В Центральной Азии во многом благодаря усилиям Ташкента, дальновидной и взвешенной политике Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, появилась возможность формирования новой региональной геополитической реальности и структуры безопасности.

По средствам распространения межрелигиозного и межконфессионального согласия и терпимости в регионе, новое руководство республики придаёт особое значение, как консолидационным и интеграционным процессам в Центральной Азии в целом, так и качеству двусторонних отношений с соседями: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном.

Товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в десятки раз и превысил 6,5 млрд. долларов.

Благодаря открытой и прагматичной политике в отношении стран Центральной Азии, были возобновлены региональные связи, открыты границы, восстановлены и обогатились новыми направлениями воздушные, автобусные и железнодорожные маршруты, также были облегчены связи между людьми, что, в свою очередь, способствовало развитию региональных экономических и торговых отношений. В результате уровень двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе заметно повысился.

По инициативе Президента Узбекистана начиная с 2017 года на регулярной основе стали проводиться консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Эти встречи заложили фундамент трансформации Центральноазиатского региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку, способствовали реализации проектов промышленной кооперации, созданию совместных инвестиционных компаний и фондов, осуществлению транспортно-транзитной интеграции, расширению приграничной торговли, увеличению масштабов культурно-гуманитарного сотрудничества.

Вместе с тем, Узбекистан отстаивает позицию, что Центральноазиатская безопасность и идентичность невозможна без стабилизации и нормализации ситуации в Афганистане, его интеграции в региональные экономические процессы.

Ввиду вышеотмеченных трансформаций, интерес международного сообщества к Центральноазиатскому региону существенно возрос, да и сам регион проявляет заинтересованность в конструктивном диалоге двустороннего и многостороннего форматов. В числе наиболее перспективных партнёров страны Центральной Азии, по праву, видят Францию. 

В целом, процесс становления политико-дипломатических и иных отношений между государствами Центральной Азии и Францией включает две фазы:

- первая, охватывает период 90-х годов ХХ века, когда происходит формирование концепции взаимных связей Франции и недавно образованных центральноазиатских стран, определяются основные контуры и направления взаимного сотрудничества;

- вторая, включает период с начала ХХI века, где устанавливаются актуальные задачи и осуществляется деятельность по становлению стратегического партнёрства между Францией и центральноазиатскими государствами.

Если на первой стадии взаимоотношения между странами Центральной Азии и Франции носили в основном двусторонний формат, не акцентировавший внимание на общерегиональном сотрудничестве (исключая ТАСИС), то на второй – наблюдается заметная трансформация французско-центральноазиатских отношений.

Привлекали внимание ЕС и транзитные возможности региона, так как многие проекты, инициированные Евросоюзом по диверсификации энергетических поставок с Каспийского региона, были бы нерентабельными без участия стран Центральной Азии.

Учитывая вышеперечисленное, Франция как один из главных локомотивов ЕС, стала лоббировать «Стратегию нового партнёрства», принятую в 2007 году. 

Важной составляющей Первой Стратегии является провозглашение двухуровневого характера политики ЕС в регионе: индивидуального - двустороннего подхода и общего - регионального подхода. Стратегия предусматривала сочетание двустороннего партнёрства и совместных программ, способствующих признанию уникальности каждой страны и одновременно развитию региональных проектов с целью укрепления интеграционных связей в Центральной Азии.

В дальнейшем Франция делегировала обсуждение и решение этих вопросов на общеевропейский уровень, что позволило ей в значительно большей степени сконцентрироваться на своих собственных интересах в регионе, в основном касающихся вопросов экономического сотрудничества, безопасности и сферы культуры.

Во время своего председательства в Европейском союзе в 2008 году Франция внесла значимый вклад в развитие нескольких проектов в Центральной Азии. В партнёрстве с Германией ею была учреждена так называемая «Инициатива ЕС по Верховенству Права для Центральной Азии» (EU Rule of Law Initiative), проект, целью которого являлся обмен опытом между странами в сфере судебной системы, в правоохранительных органах и в области отчётности в рамках национальных администраций.

