Транспортно-логистическая инфраструктура играет важнейшую роль в современном экономическом развитии Узбекистана. Реализация открытой экономической политики не только способствует выходу республики на новые рынки, но также привлекает крупных иностранных партнёров в области транспорта и логистики. В рамках указанных усилий республика стремится диверсифицировать свои экспортные возможности.

В этой связи, Узбекистан также активно расширяет свои торговые связи не только на традиционных рынках, таких как Центральная Азия, СНГ и Россия, но и активно развивает сотрудничество со странами Ближнего Востока, Персидского залива, Европы, а также государствами Южной и Юго-Восточной Азии.

В данном контексте выделяются страны Восточной Азии, где особое внимание уделяется Китаю, который за первые 10 месяцев 2023 года достиг суммарного внешнеторгового оборота около 5 трлн. долларов.

Так, в рамках проведения первого саммита Китай – Центральная Азия, 18-19 мая прошлого года в городе Сиане, руководство КНР, наряду с вопросами безопасности иэнергетики, также затронуло и транспортный компонент. В частности, было указано, что страны Центральные Азии – «это путь Китая в Европу и на Ближний Восток».

Наряду с этим, немаловажное значение для государств региона ЦА и КНР представляет обеспечение беспрепятственной торговли и наращивание объёмов взаимных поставок готовой продукции из стран Центральной Азии в Китай и обратно, формирование общего пространства промышленной кооперации, производство импортируемой странами региона продукции с привлечением китайских технологий.

В этой связи, уместно отметить, что 30 августа 2023 года в рамках осуществления грузоперевозок по маршруту «Китай – Центральная Азия» из южного города Китая Лючжоу в Узбекистан отправился и прибыл почти за две недели первый поезд с 261 вагонами.

При этом Лючжоу – городской округ в Гуанси-Чжуанском автономном районе (ГЧАР) является крупным центром этой страны по экспорту автомобилей, производству автозапчастей и комплектующих, а маршрут «Лючжоу – Ташкент» стал шестым трансграничным каналом.

Одновременно усиливается приоритетность обеспечения бесперебойного грузопотока и развития трансрегиональной транспортно-логистической сети. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» особое внимание уделяется инфраструктурным проектам, таким как, строительство железнодорожных и автомобильных маршрутов, включая «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Пекин также проявляет интерес к сотрудничеству в рамках грузоперевозок «Китай – Европа» и «Китай – Центральная Азия».

Так, в последние годы Управлением Китайской железной дороги в Наньнине, административном центре ГЧАР открыты маршруты «Наньнин – Москва», «Наньнин-Алматы», «Лючжоу-Москва», «Лючжоу-Алматы» и «Наньнин-Ташкент». Также из Гуанси-Чжуанского автономного района экспортируются автомобили, тяжёлая техника, продукты питания и другие товары.

Таким образом, транспортно-логистическое сотрудничество между Узбекистаном и Китаем составляет важное направление практического взаимодействия, достигнув значительных результатов.

Ташкент и Пекин тесно взаимодействуют в рамках реализации китайской инициативы и совместного строительства «Один пояс, один путь». Президент Узбекистана принял участие в работе 3-го международного форума, состоявшегося в сентябре прошлого года в Пекине, и выдвинул ряд важных инициатив, направленных на осуществление крупных проектов в рамках этой инициативы.

При этом КНР сообща с узбекской стороной готова прилагать совместные усилия по практической реализации достигнутых между главами двух государств договорённостей, активизации взаимодействия в сферах транспорта и строительства инфраструктуры, а также развития логистического потенциала 
в целях повышения уровня взаимосвязанности региона на благо двух стран и народов.

В свою очередь, Узбекистан уделяет особое внимание вопросам модернизации транспортно-логистической и транзитной сферы, обеспечению широкой интеграции нашей страны в международную сеть транспортных коммуникаций в целях обеспечения выхода к морским портам.

Данный факт объясняется важностью развития транспортно-транзитного потенциала региона, который является одним из ключевых факторов обеспечения устойчивого экономического роста государств. В этом контексте следует отметить стремительное развитие грузоперевозок по маршруту «Китай – Европа», где среднегодовой темп роста превысил 10 % за последние несколько лет.

В то же время, более 96 % всех грузов по направлению «Китай – Европа» перевозится морским транспортом. В связи с чем, имеется большой потенциал в переориентировании с морского вида транспорта на сухопутные – железнодорожный и автомобильный.

Кроме того, Пекин планирует развивать южный, юго-западный и восточный коридоры, которые позволят Узбекистану получить доступ к рынкам, европейских стран, Ирана, Турции, Афганистана, Пакистана и Индии.

При этом в рамках реализации «Транспортной стратегии до 2035 г.» Узбекистан уделяет важное внимание также Среднему коридору.

