Китайскую соцсеть TikTok часто осуждают за слишком простой контент и хвалят за возможность заниматься творчеством. Десять лет назад за это ругали Instagram, теперь к нему привыкли. Стоит ли ждать, что TikTok повторит его судьбу, и почему он такой противоречивый?
В 2016 году китайская компания ByteDance выпустила приложение Douyin, которое сначала работало в Китае. Уже через год его сделали доступным для пользователей всего мира. Так появился TikTok. В нем можно снимать и смотреть короткие ролики от 15 до 60 секунд. Популярность приложения можно объяснить несколькими решениями разработчиков. В первую очередь это «бесконечная» лента рекомендаций. Чем больше пользователь взаимодействует с сетью – досматривает ролик до конца, ставит «Мне нравится» или «Это неинтересно» – тем лучше работает алгоритм подбора роликов. Для того чтобы создать пост в TikTok, достаточно снять себя на видео, а позже выбрать музыку или фильтр, которые доступны в режиме съемки. В соцсети большое количество эффектов. Пользователь может добавить маски, «перекрасить» видео в другой цвет или наложить музыку. Разработчики регулярно создают новые эффекты для приложения.
Почему TikTok не любят миллениалы?
Миллениалы – это поколение людей, родившихся в период с 1981 по середину 90-х годов. Эти люди ладят с современными технологиями, но еще застали время без интернета и социальных сетей. Считается, что большинство миллениалов не понимают приложение.
Во-первых, сама концепция TikTok не отвечает устоявшемуся формату для миллениалов. Сами подумайте: тиктокеры снимают короткие видео с танцами или строят гримасы на камеру и получают миллионы просмотров только за красивое лицо или демонстрацию эмоций, в то время как миллениал тратит большую часть дня на работе за явно меньший гонорар.
Во-вторых, успешные тиктокеры – преимущественно подростки от 16 до 22 лет, которые часто даже не получили высшее образование, не тратили несколько лет на обучение.
В-третьих, в TikTok сложно найти действительно полезный контент. Из-за стандартизации авторы нестандартного и классного контента вынуждены творить на понятном подросткам языке. Так, на просторах TikTok есть учитель физики, который объясняет сложные правила, и другие образовательные аккаунты. Однако часто такие видео не набирают много просмотров и не выбиваются в тренды, а популярными являются танцы, розыгрыши и челленджи, например, #мяучеллендж, где нужно мяукать с разной интонацией или подвигать ртом, имитируя голос ребенка.
Еще одна проблема для TikTok – международная. 29 июня в Индии TikTok и еще 58 китайских приложений запретили из-за проблем с безопасностью. Это решение последовало за информацией о гибели 20 военных Индии на границе с КНР.
Закрыть TikTok на территории США пытался Дональд Трамп. 7 августа 2020 года он подписал указ, согласно которому нельзя заключать сделки с китайской компанией ByteDance, владельцем TikTok. Белый дом объявил, что это сделано, чтобы обезопасить жителей США от сбора персональных данных, которым занимается компания. В TikTok заявили, что персональные данные американцев не передаются в Китай, а хранятся в США. Резервные копии хранятся в Сингапуре. В компании отметили, что будут использовать все средства правовой защиты, чтобы «к компании и пользователям отнеслись справедливо».
Ситуация с TikTok напоминает историю с Instagram десять лет назад. Когда приложение только появилось, его тоже многие не одобряли. С приходом рекламодателей Instagram стал походить на своеобразный интернет-магазин, где рекламируют и продают почти все: от одежды и обуви до образовательных курсов и чек-листов.
В погоне за растущей популярностью китайской соцсети Instagram в 2020 году представил новый сервис Reels, основная задача которого – показывать короткие видео пользователям, но так и не смог стать конкурентом TikTok, где короткие видео – основная фишка. Десять лет назад разработчики добавляли в Instagram интересные нововведения и покупали право на их использование у малоизвестных компаний. Так приложение создавало тренды на фотосъемку, обработку в определенных тонах, которым следовали подростки. Сегодня TikTok опережает Instagram, а его активные пользователи младше 20-ти.
Почему TikTok любит молодежь?
На данный момент в TikTok ежемесячно заходят уже более 2,9 миллиона активных пользователей. Из них дети и подростки составляют 34 процента, молодые люди от 18 до 24 лет – 33 процента. Получается, что аудитория приложения – это поколение Z, или зумеры, родившееся в конце 90-х — начале 2000-х. Специалисты считают, что зумеры не представляют жизни без смартфона, привыкли быстро потреблять информацию и быстро ее забывать. Секрет популярности приложения именно среди юной аудитории – короткие ролики длиной в 15 секунд. Они не надоедают пользователю и укладываются в тайминг, который подросток готов потратить на один ролик.
Молодые звезды TikTok становятся инфлюенсерами, которые могут влиять на предпочтения людей и делать рекламу. Интересно, что сам TikTok выступает против рекламы в приложении. Ролики с демонстрацией брендов или продвижением услуг меньше попадают в рекомендации.
У рекламодателей все еще есть несколько вариантов привлечь потенциальных покупателей. Так, они могут заключить контракт с блогером о рекламе бренда. Тиктокеры могут появиться в рекламируемой одежде или станцевать под какую-то песню, которую нужно прорекламировать. Компании покупают теги, а тиктокеры запускают челленджи. К примеру, раньше во вкладке «Интересное» был тег #жизньспепсималина, где известные и не очень тиктокеры рекламировали новый вкус. Это способствует интересу у пользователей и увеличению продаж напитка. Следовательно, блогеры и тиктокеры могут получать оплату своих трудов, только сначала необходимо раскрутиться.
Из зарубежных звезд в TikTok зарегистрировались Уилл Смит, Рита Ора, Бруно Марс, семейство Кардашьян, Белла Хадид, Селена Гомез и другие. Для увеличения аудитории знаменитости снимают совместные видео с юными тиктокерами, у которых есть миллионы подписчиков, и даже приходят в «дома тиктокеров», чтобы снять видео сразу с несколькими блогерами и попасть в рекомендации к миллионам зрителей. Они используют самые популярные форматы – танцы, липсинг (открывание рта под песню), снимают скетчи и демонстрируют гардероб.
В свою очередь тиктокеры покоряют другие площадки – один за другим выпускают песни и снимают видео для YouTube, где можно подключить монетизацию.
TikTok влияет даже на музыкальную индустрию. К примеру, тиктокер Даня Милохин (6,5 миллиона подписчиков в TikTok) сделал хит подростков «Я дома», а позже выпустил совместную песню с Тимати и Джиганом.
Песня группы iLOVEFRiDAY под названием MiA KHALiFA набрала на YouTube более 110 миллионов просмотров, а под песню сняли более трех миллионов роликов. Певец Дрейк написал песню Toosie Slide специально для приложения – тег с названием песни использовали в видео почти три миллиарда раз!
Через десять лет TikTok, вероятно, повторит судьбу Instagram – его аудитория повзрослеет, а на рынке появится другое приложение с новой технологией. Пользоваться TikTok или нет – решать вам, но отрицать его влияние на медиасферу бессмысленно.
Роман БОНДАРЧУК, УзА