Председательствующая в Европейском Союзе Франция организовала форум «ЕС-Центральная Азия» в сентябре 2008 года, что позволило впервые собрать министров иностранных дел европейских и центральноазиатских стран, и тогдашних комиссара ЕС по внешним связям и политике соседства, генерального директора ЮНЕСКО К. Мацуура, верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солану, генерального секретаря ОБСЕ М. де Бришамбо, генсека НАТО Я. Де Хооп Схеффера и специального представителя ЕС по Центральной Азии П. Мореля. По итогам форума было принято Совместное заявление его участников, которое определило рамки сотрудничества ЕС и стран Центральной Азии по вопросам безопасности.

Логическим продолжением предыдущей концептуальной программы стала Новая Стратегия «Европейский Союз и Центральная Азия: новые возможности для укрепления партнёрства», принятая в 2019 году. Необходимость принятия новой Стратегии обосновывается возникшими новыми геополитическими реалиями, а также растущими потребностями и возможностями в расширении сотрудничества.

Евросоюз для стран Центральной Азии рассматривается как ведущий донор и партнёр, заинтересованный в процессе реформ и экономических преобразований, источник качественных инвестиций и современных технологий, сторонник расширения регионального сотрудничества стран региона и их интеграции в мировую торговую систему. В новой Стратегии предусмотрены направления сотрудничества, базирующиеся на самостоятельном развитии региона, в качестве устойчивого и взаимосвязанного экономического и политического пространства.

В Стратегии выделены три приоритетных направления участия ЕС:

- партнёрство с государствами и общественностью Центральной Азии в целях обеспечения устойчивости  - прав человека и демократии, безопасности, экологических проблем;

- партнёрство во имя процветания - поддержка экономической диверсификации и развития частного сектора, содействие внутрирегиональной торговле и устойчивому взаимодействию;

- поддержка регионального сотрудничества в Центральной Азии.

Концептуальная программа Новой Стратегии - Партнёрство во имя устойчивости предусматривает прогнозирование и рассмотрение вызовов, затрагивающих социально-экономические цели и безопасность стран региона, а также расширение их возможностей по проведению реформ и модернизации. При этом Европейский союз будет содействовать продвижению демократии, прав человека и верховенства права, активизировать сотрудничество по выполнению парижских климатических обязательств и решению трансрегиональных экологических проблем, а также активизировать сотрудничество в области миграции. 

Партнёрство во имя процветания содействует созданию здорового и открытого инвестиционного климата, развитию конкурентоспособного частного сектора, а также навыков, исследований и инноваций, особенно среди молодёжи. При этом будет осуществляться деятельность по устранению структурных ограничений внутрирегиональной торговли и инвестиций среди стран региона и их устойчивому взаимодействию, а также поддержка вступления в ВТО государств Центральной Азии, стремящимися стать членами данной организации. 

Новая Стратегия Евросоюза также содержит рекомендации по подготовке программ помощи на период 2021-2027 годов.

Ещё одним знаковым событием в развитии взаимоотношений между Центральной Азией и Европейским союзом стал визит Президента Европейского совета Шарля Мишеля 27 октября текущего года.

На встрече в узком формате были рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего расширения многопланового сотрудничества, состоялся обмен мнениями по международной и региональной повестке.

Достигнута договорённость о продолжении тесной совместной работы по наращиванию практического взаимодействия в целях содействия реализации в нашей стране программы демократических преобразований и экономических реформ, прежде всего в области инноваций, «зелёной» экономики, цифровизации, активизации торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных обменов.

Кроме того, согласован вопрос подготовки «дорожной карты» по реализации предложений и инициатив, выдвинутых Узбекистаном в ходе саммита в формате «Центральная Азия - ЕС».

В сферу приоритетных интересов Франции входит и сотрудничество с Новым Узбекистаном, инициатором широкомасштабных внутриполитических и внешнеполитических реформ, способствующих вхождению страны в число ведущих государств, а также обеспечению мира и стабильного развития в Центральной Азии.

Свидетельством доверительных отношений Франции к Узбекистану служит официальный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева во Францию 8-9 октября 2018 года по приглашению президента Э.Макрона. Целесообразно отметить, что данный визит был первым «визитом на высшем уровне» с 1996 года.

