
Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем депутаты постатейно обсудили во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
В нашей стране создаются благоприятные условия для свободного занятия предпринимательством с использованием легальных возможностей. Тем не менее некоторые субъекты предпринимательства осуществляют свою деятельность с нарушением законодательства. В частности, бывают случаи, когда они действуют самовольно.
Выяснилось, что в 2019 году в Ташкенте субъектами предпринимательства было самовольно построено 2 730 зданий, а за 9 месяцев 2020 года – 1 774 здания. В 2019 году Ташкентским городским хокимиятом в экономические суды был подан 661 иск о сносе таких построек, а за 9 месяцев 2020 года – 1463 иска.
В соответствии с Законом «О государственной пошлине» государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины в гражданских судах по искам о сносе самовольных построек. Однако государственная пошлина уплачивается при обращении субъектами предпринимательства в экономические суды с исками о сносе самовольно построенных зданий. Рассматриваемым законопроектом вводится норма, освобождающая от уплаты этой госпошлины.
Кроме того, законопроект также предусматривает освобождение от уплаты пошлин и сборов при обращении в соответствующий государственный орган для восстановления документов, утраченных или признанных недействительными в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На заседании народными представителями рассмотрен в третьем чтении проект закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Данный законопроект разработан с целью устранения проблем в указанной сфере, вывода ее на новый уровень. Нормы проекта послужат урегулированию отношений в сфере добычи полезных ископаемых, совершенствованию системы определения и маркировки уровня кислотности ювелирных изделий, процедур контроля их качества, четкому ограничению компетенции и ответственности государственных органов и других участников в этом процессе, выведению сетевой активности из теневой экономики.
Законопроектом устанавливается свободное обращение драгоценных металлов, что удовлетворяет потребность субъектов предпринимательства в драгоценных металлах в качестве сырья. Заинтересованным субъектам предпринимательства будет предоставлена возможность приобретать драгоценные металлы напрямую у производителя и через биржи.
На основании норм, содержащихся в проекте, драгоценные металлы будут рассматриваться как товары, а субъекты предпринимательства или физические лица будут иметь право владеть и свободно распоряжаться ими. Местным субъектам предпринимательства, производящим ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, будет предоставлено право самостоятельно штамповать свои изделия.
В первом чтении рассмотрен также проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О гражданстве Республики Узбекистан».
Законопроект упрощает процедуру признания гражданства Республики Узбекистан для лиц без гражданства.
Предусматривается прямое признание лиц, проживающих в статусе лица без гражданства на территории республики в течение пятнадцати лет, гражданами Республики Узбекистан.
Согласно законопроекту лица без гражданства, родившиеся на территории Республики Узбекистан, на основании свидетельства лица без гражданства могут обратиться с ходатайством о приеме в гражданство нашей страны без проживания в ней на протяжении пяти лет.
Также предусматривается, что дети, родители которых получили гражданство Республики Узбекистан, будут признаваться гражданами нашей страны.
Нурилло НАСРИЕВ, корр.УзА