В Центральном банке Республики Узбекистан состоялся медиадиалог «Повышение финансовой грамотности населения и защита прав потребителей в банковской системе».
На мероприятии выступили директор департамента по связям с общественностью и коммуникационной политике Центрального банка Акмаль Назаров, директор департамента по повышению финансовой грамотности и доступности Дилбар Абдуганиева, начальник управления департамента по повышению финансовой грамотности и доступности Дильнавоз Нарзуллаева и другие.
Рассмотрены мероприятия, реализованные в 2020-2024 годах в сфере повышения финансовой грамотности.
Дилбар Абдуганиева отметила, что совместно с международными организациями в Узбекистане проведены исследования по определению уровня финансовой грамотности населения.
– Первое исследование состоялось в 2020 году с участием 2 тысяч человек, его провели в нашей стране, - говорит Д. Абдуганиева. - А в 2021 году исследование проводили в странах Центральной Азии, показатели Узбекистана были оценены выше среднего. Уровень финансовой грамотности оценивался не только на основе знаний, но и с учетом поведения.
По инициативе Центрального банка с 2020 года повышаются знания финансовой сферы среди школьников, студентов, женщин, молодых предпринимателей, трудовых мигрантов и членов их семей. Через информационный ресурс Finlit.uz и его страницы в социальных сетях опубликованы сотни инфографик, видеороликов и статей. В них освещались темы финансового планирования и культуры накопления, эффективного использования банковских вкладов, управления долгами, финансовой онлайн-безопасности и другие. В библиотеках Ташкента организуют интерактивные уроки, интеллектуальные игры для детей младшего возраста и регулярные конкурсы для молодежи.
[gallery-22224]
В 2025 году планируются внедрение финансового образования в учебные программы школ и высших учебных заведений, разработка специальных учебных материалов для предпринимателей, а также повышение финансовой грамотности социально уязвимых слоев населения.
На встрече были рассмотрены вопросы защиты прав потребителей банковских услуг и отмечено, что с 2018 года в структуре Центрального банка функционирует служба защиты прав потребителей банковских услуг.
– Усовершенствован порядок рассмотрения обращений клиентов и работы с ними в коммерческих банках, внесены изменения в порядок зачисления поступивших средств по просроченным кредитным платежам в счет задолженности, обеспечено внесение поправок в действующее законодательство, предоставляющих физическим лицам возможность запретить оформление кредита на свое имя, – говорит руководительслужбы по защите прав потребителей банковских услуг Баходир Мирзаев. - По результатам рассмотрения жалоб потребителей, чьи права были нарушены, потребителям вернули свыше 2,5 миллиарда сумов
Совместно с компанией “Business & Finance Consulting” (Швейцария) с использованием метода «Тайный клиент» изучено качество обслуживания в 73 филиалах 15 банков. Отмечено улучшение условий обслуживания и отношения сотрудников к клиентам, но выявлены недостатки в отдельных направлениях, касающиеся прозрачности и предоставления необходимой информации. Банкам даны конкретные указания по устранению всех недостатков.
В региональных учреждениях коммерческих банков проведено 1 008 контрольных мероприятий с целью проверки соблюдения требований действующих нормативных документов при оказании базовых банковских услуг. В отношении сотрудников, допустивших нарушения, применили 647 дисциплинарных мер.
В 2025 году намечены внедрение риск-ориентированной системы контроля в сфере защиты прав банковских клиентов, совершенствование процесса рассмотрения жалоб, разработка требований по внедрению внутреннего контроля в банках.
Насиба Зиёдуллаева, фото Носиржона Хайдарова, УзА.