В центре внимания обсуждаемых вопросов были состояние и перспективы расширения торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, технологического, культурно-гуманитарного сотрудничества. Стороны положительно оценили деятельность узбекско-французской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и отметили важность наращивания объёмов взаимной торговли, реализации перспективных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, однако, отметив при этом, что их состояние не вполне отражает имеющийся потенциал двух стран. По итогам встречи были подписаны 11 соглашений и торговых контрактов на 3,4 млрд. евро.

Особый интерес вызвала и идентичность позиций двух государств в области безопасности, а также решении международных и региональных проблем. Так, лидеры стран отметили важность развития новых форм регионального и международного сотрудничества, совместного противодействия вызовам и угрозам современности. Глава Франции полностью поддержал инициативу Президента Узбекистана в стабилизации обстановки в Афганистане как важного условия мира и спокойствия в регионе, и вовлечении последнего в региональные интеграционные проекты.

Так, визит главы нашего государства во Францию открыл новую веху в истории узбекско-французских отношений, определил перспективные направления сотрудничества на стратегическую перспективу.

Узбекистан, как одна из важнейших связующих звеньев Центральной Азии, а Франция, как один из главнейших локомотивов Европейского союза выработали действенный механизм по расширению и укреплению не только двусторонних взаимоотношений, но и создали плотную платформу для продуктивного взаимодействия Франции в общерегиональном масштабе. В данном контексте Франция во взаимоотношениях со странами Центральной Азии, опирается на следующие прерогативы:

- Франция строит свои отношения на двусторонней основе с каждым государством региона;

- стремится наладить интеграционные процессы в Центральной Азии, задействовав все страны региона;

- будучи членом Евросоюза, лоббирует также формат взаимодействия «ЦА-ЕС». 

Резюмируя, стоит отметить, что на сегодняшний день, Франция воспринимается всеми странами Центральноазиатского региона в качестве одного из ведущих партнёров.

Азер Адыгезалов,

ведущий научный сотрудник

Международного института Центральной Азии,

доктор философии (PhD) по историческим наукам

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Перспективы развития центральноазиатско-французских связей

В Центральной Азии во многом благодаря усилиям Ташкента, дальновидной и взвешенной политике Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, появилась возможность формирования новой региональной геополитической реальности и структуры безопасности.

По средствам распространения межрелигиозного и межконфессионального согласия и терпимости в регионе, новое руководство республики придаёт особое значение, как консолидационным и интеграционным процессам в Центральной Азии в целом, так и качеству двусторонних отношений с соседями: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном.

Товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в десятки раз и превысил 6,5 млрд. долларов.

Благодаря открытой и прагматичной политике в отношении стран Центральной Азии, были возобновлены региональные связи, открыты границы, восстановлены и обогатились новыми направлениями воздушные, автобусные и железнодорожные маршруты, также были облегчены связи между людьми, что, в свою очередь, способствовало развитию региональных экономических и торговых отношений. В результате уровень двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе заметно повысился.

По инициативе Президента Узбекистана начиная с 2017 года на регулярной основе стали проводиться консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Эти встречи заложили фундамент трансформации Центральноазиатского региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку, способствовали реализации проектов промышленной кооперации, созданию совместных инвестиционных компаний и фондов, осуществлению транспортно-транзитной интеграции, расширению приграничной торговли, увеличению масштабов культурно-гуманитарного сотрудничества.

Вместе с тем, Узбекистан отстаивает позицию, что Центральноазиатская безопасность и идентичность невозможна без стабилизации и нормализации ситуации в Афганистане, его интеграции в региональные экономические процессы.

Ввиду вышеотмеченных трансформаций, интерес международного сообщества к Центральноазиатскому региону существенно возрос, да и сам регион проявляет заинтересованность в конструктивном диалоге двустороннего и многостороннего форматов. В числе наиболее перспективных партнёров страны Центральной Азии, по праву, видят Францию. 

