В Ташкенте состоялась пресс-конференция на тему «Итоги работы Министерства дошкольного и школьного образования и важные реформы в системе».

В мероприятии приняли участие министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова, ее заместители и ответственные сотрудники министерства.

Как отмечалось, в настоящее время около 1 миллиона педагогов обучают и воспитывают около 8,7 миллиона ребят в более чем 10 тысячах общеобразовательных школ и более чем 37 тысячах государственных дошкольных образовательных учреждений.

Для системного решения существующих проблем в этой масштабной сфере, развития отрасли, а также постоянного повышения качества образования и квалификации учителей на основе мировых образовательных стандартов Министерство проводит комплексную работу.

В частности, в рамках Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года предприняты важные шаги по созданию условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей, расширения их охвата качественным дошкольным образованием, обеспечения равного доступа к нему, а также развития государственно-частного партнерства в этой области.

В результате, в первом полугодии текущего года в республике создано 2 678 новых ДОУ, что позволило обеспечить 77,1 тысячи дополнительных мест для детей. Это привело к увеличению охвата дошкольным образованием до 74,6 процента.

Особое внимание на мероприятии было уделено развитию школьного образования, повышению знаний и квалификации учителей, а также их социальной поддержке.

На мероприятии также были подведены итоги работы по созданию и дальнейшему совершенствованию школьных учебников. Как  отмечалось, за прошедшее время было создано 153 наименования современных учебников (5-11 классы), в том числе локализовано издание учебников по естественным наукам и математике для 5-7 классов совместно со Star Publishing, Marshall Cavendish.

При создании учебников его авторы опирались на передовой опыт национального и международного образования, в этот процесс были вовлечены  более  500 ученых, педагогов-практиков.

Для предотвращения ошибок, допущенных в учебниках за прошедшие учебные годы, была проведена системная работа с рядом высших учебных заведений, институтов Академии наук Республики Узбекистан, учебники были усовершенствованы на основе выводов этих институтов.

В течение первых 6 месяцев 2024 года более 262 тысяч руководящих и педагогических кадров системы дошкольного и школьного образования прошли повышение квалификации.  

Учителя, прошедшие стажировки, участвовали в профессиональной аттестации и присвоении квалификационных категорий. 1 633 кандидата в директора школ прошли обучение по курсу «Менеджмент», 1 206 из них получили сертификаты, 114 были назначены на должности директоров.

Была усовершенствована система присвоения квалификационных категорий учителям.  

В результате внедрения новой системы оценки в 2023-2024 учебном году успеваемость 500 школьников увеличилась на 6 процентов. В 2024-2025 учебном году планируется внедрение этой системы еще в 1 000 школах.

Средний балл выпускников школ, поступающих в высшие образовательные учреждения, за пять лет увеличился с 69,8 балла до 78  баллов. Из 41 009 абитуриентов, набравших более 75 процентов от максимального балла в этом году, 32 949, или 80 процентов, являются выпускниками школ.

В 2023-2024 учебном году президентские школы стали официальными центрами для проведения международных сертификационных экзаменов SAT. 67 процентов выпускников этих школ получили сертификаты международного уровня по математике и английскому языку.

Все выпускники президентских школ получили возможность досрочного обучения в престижных зарубежных вузах, 56 процентов выпускников творческих школ также получили возможность досрочного обучения. Сертификаты международного и национального уровня получили 90 процентов выпускников творческих школ и 56 процентов выпускников специализированных школ.

Количество медалей, завоеванных нашей молодежью на престижных международных и региональных международных предметных олимпиадах, за последние годы увеличилось в 2,7 раза – с 45 (3 золотые, 17 серебряных, 25 бронзовых в 2022 году) до 121 (15 золотых, 39 серебряных, 67 бронзовых в 2024  году).

Количество международных олимпиад, в которых принимают участие узбекские школьники, увеличилось почти в 2 раза, а численность узбекских школьников, участвующих в них, возросла в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом.

Уровень владения языком среди 500 школьников, привлеченных иностранными специалистами, увеличился с 61 до 65 процентов. В итоге международный сертификат получил 8 951 ученик (по сравнению с 5 296 в 2023 году). Количество учителей иностранных языков, имеющих сертификат, увеличилось до 56,5 процента (32 процента в 2023 году).

