Одним из самых покупаемых товаров в Узбекистане являются сладкие газированные и негазированные напитки. Несмотря на то, что ученые давно доказали, что этот продукт очень вреден для здоровья, спрос на него не снижается.

Во многих странах мира приняты различные меры, направленные на сокращение потребления сладких газированных напитков. В этих целях в Узбекистане введен акцизный налог в размере 500 сумов за литр газированных напитков, содержащих сахар или другие подсластители или ароматизаторы и расфасованных в потребительскую тару.

Итак, насколько эффективны меры, принимаемые в нашей стране по сокращению потребления сладких газировок?

– Сладкие газированные и негазированные напитки, а также другие продукты с высоким содержанием  сахара приводят к избыточному весу, особенно среди детей и молодежи, – говорит  специалист Министерства здравоохранения Шухрат Шукуров. – Дети, которые пьют много сладких напитков, чаще страдают избыточным весом, чем дети, которые их не употребляют.

Как показывает  мировая практика, одним из наиболее эффективных способов снижения потребления сладких газированных  напитков среди населения, особенно детей, является введение акцизного налога на такую ​​продукцию. Так, в нашей стране с 1 апреля 2024 года введен акциз в размере 500 сумов за литр газированных напитков, содержащих сахар, подсластители или ароматизаторы. С 1 апреля 2025 года будет введен акциз в размере 500 сумов за литр не только на газированные, но и на негазированные сладкие напитки.

В настоящее время доля акцизного налога в розничной цене негазированных сладких напитков составляет в среднем 3–5,5 процента. По данным Всемирной организации здравоохранения, только при достижении этого показателя в размере не менее 20 процентов можно снизить потребление такой вредной продукции среди населения, особенно несовершеннолетних. Следовательно, только  повышение  акциза как минимум в четыре раза в ближайшем будущем позволит снизить доступность этой продукции для несовершеннолетних. 

Раньше считалось, что вред сладких газированных  напитков связан исключительно с сахаром. Сегодня же научные исследования доказали, что не только сладкие напитки, но и напитки с добавлением подсластителей и заменителей сахара оказывают негативное влияние на здоровье.

К сожалению, в Узбекистане как среди детей, так и среди взрослых стремительно растет число людей, страдающих избыточным весом. За последние 30 лет уровень ожирения среди детей 5–9 лет увеличился в 2,6 раза, а среди подростков 10–19 лет – в 3,3 раза.

Почему сладкие газированные напитки пользуются таким  высоким спросом? Потому что на рекламу подобных напитков выделяются значительные средства, проводятся масштабные рекламные кампании и мероприятия для стимулирования продаж по всему миру. Безусловно, эти усилия приносят свои результаты.

В первую очередь важно сократить долю газированных и негазированных сладких напитков в ежедневном потреблении населения. Для формирования культуры здорового питания необходимо, помимо налоговых мер, применять и другие инструменты, такие как ограничение рекламы и акций, цветовая маркировка продуктов, повышение осведомленности населения о здоровом питании и другие.

Мухайё Тошкораева, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Почему сладкие газировки пользуются высоким спросом?

Одним из самых покупаемых товаров в Узбекистане являются сладкие газированные и негазированные напитки. Несмотря на то, что ученые давно доказали, что этот продукт очень вреден для здоровья, спрос на него не снижается.

Во многих странах мира приняты различные меры, направленные на сокращение потребления сладких газированных напитков. В этих целях в Узбекистане введен акцизный налог в размере 500 сумов за литр газированных напитков, содержащих сахар или другие подсластители или ароматизаторы и расфасованных в потребительскую тару.

Итак, насколько эффективны меры, принимаемые в нашей стране по сокращению потребления сладких газировок?

– Сладкие газированные и негазированные напитки, а также другие продукты с высоким содержанием  сахара приводят к избыточному весу, особенно среди детей и молодежи, – говорит  специалист Министерства здравоохранения Шухрат Шукуров. – Дети, которые пьют много сладких напитков, чаще страдают избыточным весом, чем дети, которые их не употребляют.

Как показывает  мировая практика, одним из наиболее эффективных способов снижения потребления сладких газированных  напитков среди населения, особенно детей, является введение акцизного налога на такую ​​продукцию. Так, в нашей стране с 1 апреля 2024 года введен акциз в размере 500 сумов за литр газированных напитков, содержащих сахар, подсластители или ароматизаторы. С 1 апреля 2025 года будет введен акциз в размере 500 сумов за литр не только на газированные, но и на негазированные сладкие напитки.

В настоящее время доля акцизного налога в розничной цене негазированных сладких напитков составляет в среднем 3–5,5 процента. По данным Всемирной организации здравоохранения, только при достижении этого показателя в размере не менее 20 процентов можно снизить потребление такой вредной продукции среди населения, особенно несовершеннолетних. Следовательно, только  повышение  акциза как минимум в четыре раза в ближайшем будущем позволит снизить доступность этой продукции для несовершеннолетних. 

Раньше считалось, что вред сладких газированных  напитков связан исключительно с сахаром. Сегодня же научные исследования доказали, что не только сладкие напитки, но и напитки с добавлением подсластителей и заменителей сахара оказывают негативное влияние на здоровье.

К сожалению, в Узбекистане как среди детей, так и среди взрослых стремительно растет число людей, страдающих избыточным весом. За последние 30 лет уровень ожирения среди детей 5–9 лет увеличился в 2,6 раза, а среди подростков 10–19 лет – в 3,3 раза.

Почему сладкие газированные напитки пользуются таким  высоким спросом? Потому что на рекламу подобных напитков выделяются значительные средства, проводятся масштабные рекламные кампании и мероприятия для стимулирования продаж по всему миру. Безусловно, эти усилия приносят свои результаты.

В первую очередь важно сократить долю газированных и негазированных сладких напитков в ежедневном потреблении населения. Для формирования культуры здорового питания необходимо, помимо налоговых мер, применять и другие инструменты, такие как ограничение рекламы и акций, цветовая маркировка продуктов, повышение осведомленности населения о здоровом питании и другие.

Мухайё Тошкораева, УзА.