Ее называют «огненным дирижером», «поэтессой дирижерской палочки».

Память

Первая женщина-дирижер в Центральной Азии, народная артистка, лауреат Государственной премии, профессор, академик Академии наук «Турон» Дильбар Абдурахманова – легендарная фигура в музыкальной культуре Узбекистана.

Ее называют «огненным дирижером», «поэтессой дирижерской палочки». Эта красивая, темпераментная женщина перевернула представление о дирижере как исключительно мужской профессии, покорив мир филигранным мастерством и страстной манерой дирижирования. Ее руки летают, а дирижерская палочка кажется поистине волшебной. Она горит сама и зажигает других.

Дильбар Абдурахманова родилась 1 мая 1936 года в Москве, где в узбекской оперной студии при Московской консерватории учились ее родители Гулям Абдурахманов и Зухра Файзиева. По просьбе молодого отца имя новорожденной дал организатор и художественный руководитель студии Мухитдин Кори-Якубов. Гулям Абдурахманов – народный артист Узбекской ССР, лауреат Сталинской премии. Зухра Файзиева – первая певица на узбекском радио. Записи тогда не было, Зухра пела по утрам в прямой трансляции.

В 1939 году выпускники студии вернулись в Ташкент, и родители Дильбар продолжили работу в оперном театре. Девочка ходила с отцом на все спектакли и репетиции, часами простаивая возле оркестровой ямы. На увлеченную Дильбар обратил внимание концертмейстер вторых скрипок Матвей Криворучка. Проверив ее музыкальные данные, он повез девочку в школу Глиэра, где преподавал игру на скрипке, и записал ее в свой класс. Будущая народная артистка окончила одновременно две школы – общеобразовательную и музыкальную.

Первый опыт дирижирования оркестром пришелся на старшие классы музыкальной школы, когда Дильбар доверили партитуру и дирижерскую палочку.

В 1955 году Дильбар Абдурахманова поступает в консерваторию и занимается сразу в двух классах: у Мухтара Ашрафи по классу симфонического дирижирования и у Бориса Тителя по классу скрипки.

С 1957 года с третьего курса Дильбар Абдурахманова стала играть на скрипке в оркестре Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. В том же году состоялся ее дебют в качестве дирижера, когда Мухтар Ашрафи доверил ей продирижировать один из балетных номеров на большом праздничном концерте.

photo_2020-05-05_12-50-15.jpg

В этом же году она стала победительницей в отборочном туре молодых дирижеров и получила диплом I степени на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Первым большим спектаклем в творчестве Дильбар Абдурахмановой стала «Аида». В 1960 году театр осуществил постановку этого спектакля, и Дильбар была ассистентом Ашрафи.

Первой ее самостоятельной работой стала постановка балета «Коппелия» в Ташкентском хореографическом училище в 1964 году. Первые выездные гастроли Дильбар Абдурахмановой пришлись на 1963-1964 годы, когда ГАБТ гастролировал по городам Сибири, выступал в Москве и Ленинграде.

Настоящим испытанием ее творческой зрелости стали первые зарубежные гастроли театра в Египте в 1966 году, когда узбекская женщина-дирижер управляла каирским оркестром. Это было первое международное признание Дильбар Абдурахмановой. Искренне восхищался этой женщиной и автор музыки спектакля «Спартак» Арам Хачатурян, приехавший в Ташкент на премьеру своего балета в 1967 году.

В 1969 году Дильбар Абдурахмановой было присуждено звание народной артистки УзССР.

В 1974 году она назначается на пост главного дирижера ГАБТа и берется за постановку ранее не ставившихся спектаклей, среди которых «Анна Каренина», «Испанские миниатюры», «Сотворение мира», «Тановар», который стал третьим спектаклем театра, удостоенным Государственной премии УзССР имени Хамзы.

В 1977 году главному дирижеру ГАБТа Дильбар Абдурахмановой присуждается звание народной артистки СССР.

1980-е годы были богатыми на гастроли. Крупнейшими творческими достижениями того времени стали постановки опер «Фауст» (1982), «Отелло» (1985), «Огненный ангел» (1984), а также создание «камерного театра» (1986) на малой сцене.

Большое место в творчестве Дильбар Абдурахмановой заняли постановки шедевров мирового оперного искусства: «Бал-маскарад», «Трубадур», «Травиата», «Аида» Верди, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Севильский цирюльник» Россини, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Любовный напиток» Доницетти, «Огненный ангел» Прокофьева.

Дильбар Абдурахманова была и балетным дирижером, тонко чувствующим музыку и возможности танцовщиков. Среди постановок ее балетных спектаклей – «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Франческа да Римини», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Дон Кихот», «Золушка».

За свою творческую жизнь дирижер Дильбар Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Ее труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали и 3 ордена. Греческая философская академия присудила ей звание «Гражданин Земли XXI века» в 2016 году.

В последние годы профессор Дильбар Абдурахманова преподавала оперное исполнительство в Государственной консерватории Узбекистана.

Дильбар Абдурахманова – дочь и гордость узбекского народа. Ее имя вписано золотыми буквами в историю культуры Узбекистана.

Подготовила Тина ИМАМЖАН.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Поэтесса дирижерской палочки

Ее называют «огненным дирижером», «поэтессой дирижерской палочки».