В текущем году школьным театральным конкурсом «Турон» и конкурсом «Лучшая школа с преподаванием иностранного языка» было охвачено 150 тысяч учащихся.

В конкурсе «Лучшая школа по обучению иностранным языкам» приняли участие 32 210 учащихся из 6 442 школ. Победители республиканского этапа получили денежные призы в размере 300, 400 и 500 миллионов сумов. В качестве Президентского подарка все участники республиканского этапа и их наставники будут отправлены в образовательную поездку за границу.

Количество выпускников школ, имеющих аттестат о знании иностранного языка, за последние два года выросло с 6 тысяч до 18 тысяч.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2023 года, в 2024 году ведется строительство, реконструкция и капитальный ремонт в 608 общеобразовательных школах (было построено 30 новых, 518 реконструировано и 60 капитально отремонтировано).

В текущем году будет создано 179,1 тысячи новых учебных мест за счет строительства новых школ и 163,6 тысячи за счет реконструкции. Также капитально отремонтированы здания 62 школ, что обеспечит 109,4 тысячи ученических мест.

По проектам государственного и частного партнерства заключены соглашения с местными предпринимателями о создании 40 негосударственных образовательных организаций  на 5 804 места.

Министерство принимает строгие меры по недопущению дискриминации чести и достоинства педагогов, привлечения их к принудительному труду и нарушения их прав. В территориальные управления и Министерство направлены обращения и письма с указаниями о недопустимости таких случаев.

За последние шесть месяцев было предотвращено 2 051 случай нарушения прав педагогов, в 11 случаях должностные лица оштрафованы на общую сумму 47 миллионов сумов.

Созданы электронные системы оповещения педагогов о нарушениях их прав, включая доступ к базам данных и чат-ботам в Telegram, а также телефон доверия (71-202-09-09).  

На пресс-конференции ответственные лица подробно ответили на все вопросы, интересующие сотрудников СМИ.

Назокат Усманова, фото Аслиддина Алижонова, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Последовательные реформы в системе дошкольного и школьного образования

В Ташкенте состоялась пресс-конференция на тему «Итоги работы Министерства дошкольного и школьного образования и важные реформы в системе».

В мероприятии приняли участие министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова, ее заместители и ответственные сотрудники министерства.

Как отмечалось, в настоящее время около 1 миллиона педагогов обучают и воспитывают около 8,7 миллиона ребят в более чем 10 тысячах общеобразовательных школ и более чем 37 тысячах государственных дошкольных образовательных учреждений.

Для системного решения существующих проблем в этой масштабной сфере, развития отрасли, а также постоянного повышения качества образования и квалификации учителей на основе мировых образовательных стандартов Министерство проводит комплексную работу.

В частности, в рамках Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года предприняты важные шаги по созданию условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей, расширения их охвата качественным дошкольным образованием, обеспечения равного доступа к нему, а также развития государственно-частного партнерства в этой области.

В результате, в первом полугодии текущего года в республике создано 2 678 новых ДОУ, что позволило обеспечить 77,1 тысячи дополнительных мест для детей. Это привело к увеличению охвата дошкольным образованием до 74,6 процента.

Особое внимание на мероприятии было уделено развитию школьного образования, повышению знаний и квалификации учителей, а также их социальной поддержке.

На мероприятии также были подведены итоги работы по созданию и дальнейшему совершенствованию школьных учебников. Как  отмечалось, за прошедшее время было создано 153 наименования современных учебников (5-11 классы), в том числе локализовано издание учебников по естественным наукам и математике для 5-7 классов совместно со Star Publishing, Marshall Cavendish.

При создании учебников его авторы опирались на передовой опыт национального и международного образования, в этот процесс были вовлечены  более  500 ученых, педагогов-практиков.

Для предотвращения ошибок, допущенных в учебниках за прошедшие учебные годы, была проведена системная работа с рядом высших учебных заведений, институтов Академии наук Республики Узбекистан, учебники были усовершенствованы на основе выводов этих институтов.

В течение первых 6 месяцев 2024 года более 262 тысяч руководящих и педагогических кадров системы дошкольного и школьного образования прошли повышение квалификации.  

