы общественно-консультативные советы при хокимиатах и местных Кенгашах народных депутатов Хавастского района Сырдарьинской области, Касансайского района Наманганской области и Шурчинского района Сурхандарьинской области. Оказано содействие в организации конкурса кандидатов в члены общественно-консультативных советов, формировании их структуры, а также разработке планов работы.

Первые шаги работы этих общественно-консультативных советов уже дали положительные результаты.

Так, 4 декабря 2021 года постоянная комиссия по вопросам создания условий для занятий молодежью физической культурой и спортом общественно-консультативного совета при Кенгаше народных депутатов Касансайского района изучила ситуацию в махалле «Кукумбой».

Было выявлено плачевное состояние спортивных площадок и зданий для занятий спортом в профессиональном колледже №2, расположенном на территории этой махалли. В результате чего несовершеннолетняя молодежь вынуждена для занятий спортом добираться до ближайшей детско-спортивной школы №1, расположенной в 20 км от махалли.

Жители этой махалли обратились к членам общественно-консультативного совета с просьбой оказать содействие в преобразовании этого колледжа в детско-спортивную школу, для которой у местных жителей есть достаточное оборудование и необходимые специалисты-тренеры.

Предложение жителей махалли «Кукумбой» было рассмотрено на очередном заседании общественно-консультативного совета, по результатам принято решение обратиться с инициативой жителей махалли в Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, правомочное решить данный вопрос.

Такой же общественно-консультативный совет, но уже при хокимиате Касансайского района поддержал инициативу жителей махаллий «Гулбог» об асфальтировании улицы, а 3 декабря – в Международный день инвалидов организовал застолье для лиц с ограниченными возможностями. В ходе этого мероприятия почти 170 инвалидам были предоставлены бесплатно инвалидные коляски, слуховые аппараты, инвалидные палочки, современные подлокотные костыли, передвижное устройство, протезные изделия, а также путевки в республиканские санатории.

Аналогичные мероприятия проведены и в других пилотных районах.

В 2022 году планируется оказать содействие в организации работы и повышении потенциала этих общественно-консультативных советов, в том числе путем организации обучающих мероприятий – семинаров и тренингов, круглых столов, ознакомительного визита в европейские страны, имеющие богатый и положительный опыт государственно-частного партнерства и общественного контроля за деятельностью государственных органов. К процессу обучения членов общественно-консультативных советов будут привлечены авторитетные зарубежные эксперты и специалисты.

Надеемся, что результаты реализации данного проекта позволят повысить гражданскую активность и участие общественности в решении важных вопросов социально-экономического развития в регионах, а также в укреплении диалога между хокимиятами, местными Кенгашами народных депутатов и гражданами, институтами гражданского общества.

Сайёра Ходжаева, директор Института демократии и прав человека, кандидат юридических наук

Алимжан Акилов, начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.

УзА

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Повышение потенциала общественно-консультативных советов, играющих роль «моста» между государством и гражданами

Важным условием формирования открытого гражданского общества является повышение роли и значения общественных институтов.

За последние пять лет в стране проделана комплексная и последовательная работа по развитию и укреплению независимых гражданских институтов, обеспечению гарантий их свободной деятельности, налаживанию тесного сотрудничества государственных органов с гражданами, обеспечению осуществления ими открытой, прозрачной и гласной деятельности.

В частности, организована деятельность виртуальной приемной и народных приемных Президента Республики Узбекистан, приемных Премьер-министра, принят Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле», регулирующий отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

Созданы правовые механизмы осуществления социального партнерства государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества, сформированы правовые основы обеспечения открытости деятельности государственных органов на основе законов «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности государственных органов» и других. Коренным образом реформирована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, созданы законодательные основы механизмов противодействия коррупции, а также поэтапно внедряется и реализуется система «Электронное правительство».

Вместе с тем у власти нет возможности продуктивно и добросовестно исполнять возложенные на нее обязательства при отсутствии контроля и обратной связи со стороны социума, являющегося по сути ее «работодателем».

Как и всякий сотрудник, власть должна в полной мере понимать свою задачу, отслеживать не только результат, но и сам процесс своей работы. Если власть не контролируется, то она подвергается коррупционному воздействию, ее деятельность становится менее рациональной, она начинает злоупотреблять принудительными средствами. Контроль власти обществом – это эффективный инструмент, позволяющий обеспечить должный контроль власти со стороны социума, как на стадии ее формирования, так и на стадии осуществления планов и анализа достигнутых результатов.