Память

Первая женщина-дирижер в Центральной Азии, народная артистка, лауреат Государственной премии, профессор, академик Академии наук «Турон» Дильбар Абдурахманова – легендарная фигура в музыкальной культуре Узбекистана.

Ее называют «огненным дирижером», «поэтессой дирижерской палочки». Эта красивая, темпераментная женщина перевернула представление о дирижере как исключительно мужской профессии, покорив мир филигранным мастерством и страстной манерой дирижирования. Ее руки летают, а дирижерская палочка кажется поистине волшебной. Она горит сама и зажигает других.

Дильбар Абдурахманова родилась 1 мая 1936 года в Москве, где в узбекской оперной студии при Московской консерватории учились ее родители Гулям Абдурахманов и Зухра Файзиева. По просьбе молодого отца имя новорожденной дал организатор и художественный руководитель студии Мухитдин Кори-Якубов. Гулям Абдурахманов – народный артист Узбекской ССР, лауреат Сталинской премии. Зухра Файзиева – первая певица на узбекском радио. Записи тогда не было, Зухра пела по утрам в прямой трансляции.

В 1939 году выпускники студии вернулись в Ташкент, и родители Дильбар продолжили работу в оперном театре. Девочка ходила с отцом на все спектакли и репетиции, часами простаивая возле оркестровой ямы. На увлеченную Дильбар обратил внимание концертмейстер вторых скрипок Матвей Криворучка. Проверив ее музыкальные данные, он повез девочку в школу Глиэра, где преподавал игру на скрипке, и записал ее в свой класс. Будущая народная артистка окончила одновременно две школы – общеобразовательную и музыкальную.

Первый опыт дирижирования оркестром пришелся на старшие классы музыкальной школы, когда Дильбар доверили партитуру и дирижерскую палочку.

В 1955 году Дильбар Абдурахманова поступает в консерваторию и занимается сразу в двух классах: у Мухтара Ашрафи по классу симфонического дирижирования и у Бориса Тителя по классу скрипки.

С 1957 года с третьего курса Дильбар Абдурахманова стала играть на скрипке в оркестре Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. В том же году состоялся ее дебют в качестве дирижера, когда Мухтар Ашрафи доверил ей продирижировать один из балетных номеров на большом праздничном концерте.

photo_2020-05-05_12-50-15.jpg

В этом же году она стала победительницей в отборочном туре молодых дирижеров и получила диплом I степени на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Первым большим спектаклем в творчестве Дильбар Абдурахмановой стала «Аида». В 1960 году театр осуществил постановку этого спектакля, и Дильбар была ассистентом Ашрафи.

Первой ее самостоятельной работой стала постановка балета «Коппелия» в Ташкентском хореографическом училище в 1964 году. Первые выездные гастроли Дильбар Абдурахмановой пришлись на 1963-1964 годы, когда ГАБТ гастролировал по городам Сибири, выступал в Москве и Ленинграде.

Настоящим испытанием ее творческой зрелости стали первые зарубежные гастроли театра в Египте в 1966 году, когда узбекская женщина-дирижер управляла каирским оркестром. Это было первое международное признание Дильбар Абдурахмановой. Искренне восхищался этой женщиной и автор музыки спектакля «Спартак» Арам Хачатурян, приехавший в Ташкент на премьеру своего балета в 1967 году.

В 1969 году Дильбар Абдурахмановой было присуждено звание народной артистки УзССР.

В 1974 году она назначается на пост главного дирижера ГАБТа и берется за постановку ранее не ставившихся спектаклей, среди которых «Анна Каренина», «Испанские миниатюры», «Сотворение мира», «Тановар», который стал третьим спектаклем театра, удостоенным Государственной премии УзССР имени Хамзы.

В 1977 году главному дирижеру ГАБТа Дильбар Абдурахмановой присуждается звание народной артистки СССР.

1980-е годы были богатыми на гастроли. Крупнейшими творческими достижениями того времени стали постановки опер «Фауст» (1982), «Отелло» (1985), «Огненный ангел» (1984), а также создание «камерного театра» (1986) на малой сцене.

Большое место в творчестве Дильбар Абдурахмановой заняли постановки шедевров мирового оперного искусства: «Бал-маскарад», «Трубадур», «Травиата», «Аида» Верди, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Севильский цирюльник» Россини, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Любовный напиток» Доницетти, «Огненный ангел» Прокофьева.

Дильбар Абдурахманова была и балетным дирижером, тонко чувствующим музыку и возможности танцовщиков. Среди постановок ее балетных спектаклей – «Шопениана», «Бахчисарайский фонтан», «Франческа да Римини», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Корсар», «Дон Кихот», «Золушка».

За свою творческую жизнь дирижер Дильбар Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Ее труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали и 3 ордена. Греческая философская академия присудила ей звание «Гражданин Земли XXI века» в 2016 году.

В последние годы профессор Дильбар Абдурахманова преподавала оперное исполнительство в Государственной консерватории Узбекистана.

Дильбар Абдурахманова – дочь и гордость узбекского народа. Ее имя вписано золотыми буквами в историю культуры Узбекистана.

Подготовила Тина ИМАМЖАН.