В целом, процесс становления политико-дипломатических и иных отношений между государствами Центральной Азии и Францией включает две фазы:

- первая, охватывает период 90-х годов ХХ века, когда происходит формирование концепции взаимных связей Франции и недавно образованных центральноазиатских стран, определяются основные контуры и направления взаимного сотрудничества;

- вторая, включает период с начала ХХI века, где устанавливаются актуальные задачи и осуществляется деятельность по становлению стратегического партнёрства между Францией и центральноазиатскими государствами.

Если на первой стадии взаимоотношения между странами Центральной Азии и Франции носили в основном двусторонний формат, не акцентировавший внимание на общерегиональном сотрудничестве (исключая ТАСИС), то на второй – наблюдается заметная трансформация французско-центральноазиатских отношений.

Привлекали внимание ЕС и транзитные возможности региона, так как многие проекты, инициированные Евросоюзом по диверсификации энергетических поставок с Каспийского региона, были бы нерентабельными без участия стран Центральной Азии.

Учитывая вышеперечисленное, Франция как один из главных локомотивов ЕС, стала лоббировать «Стратегию нового партнёрства», принятую в 2007 году. 

Важной составляющей Первой Стратегии является провозглашение двухуровневого характера политики ЕС в регионе: индивидуального - двустороннего подхода и общего - регионального подхода. Стратегия предусматривала сочетание двустороннего партнёрства и совместных программ, способствующих признанию уникальности каждой страны и одновременно развитию региональных проектов с целью укрепления интеграционных связей в Центральной Азии.

В дальнейшем Франция делегировала обсуждение и решение этих вопросов на общеевропейский уровень, что позволило ей в значительно большей степени сконцентрироваться на своих собственных интересах в регионе, в основном касающихся вопросов экономического сотрудничества, безопасности и сферы культуры.

Во время своего председательства в Европейском союзе в 2008 году Франция внесла значимый вклад в развитие нескольких проектов в Центральной Азии. В партнёрстве с Германией ею была учреждена так называемая «Инициатива ЕС по Верховенству Права для Центральной Азии» (EU Rule of Law Initiative), проект, целью которого являлся обмен опытом между странами в сфере судебной системы, в правоохранительных органах и в области отчётности в рамках национальных администраций.

Председательствующая в Европейском Союзе Франция организовала форум «ЕС-Центральная Азия» в сентябре 2008 года, что позволило впервые собрать министров иностранных дел европейских и центральноазиатских стран, и тогдашних комиссара ЕС по внешним связям и политике соседства, генерального директора ЮНЕСКО К. Мацуура, верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солану, генерального секретаря ОБСЕ М. де Бришамбо, генсека НАТО Я. Де Хооп Схеффера и специального представителя ЕС по Центральной Азии П. Мореля. По итогам форума было принято Совместное заявление его участников, которое определило рамки сотрудничества ЕС и стран Центральной Азии по вопросам безопасности.

Логическим продолжением предыдущей концептуальной программы стала Новая Стратегия «Европейский Союз и Центральная Азия: новые возможности для укрепления партнёрства», принятая в 2019 году. Необходимость принятия новой Стратегии обосновывается возникшими новыми геополитическими реалиями, а также растущими потребностями и возможностями в расширении сотрудничества.

Евросоюз для стран Центральной Азии рассматривается как ведущий донор и партнёр, заинтересованный в процессе реформ и экономических преобразований, источник качественных инвестиций и современных технологий, сторонник расширения регионального сотрудничества стран региона и их интеграции в мировую торговую систему. В новой Стратегии предусмотрены направления сотрудничества, базирующиеся на самостоятельном развитии региона, в качестве устойчивого и взаимосвязанного экономического и политического пространства.

В Стратегии выделены три приоритетных направления участия ЕС:

- партнёрство с государствами и общественностью Центральной Азии в целях обеспечения устойчивости  - прав человека и демократии, безопасности, экологических проблем;

- партнёрство во имя процветания - поддержка экономической диверсификации и развития частного сектора, содействие внутрирегиональной торговле и устойчивому взаимодействию;

- поддержка регионального сотрудничества в Центральной Азии.

Концептуальная программа Новой Стратегии - Партнёрство во имя устойчивости предусматривает прогнозирование и рассмотрение вызовов, затрагивающих социально-экономические цели и безопасность стран региона, а также расширение их возможностей по проведению реформ и модернизации. При этом Европейский союз будет содействовать продвижению демократии, прав человека и верховенства права, активизировать сотрудничество по выполнению парижских климатических обязательств и решению трансрегиональных экологических проблем, а также активизировать сотрудничество в области миграции. 