Учителя, прошедшие стажировки, участвовали в профессиональной аттестации и присвоении квалификационных категорий. 1 633 кандидата в директора школ прошли обучение по курсу «Менеджмент», 1 206 из них получили сертификаты, 114 были назначены на должности директоров.

Была усовершенствована система присвоения квалификационных категорий учителям.  

В результате внедрения новой системы оценки в 2023-2024 учебном году успеваемость 500 школьников увеличилась на 6 процентов. В 2024-2025 учебном году планируется внедрение этой системы еще в 1 000 школах.

Средний балл выпускников школ, поступающих в высшие образовательные учреждения, за пять лет увеличился с 69,8 балла до 78  баллов. Из 41 009 абитуриентов, набравших более 75 процентов от максимального балла в этом году, 32 949, или 80 процентов, являются выпускниками школ.

В 2023-2024 учебном году президентские школы стали официальными центрами для проведения международных сертификационных экзаменов SAT. 67 процентов выпускников этих школ получили сертификаты международного уровня по математике и английскому языку.

Все выпускники президентских школ получили возможность досрочного обучения в престижных зарубежных вузах, 56 процентов выпускников творческих школ также получили возможность досрочного обучения. Сертификаты международного и национального уровня получили 90 процентов выпускников творческих школ и 56 процентов выпускников специализированных школ.

Количество медалей, завоеванных нашей молодежью на престижных международных и региональных международных предметных олимпиадах, за последние годы увеличилось в 2,7 раза – с 45 (3 золотые, 17 серебряных, 25 бронзовых в 2022 году) до 121 (15 золотых, 39 серебряных, 67 бронзовых в 2024  году).

Количество международных олимпиад, в которых принимают участие узбекские школьники, увеличилось почти в 2 раза, а численность узбекских школьников, участвующих в них, возросла в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом.

Уровень владения языком среди 500 школьников, привлеченных иностранными специалистами, увеличился с 61 до 65 процентов. В итоге международный сертификат получил 8 951 ученик (по сравнению с 5 296 в 2023 году). Количество учителей иностранных языков, имеющих сертификат, увеличилось до 56,5 процента (32 процента в 2023 году).

В текущем году школьным театральным конкурсом «Турон» и конкурсом «Лучшая школа с преподаванием иностранного языка» было охвачено 150 тысяч учащихся.

В конкурсе «Лучшая школа по обучению иностранным языкам» приняли участие 32 210 учащихся из 6 442 школ. Победители республиканского этапа получили денежные призы в размере 300, 400 и 500 миллионов сумов. В качестве Президентского подарка все участники республиканского этапа и их наставники будут отправлены в образовательную поездку за границу.

Количество выпускников школ, имеющих аттестат о знании иностранного языка, за последние два года выросло с 6 тысяч до 18 тысяч.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 декабря 2023 года, в 2024 году ведется строительство, реконструкция и капитальный ремонт в 608 общеобразовательных школах (было построено 30 новых, 518 реконструировано и 60 капитально отремонтировано).

В текущем году будет создано 179,1 тысячи новых учебных мест за счет строительства новых школ и 163,6 тысячи за счет реконструкции. Также капитально отремонтированы здания 62 школ, что обеспечит 109,4 тысячи ученических мест.

По проектам государственного и частного партнерства заключены соглашения с местными предпринимателями о создании 40 негосударственных образовательных организаций  на 5 804 места.

Министерство принимает строгие меры по недопущению дискриминации чести и достоинства педагогов, привлечения их к принудительному труду и нарушения их прав. В территориальные управления и Министерство направлены обращения и письма с указаниями о недопустимости таких случаев.

За последние шесть месяцев было предотвращено 2 051 случай нарушения прав педагогов, в 11 случаях должностные лица оштрафованы на общую сумму 47 миллионов сумов.

Созданы электронные системы оповещения педагогов о нарушениях их прав, включая доступ к базам данных и чат-ботам в Telegram, а также телефон доверия (71-202-09-09).  

На пресс-конференции ответственные лица подробно ответили на все вопросы, интересующие сотрудников СМИ.

Назокат Усманова, фото Аслиддина Алижонова, УзА.