Музыка – это такой пласт истории человечества, в котором запечатлены невыразимые словами чувства, дух целой эпохи.

Мы привыкли представлять жизнь наших предков в далеком прошлом чаще всего через оружие, орудия труда или архитектурные сооружения. Однако небольшой фрагмент керамики, найденный в пустыне недалеко от древнего русла Амударьи, полностью меняет эти представления, свидетельствуя об изысканном вкусе и высокой духовности наших предков, живших два с половиной тысячелетия назад. И это подтверждает, что на территории  Узбекистана уже в древности использовали арфу.   

Эта уникальная находка связана с памятником Куйкирилганкала, обнаруженным Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством знаменитого археолога Сергея Толстова. Сооружение, датируемое IV веком до нашей эры, является не просто укреплением, а огромным комплексом диаметром около 45 метров, со сложным архитектурным решением, состоящим из центрального здания и окружающих его кольцевых коридоров.

Предположения о том, что он служил для астрономических наблюдений, религиозных обрядов и, возможно, в качестве царского склепа, свидетельствуют о высоком уровне развития социально-культурной жизни древнего Хорезма. Изображение на фрагменте керамического сосуда, найденного именно в таком сложном и таинственном комплексе, стало неожиданным открытием для историков. На изображении, выгравированном на фрагменте керамики, запечатлена большая угловая арфа. Это не простое изображение, а "исторический документ", свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры той эпохи.

Арфа – сложный в изготовлении и требующий тонкого вкуса в настройке музыкальный инструмент. Ее наличие означает, что в обществе сформировалась не только группа мастеров, способных изготовить такой инструмент, но и группа музыкантов, умеющих на нем играть. Следовательно, музыка для жителей древнего Хорезма была не просто развлечением, а неотъемлемой частью религиозных обрядов, дворцовых мероприятий и общественной жизни.

Исходя из уникальных функций Куйкирилганкала, можно предположить, что эта музыка сопровождала религиозные ритуалы.

Появление угловой арфы на изображении также имеет особое значение. Арфы этого типа были широко распространены в наиболее развитых центрах древнего мира – Месопотамии и Египте. Находка  еще раз доказывает, что в первом тысячелетии до нашей эры регион Центральной Азии находился в тесной связи с высокими культурами Ближнего Востока, а обмен культурными достижениями был активным. Средняя Азия, включая территорию древнего Узбекистана, располагалась на одном из оживленных перекрестков мировой цивилизации и не оставалась в стороне от общечеловеческих процессов.

Таким образом, небольшой фрагмент керамики, веками скрытый под песками Хорезмского оазиса, рисует нам огромную историческую картину. Он не только показывает, насколько глубоки корни музыкального искусства на узбекской земле, но и подтверждает, что в IV–III веках до нашей эры – почти 2400 лет назад – здесь существовало высококультурное общество: наши предки вели оседлый образ жизни, обладали сложными религиозно-философскими воззрениями, могли наслаждаться изящным искусством и находились в контакте с другими великими цивилизациями мира. Эта находка – не просто археологический артефакт, а яркое свидетельство того, насколько прочен фундамент узбекской государственности и культуры. 

Подготовил Алишер Эгамбердиев, УзА.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Первые звуки арфы на хорезмской земле

Музыка – это такой пласт истории человечества, в котором запечатлены невыразимые словами чувства, дух целой эпохи.

Мы привыкли представлять жизнь наших предков в далеком прошлом чаще всего через оружие, орудия труда или архитектурные сооружения. Однако небольшой фрагмент керамики, найденный в пустыне недалеко от древнего русла Амударьи, полностью меняет эти представления, свидетельствуя об изысканном вкусе и высокой духовности наших предков, живших два с половиной тысячелетия назад. И это подтверждает, что на территории  Узбекистана уже в древности использовали арфу.   

Эта уникальная находка связана с памятником Куйкирилганкала, обнаруженным Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством знаменитого археолога Сергея Толстова. Сооружение, датируемое IV веком до нашей эры, является не просто укреплением, а огромным комплексом диаметром около 45 метров, со сложным архитектурным решением, состоящим из центрального здания и окружающих его кольцевых коридоров.

Предположения о том, что он служил для астрономических наблюдений, религиозных обрядов и, возможно, в качестве царского склепа, свидетельствуют о высоком уровне развития социально-культурной жизни древнего Хорезма. Изображение на фрагменте керамического сосуда, найденного именно в таком сложном и таинственном комплексе, стало неожиданным открытием для историков. На изображении, выгравированном на фрагменте керамики, запечатлена большая угловая арфа. Это не простое изображение, а "исторический документ", свидетельствующий о высоком уровне музыкальной культуры той эпохи.

Арфа – сложный в изготовлении и требующий тонкого вкуса в настройке музыкальный инструмент. Ее наличие означает, что в обществе сформировалась не только группа мастеров, способных изготовить такой инструмент, но и группа музыкантов, умеющих на нем играть. Следовательно, музыка для жителей древнего Хорезма была не просто развлечением, а неотъемлемой частью религиозных обрядов, дворцовых мероприятий и общественной жизни.

Исходя из уникальных функций Куйкирилганкала, можно предположить, что эта музыка сопровождала религиозные ритуалы.

Появление угловой арфы на изображении также имеет особое значение. Арфы этого типа были широко распространены в наиболее развитых центрах древнего мира – Месопотамии и Египте. Находка  еще раз доказывает, что в первом тысячелетии до нашей эры регион Центральной Азии находился в тесной связи с высокими культурами Ближнего Востока, а обмен культурными достижениями был активным. Средняя Азия, включая территорию древнего Узбекистана, располагалась на одном из оживленных перекрестков мировой цивилизации и не оставалась в стороне от общечеловеческих процессов.

Таким образом, небольшой фрагмент керамики, веками скрытый под песками Хорезмского оазиса, рисует нам огромную историческую картину. Он не только показывает, насколько глубоки корни музыкального искусства на узбекской земле, но и подтверждает, что в IV–III веках до нашей эры – почти 2400 лет назад – здесь существовало высококультурное общество: наши предки вели оседлый образ жизни, обладали сложными религиозно-философскими воззрениями, могли наслаждаться изящным искусством и находились в контакте с другими великими цивилизациями мира. Эта находка – не просто археологический артефакт, а яркое свидетельство того, насколько прочен фундамент узбекской государственности и культуры. 

Подготовил Алишер Эгамбердиев, УзА.