Партнёрство во имя процветания содействует созданию здорового и открытого инвестиционного климата, развитию конкурентоспособного частного сектора, а также навыков, исследований и инноваций, особенно среди молодёжи. При этом будет осуществляться деятельность по устранению структурных ограничений внутрирегиональной торговли и инвестиций среди стран региона и их устойчивому взаимодействию, а также поддержка вступления в ВТО государств Центральной Азии, стремящимися стать членами данной организации. 

Новая Стратегия Евросоюза также содержит рекомендации по подготовке программ помощи на период 2021-2027 годов.

Ещё одним знаковым событием в развитии взаимоотношений между Центральной Азией и Европейским союзом стал визит Президента Европейского совета Шарля Мишеля 27 октября текущего года.

На встрече в узком формате были рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего расширения многопланового сотрудничества, состоялся обмен мнениями по международной и региональной повестке.

Достигнута договорённость о продолжении тесной совместной работы по наращиванию практического взаимодействия в целях содействия реализации в нашей стране программы демократических преобразований и экономических реформ, прежде всего в области инноваций, «зелёной» экономики, цифровизации, активизации торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных обменов.

Кроме того, согласован вопрос подготовки «дорожной карты» по реализации предложений и инициатив, выдвинутых Узбекистаном в ходе саммита в формате «Центральная Азия - ЕС».

В сферу приоритетных интересов Франции входит и сотрудничество с Новым Узбекистаном, инициатором широкомасштабных внутриполитических и внешнеполитических реформ, способствующих вхождению страны в число ведущих государств, а также обеспечению мира и стабильного развития в Центральной Азии.

Свидетельством доверительных отношений Франции к Узбекистану служит официальный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева во Францию 8-9 октября 2018 года по приглашению президента Э.Макрона. Целесообразно отметить, что данный визит был первым «визитом на высшем уровне» с 1996 года.

В центре внимания обсуждаемых вопросов были состояние и перспективы расширения торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, технологического, культурно-гуманитарного сотрудничества. Стороны положительно оценили деятельность узбекско-французской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и отметили важность наращивания объёмов взаимной торговли, реализации перспективных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, однако, отметив при этом, что их состояние не вполне отражает имеющийся потенциал двух стран. По итогам встречи были подписаны 11 соглашений и торговых контрактов на 3,4 млрд. евро.

Особый интерес вызвала и идентичность позиций двух государств в области безопасности, а также решении международных и региональных проблем. Так, лидеры стран отметили важность развития новых форм регионального и международного сотрудничества, совместного противодействия вызовам и угрозам современности. Глава Франции полностью поддержал инициативу Президента Узбекистана в стабилизации обстановки в Афганистане как важного условия мира и спокойствия в регионе, и вовлечении последнего в региональные интеграционные проекты.

Так, визит главы нашего государства во Францию открыл новую веху в истории узбекско-французских отношений, определил перспективные направления сотрудничества на стратегическую перспективу.

Узбекистан, как одна из важнейших связующих звеньев Центральной Азии, а Франция, как один из главнейших локомотивов Европейского союза выработали действенный механизм по расширению и укреплению не только двусторонних взаимоотношений, но и создали плотную платформу для продуктивного взаимодействия Франции в общерегиональном масштабе. В данном контексте Франция во взаимоотношениях со странами Центральной Азии, опирается на следующие прерогативы:

- Франция строит свои отношения на двусторонней основе с каждым государством региона;

- стремится наладить интеграционные процессы в Центральной Азии, задействовав все страны региона;

- будучи членом Евросоюза, лоббирует также формат взаимодействия «ЦА-ЕС». 

Резюмируя, стоит отметить, что на сегодняшний день, Франция воспринимается всеми странами Центральноазиатского региона в качестве одного из ведущих партнёров.

Азер Адыгезалов,

ведущий научный сотрудник

Международного института Центральной Азии,

доктор философии (PhD) по историческим наукам