Одновременно с этим, отмечается осуществляемое в настоящее время взаимодействие Узбекистана с Китаем в транспортно-логистической сфере по линии автомобильных, воздушных, железнодорожных перевозок. Так, за 10 месяцев 2023 года общий объём грузоперевозок составил 4,1 млн. тонн. В 2022 году было 3,5 млн. тонн.

В сентябре 2023 года АО «Узбекистон темир йуллари» провело встречу с китайской компанией «Xian Free Trade Port Construction and Operation Co.Ltd.» для обсуждения вопросов укрепления сотрудничества в сфере логистики и инфраструктурного строительства.

Другая китайская компания «Hichain» намерена создать в Узбекистане три новых логистических центра: так на узбекско-китайском бизнес-форуме в ноябре 2023 г. в Гуанчжоу делегация министерства транспорта обсудила с президентом китайской компании «Hichain Supply Chain» реализацию совместных проектов в республике. Стороны также подписали меморандум об ускорении сотрудничества и реализации проектов в транспортной сфере.

Указанная компания планирует открыть инфраструктурные объекты в Андижане, Навои и Каракалпакстане.

Поскольку Китай остаётся ключевым торговым партнёром Узбекистана, узбекская сторона с 2017 года активно поддерживает инициативу по установлению связей с КНР через будущую железнодорожную линию «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Данный проект направлен на обеспечение более эффективной и экономически выгодной транспортировки товаров.

В целом, Узбекистан стремится к укреплению долгосрочного сотрудничества с китайскими транспортными компаниями. Это включает в себя широкомасштабное взаимодействие для достижения поставленных целей, таких как создание на территории республики транспортно-логистических комплексов и совместных предприятий по грузоперевозке с целью оптимизации цепочки поставок.

Кроме того, обе страны стремятся внедрить цифровые информационные технологии в области железных дорог и общественного транспорта, обмениваться опытом в сфере транспорта и повышать квалификацию персонала через организацию совместных программ развития. Участие в проектах по обновлению железнодорожных составов, строительству платных дорог и придорожной инфраструктуре также становится важным направлением взаимодействия.

Все указанные меры будут содействовать не только дальнейшему укреплению партнёрских отношений, но и способствовать современному развитию транспортной сферы двух стран.

Азизхон Назиров, 
главный научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Перспективы узбекско-китайского сотрудничества в транспортно-логистической сфере

Транспортно-логистическая инфраструктура играет важнейшую роль в современном экономическом развитии Узбекистана. Реализация открытой экономической политики не только способствует выходу республики на новые рынки, но также привлекает крупных иностранных партнёров в области транспорта и логистики. В рамках указанных усилий республика стремится диверсифицировать свои экспортные возможности.

В этой связи, Узбекистан также активно расширяет свои торговые связи не только на традиционных рынках, таких как Центральная Азия, СНГ и Россия, но и активно развивает сотрудничество со странами Ближнего Востока, Персидского залива, Европы, а также государствами Южной и Юго-Восточной Азии.

В данном контексте выделяются страны Восточной Азии, где особое внимание уделяется Китаю, который за первые 10 месяцев 2023 года достиг суммарного внешнеторгового оборота около 5 трлн. долларов.

Так, в рамках проведения первого саммита Китай – Центральная Азия, 18-19 мая прошлого года в городе Сиане, руководство КНР, наряду с вопросами безопасности иэнергетики, также затронуло и транспортный компонент. В частности, было указано, что страны Центральные Азии – «это путь Китая в Европу и на Ближний Восток».

Наряду с этим, немаловажное значение для государств региона ЦА и КНР представляет обеспечение беспрепятственной торговли и наращивание объёмов взаимных поставок готовой продукции из стран Центральной Азии в Китай и обратно, формирование общего пространства промышленной кооперации, производство импортируемой странами региона продукции с привлечением китайских технологий.

В этой связи, уместно отметить, что 30 августа 2023 года в рамках осуществления грузоперевозок по маршруту «Китай – Центральная Азия» из южного города Китая Лючжоу в Узбекистан отправился и прибыл почти за две недели первый поезд с 261 вагонами.

При этом Лючжоу – городской округ в Гуанси-Чжуанском автономном районе (ГЧАР) является крупным центром этой страны по экспорту автомобилей, производству автозапчастей и комплектующих, а маршрут «Лючжоу – Ташкент» стал шестым трансграничным каналом.

Одновременно усиливается приоритетность обеспечения бесперебойного грузопотока и развития трансрегиональной транспортно-логистической сети. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» особое внимание уделяется инфраструктурным проектам, таким как, строительство железнодорожных и автомобильных маршрутов, включая «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Пекин также проявляет интерес к сотрудничеству в рамках грузоперевозок «Китай – Европа» и «Китай – Центральная Азия».

