Поэтесса дирижерской палочки
Ее называют «огненным дирижером», «поэтессой дирижерской палочки».
Память
Первая женщина-дирижер в Центральной Азии, народная артистка, лауреат Государственной премии, профессор, академик Академии наук «Турон» Дильбар Абдурахманова – легендарная фигура в музыкальной культуре Узбекистана.
Ее называют «огненным дирижером», «поэтессой дирижерской палочки». Эта красивая, темпераментная женщина перевернула представление о дирижере как исключительно мужской профессии, покорив мир филигранным мастерством и страстной манерой дирижирования. Ее руки летают, а дирижерская палочка кажется поистине волшебной. Она горит сама и зажигает других.
Дильбар Абдурахманова родилась 1 мая 1936 года в Москве, где в узбекской оперной студии при Московской консерватории учились ее родители Гулям Абдурахманов и Зухра Файзиева. По просьбе молодого отца имя новорожденной дал организатор и художественный руководитель студии Мухитдин Кори-Якубов. Гулям Абдурахманов – народный артист Узбекской ССР, лауреат Сталинской премии. Зухра Файзиева – первая певица на узбекском радио. Записи тогда не было, Зухра пела по утрам в прямой трансляции.
В 1939 году выпускники студии вернулись в Ташкент, и родители Дильбар продолжили работу в оперном театре. Девочка ходила с отцом на все спектакли и репетиции, часами простаивая возле оркестровой ямы. На увлеченную Дильбар обратил внимание концертмейстер вторых скрипок Матвей Криворучка. Проверив ее музыкальные данные, он повез девочку в школу Глиэра, где преподавал игру на скрипке, и записал ее в свой класс. Будущая народная артистка окончила одновременно две школы – общеобразовательную и музыкальную.
Первый опыт дирижирования оркестром пришелся на старшие классы музыкальной школы, когда Дильбар доверили партитуру и дирижерскую палочку.
В 1955 году Дильбар Абдурахманова поступает в консерваторию и занимается сразу в двух классах: у Мухтара Ашрафи по классу симфонического дирижирования и у Бориса Тителя по классу скрипки.
С 1957 года с третьего курса Дильбар Абдурахманова стала играть на скрипке в оркестре Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. В том же году состоялся ее дебют в качестве дирижера, когда Мухтар Ашрафи доверил ей продирижировать один из балетных номеров на большом праздничном концерте.
В этом же году она стала победительницей в отборочном туре молодых дирижеров и получила диплом I степени на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Первым большим спектаклем в творчестве Дильбар Абдурахмановой стала «Аида». В 1960 году театр осуществил постановку этого спектакля, и Дильбар была ассистентом Ашрафи.
Первой ее самостоятельной работой стала постановка балета «Коппелия» в Ташкентском хореографическом училище в 1964 году. Первые выездные гастроли Дильбар Абдурахмановой пришлись на 1963-1964 годы, когда ГАБТ гастролировал по городам Сибири, выступал в Москве и Ленинграде.
Настоящим испытанием ее творческой зрелости стали первые зарубежные гастроли театра в Египте в 1966 году, когда узбекская женщина-дирижер управляла каирским оркестром. Это было первое международное признание Дильбар Абдурахмановой. Искренне восхищался этой женщиной и автор музыки спектакля «Спартак» Арам Хачатурян, приехавший в Ташкент на премьеру своего балета в 1967 году.
В 1969 году Дильбар Абдурахмановой было присуждено звание народной артистки УзССР.
В 1974 году она назначается на пост главного дирижера ГАБТа и берется за постановку ранее не ставившихся спектаклей, среди которых «Анна Каренина», «Испанские миниатюры», «Сотворение мира», «Тановар», который стал третьим спектаклем театра, удостоенным Государственной премии УзССР имени Хамзы.
В 1977 году главному дирижеру ГАБТа Дильбар Абдурахмановой присуждается звание народной артистки СССР.
1980-е годы были богатыми на гастроли. Крупнейшими творческими достижениями того времени стали постановки опер «Фауст» (1982), «Отелло» (1985), «Огненный ангел» (1984), а также создание «камерного театра» (1986) на малой сцене.
Большое место в творчестве Дильбар Абдурахмановой заняли постановки шедевров мирового оперного искусства: «Бал-маскарад», «Трубадур», «Травиата», «Аида» Верди, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Севильский цирюльник» Россини, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Любовный напиток» Доницетти, «Огненный ангел» Прокофьева.
Дильбар Абдурахманова была и балетным дирижером, тонко чувствующим музыку и возможности танцовщиков. Среди постановок ее балетных спектаклей – «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Франческа да Римини», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Дон Кихот», «Золушка».
За свою творческую жизнь дирижер Дильбар Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Ее труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали и 3 ордена. Греческая философская академия присудила ей звание «Гражданин Земли XXI века» в 2016 году.
В последние годы профессор Дильбар Абдурахманова преподавала оперное исполнительство в Государственной консерватории Узбекистана.
Дильбар Абдурахманова – дочь и гордость узбекского народа. Ее имя вписано золотыми буквами в историю культуры Узбекистана.
Подготовила Тина ИМАМЖАН.