Памяти Евгения Евтушенко
18 июля известному поэту Евгению Евтушенко могло бы исполниться 93 года.
Классик русской поэзии XX века Евгений Евтушенко — поэт из яркой плеяды «шестидесятников» (Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Булат Окуджава, Роберт Рождественский). Он никогда не писал по заказу, у него был свой путь, свой стиль и свое слово. Как поэт он оставил большое литературное наследие на лирическую и патриотическую тематики, но, по словам литературных экспертов, он был силен особенно в поэтической публицистике.
Автор двадцати больших поэм и примерно 200 стихотворений и песен воплотил в себе дух и настроения времен хрущевской "оттепели", он собирал на поэтические чтения многотысячные аудитории и вошел в историю литературы как "стадионный поэт". На творческие вечера «шестидесятников» буквально ломились слушатели. Их ругали в прессе, прорабатывали на собраниях, вызывали «на ковер». Но в то же время им позволяли, пусть и неофициально, высказаться. Возможно, потому, что они умели балансировать на грани дозволенного. Они не становились депутатами и лауреатами государственных премий, но им давали работать, а слухи о недовольстве высшего начальства и «боданиях» с цензурой восхищали публику.
Имя Е.Евтушенко не случайно упоминается в самом кассовом российском фильме «Москва слезам не верит», где есть эпизод, когда в кругу гостей герои обсуждают молодого подающего надежды поэта – Женю Евтушенко. И в том же фильме перед памятником Маяковскому читают стихи поэты-шестидесятники. Создатели фильма использовали эти эпизоды, чтобы передать настоящий дух того времени, популярность поэта.
А еще, пожалуй, нет такого человека, который хотя бы краем уха не слышал песню на слова Е.Евтушенко, которая звучит в самом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром»:
Со мною вот что происходит
Ко мне мой старый друг не ходит…
Е.Евтушенко, видя несправедливость и жестокость, кидался в бой, с общих гуманистических позиций осуждал ввод советских войск в Чехословакию и расправу над поэтом Иосифом Бродским, выступал против войны во Вьетнаме и нейтронной бомбы. Он умел писать между строк. Так, в поэме "Казанский университет" он написал: "Лишь тот, кто мыслит, тот - народ. Все остальные - население". По словам историков искусства, шедевры рождаются из борьбы против чего-нибудь, и что лучшая среда для расцвета культуры та, где творцов "прижимают", но не душат. Возможно, поэтому родились его легендарные строки:
"Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться…".
Миролюбивое творчество поэта заметили и в мировом сообществе. Так, в 1963 году Евтушенко был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, а в октябре того же года американский обозреватель газеты New York Times сравнил молодого автора и исполнителя Боба Дилана (тоже лауреата Нобелевской премии) с Евгением Евтушенко, сказав «… возможно, он американский Евтушенко».
Наравне со славой поэта сопровождали и гонения. Его знаменитое патриотическое стихотворение, ставшее позже известной песней "Хотят ли русские войны?", некоторые высокопоставленные чиновники требовали запретить, считая пацифистским. Но разве плох пацифизм сам по себе, когда убежденными пацифистами себя считали Далай-Лама XIV, Махатма Ганди, Джон Леннон и Мартин Лютер Кинг, которые осуждали все виды войн и благодаря этому сохраняли мир и меняли жизнь человечества к лучшему.
«О, русский мой народ! — Я знаю — ты по сущности интернационален. Но часто те, чьи руки нечисты, твоим чистейшим именем бряцали», — писал поэт.
Евгений Евтушенко пережил не одну эпоху, как декорации, сменявшие друг друга. Поэт был действительно "неудобным": будучи идейным вдохновителем советской молодежи, он никогда не боялся сказать слово, которое шло вразрез с идеями власти. Казалось, он бездумно пользовался своей свободой, буквально разбрасывался ею. Есть ощущение, что он делал это осознанно и имел на это полное право. При этом он не изменял своим принципам, оставался самим собой.
Я разный — я натруженный и праздный.
Я целе — и нецелесообразный.
Я весь несовместимый, неудобный,
Застенчивый и наглый, злой и добрый.
Я так люблю, чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось.
(Пролог «Я разный»)
Поэта Евгения Евтушенко народ продолжал любить даже после его отъезда в США. Когда в России настало время бизнесменов и политтехнологов, он уехал преподавать в Америку. Но и там он представлял культуру своей Родины. Когда ему журналисты задавали вопрос о переезде, он не любил отвечать и лишь коротко говорил: «Нет, мой отъезд не был эмиграцией». Вероятно, для поэта эта тема была слишком болезненной. В Америке у него вышло 18 книг на английском языке — и стихи, и статьи, и романы. Многие его стихи включены в школьные хрестоматии. Он был не только любим русским народом, но и стал почетным членом Американской академии искусств, действительным членом Европейской академии искусств и наук, получил премию Уитмена, которую дают лишь американским литераторам. Слава его действительно была необыкновенна и всемирна. Из двадцатого поэтического века он умудрился шагнуть и в двадцать первый век...
Мне говорят ― ты смелый человек.
Неправда. Никогда я не был смелым.
Считал я просто недостойным делом
унизиться до трусости коллег.
Устоев никаких не потрясал.
Смеялся просто над фальшивым, дутым.
Писал стихи. Доносов не писал…
(«Мне говорят»)
Отрадно, что такой большой поэт проявлял живой интерес к узбекской литературе, искусству и культуре. Об этом писал народный поэт Узбекистана Аман Матчан, который перевел его поэму «Голубь в Сантьяго», а Евтушенко в свою очередь перевел ряд стихов узбекского поэта, которые он однажды прочитал в Колонном зале Дома Союзов в Москве.
"Мы много лет с ним дружили, я бывал у него в Переделкино несколько раз, и он неоднократно приезжал ко мне в гости в Ташкент. Он был большим моим другом и как поэт оказал на меня колоссальное влияние", — вспоминал поэт А.Матчан.
"Евтушенко мне не раз говорил, что хочет в Узбекистане поглядеть на наши древние города — Бухару, Самарканд, Хиву, что ему интересна личность ученого Востока Мирзо Улугбека, что он непременно должен побывать в его обсерватории в Самарканде. Я его услышал, и мы поехали с ним в турне по древним узбекским городам, посетили много достопримечательностей и исторических памятников. Как человеку глубоко творческому, ему все это было чрезвычайно интересно. Он впитывал все как губка, запоминал каждую деталь. И от него всегда исходила богатая духовная энергия, он был как целый мир, как глыба, мы, поэты Узбекистана, многому у него научились, даже подражали ему», — вспоминал Матчан.
Творчество настоящих поэтов — вне времени. Потому что они пишут без фальши и корысти. Вся искренняя любовь поэта Евгения Евтушенко к Родине передана в финальном куплете его стихотворения «Идут белые снеги»:
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
Лира Шафик, УзА