Так, в последние годы Управлением Китайской железной дороги в Наньнине, административном центре ГЧАР открыты маршруты «Наньнин – Москва», «Наньнин-Алматы», «Лючжоу-Москва», «Лючжоу-Алматы» и «Наньнин-Ташкент». Также из Гуанси-Чжуанского автономного района экспортируются автомобили, тяжёлая техника, продукты питания и другие товары.

Таким образом, транспортно-логистическое сотрудничество между Узбекистаном и Китаем составляет важное направление практического взаимодействия, достигнув значительных результатов.

Ташкент и Пекин тесно взаимодействуют в рамках реализации китайской инициативы и совместного строительства «Один пояс, один путь». Президент Узбекистана принял участие в работе 3-го международного форума, состоявшегося в сентябре прошлого года в Пекине, и выдвинул ряд важных инициатив, направленных на осуществление крупных проектов в рамках этой инициативы.

При этом КНР сообща с узбекской стороной готова прилагать совместные усилия по практической реализации достигнутых между главами двух государств договорённостей, активизации взаимодействия в сферах транспорта и строительства инфраструктуры, а также развития логистического потенциала 
в целях повышения уровня взаимосвязанности региона на благо двух стран и народов.

В свою очередь, Узбекистан уделяет особое внимание вопросам модернизации транспортно-логистической и транзитной сферы, обеспечению широкой интеграции нашей страны в международную сеть транспортных коммуникаций в целях обеспечения выхода к морским портам.

Данный факт объясняется важностью развития транспортно-транзитного потенциала региона, который является одним из ключевых факторов обеспечения устойчивого экономического роста государств. В этом контексте следует отметить стремительное развитие грузоперевозок по маршруту «Китай – Европа», где среднегодовой темп роста превысил 10 % за последние несколько лет.

В то же время, более 96 % всех грузов по направлению «Китай – Европа» перевозится морским транспортом. В связи с чем, имеется большой потенциал в переориентировании с морского вида транспорта на сухопутные – железнодорожный и автомобильный.

Кроме того, Пекин планирует развивать южный, юго-западный и восточный коридоры, которые позволят Узбекистану получить доступ к рынкам, европейских стран, Ирана, Турции, Афганистана, Пакистана и Индии.

При этом в рамках реализации «Транспортной стратегии до 2035 г.» Узбекистан уделяет важное внимание также Среднему коридору.

Одновременно с этим, отмечается осуществляемое в настоящее время взаимодействие Узбекистана с Китаем в транспортно-логистической сфере по линии автомобильных, воздушных, железнодорожных перевозок. Так, за 10 месяцев 2023 года общий объём грузоперевозок составил 4,1 млн. тонн. В 2022 году было 3,5 млн. тонн.

В сентябре 2023 года АО «Узбекистон темир йуллари» провело встречу с китайской компанией «Xian Free Trade Port Construction and Operation Co.Ltd.» для обсуждения вопросов укрепления сотрудничества в сфере логистики и инфраструктурного строительства.

Другая китайская компания «Hichain» намерена создать в Узбекистане три новых логистических центра: так на узбекско-китайском бизнес-форуме в ноябре 2023 г. в Гуанчжоу делегация министерства транспорта обсудила с президентом китайской компании «Hichain Supply Chain» реализацию совместных проектов в республике. Стороны также подписали меморандум об ускорении сотрудничества и реализации проектов в транспортной сфере.

Указанная компания планирует открыть инфраструктурные объекты в Андижане, Навои и Каракалпакстане.

Поскольку Китай остаётся ключевым торговым партнёром Узбекистана, узбекская сторона с 2017 года активно поддерживает инициативу по установлению связей с КНР через будущую железнодорожную линию «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Данный проект направлен на обеспечение более эффективной и экономически выгодной транспортировки товаров.

В целом, Узбекистан стремится к укреплению долгосрочного сотрудничества с китайскими транспортными компаниями. Это включает в себя широкомасштабное взаимодействие для достижения поставленных целей, таких как создание на территории республики транспортно-логистических комплексов и совместных предприятий по грузоперевозке с целью оптимизации цепочки поставок.

Кроме того, обе страны стремятся внедрить цифровые информационные технологии в области железных дорог и общественного транспорта, обмениваться опытом в сфере транспорта и повышать квалификацию персонала через организацию совместных программ развития. Участие в проектах по обновлению железнодорожных составов, строительству платных дорог и придорожной инфраструктуре также становится важным направлением взаимодействия.

Все указанные меры будут содействовать не только дальнейшему укреплению партнёрских отношений, но и способствовать современному развитию транспортной сферы двух стран.

Азизхон Назиров, 
главный научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.