В Узбекистане в настоящее время все заметнее тенденция роста влияния гражданского общества на положение дел в стране. С учетом этого актуальной и очень важной представляется инициатива Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о закреплении на конституционном уровне стремления нашей страны к формированию социального государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципами социального равенства и социальной справедливости ради создания для каждого гражданина достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий.

Духу этого стремления полностью отвечает постановление Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах», которым было одобрено предложение о создании общественного совета при каждом государственном органе, в том числе правоохранительных органах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента. Этим же решением главы государства предусмотрено, что общественный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами общественных советов определены: осуществление общественного контроля над деятельностью государственного органа, при котором они созданы; выполнение роли «моста», связывающего государственный орган с гражданами; осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения о деятельности государственного органа; участие в разработке и реализации государственных и других программ в сфере противодействия коррупции в деятельности государственного органа; осуществление мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа и др.

В целях содействия реализации этой важной инициативе руководителя страны ПРООН профинансирован проект "Создание и наращивание потенциала общественно-консультативных советов (ОКС) при органах государственной власти», который реализуется Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан совместно с Институтом демократии и прав человека.

В рамках этого проекта в течение ноября-декабря 2021 года созданы общественно-консультативные советы при хокимиатах и местных Кенгашах народных депутатов Хавастского района Сырдарьинской области, Касансайского района Наманганской области и Шурчинского района Сурхандарьинской области. Оказано содействие в организации конкурса кандидатов в члены общественно-консультативных советов, формировании их структуры, а также разработке планов работы.

Первые шаги работы этих общественно-консультативных советов уже дали положительные результаты.

Так, 4 декабря 2021 года постоянная комиссия по вопросам создания условий для занятий молодежью физической культурой и спортом общественно-консультативного совета при Кенгаше народных депутатов Касансайского района изучила ситуацию в махалле «Кукумбой».

Было выявлено плачевное состояние спортивных площадок и зданий для занятий спортом в профессиональном колледже №2, расположенном на территории этой махалли. В результате чего несовершеннолетняя молодежь вынуждена для занятий спортом добираться до ближайшей детско-спортивной школы №1, расположенной в 20 км от махалли.

Жители этой махалли обратились к членам общественно-консультативного совета с просьбой оказать содействие в преобразовании этого колледжа в детско-спортивную школу, для которой у местных жителей есть достаточное оборудование и необходимые специалисты-тренеры.

Предложение жителей махалли «Кукумбой» было рассмотрено на очередном заседании общественно-консультативного совета, по результатам принято решение обратиться с инициативой жителей махалли в Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, правомочное решить данный вопрос.

Такой же общественно-консультативный совет, но уже при хокимиате Касансайского района поддержал инициативу жителей махаллий «Гулбог» об асфальтировании улицы, а 3 декабря – в Международный день инвалидов организовал застолье для лиц с ограниченными возможностями. В ходе этого мероприятия почти 170 инвалидам были предоставлены бесплатно инвалидные коляски, слуховые аппараты, инвалидные палочки, современные подлокотные костыли, передвижное устройство, протезные изделия, а также путевки в республиканские санатории.

Аналогичные мероприятия проведены и в других пилотных районах.

В 2022 году планируется оказать содействие в организации работы и повышении потенциала этих общественно-консультативных советов, в том числе путем организации обучающих мероприятий – семинаров и тренингов, круглых столов, ознакомительного визита в европейские страны, имеющие богатый и положительный опыт государственно-частного партнерства и общественного контроля за деятельностью государственных органов. К процессу обучения членов общественно-консультативных советов будут привлечены авторитетные зарубежные эксперты и специалисты.

Надеемся, что результаты реализации данного проекта позволят повысить гражданскую активность и участие общественности в решении важных вопросов социально-экономического развития в регионах, а также в укреплении диалога между хокимиятами, местными Кенгашами народных депутатов и гражданами, институтами гражданского общества.

Сайёра Ходжаева, директор Института демократии и прав человека, кандидат юридических наук

Алимжан Акилов, начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.

УзА