Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.


Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.

Справочно:

СМИ, то есть средство массовой информации — зарегистрированная
в установленном законодательством порядке форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде и (или) электронном виде (в том числе веб-сайты в сети Интернет), и иные формы периодического распространения массовой информации.

Блогер — физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. То есть, любое физическое лицо, размещающее информацию на своем сайте или веб-сайтах
в интернете, может рассматриваться как блогер.

Проблемы, связанные с публикациями СМИ и блогеров в сети Интернет,
а также комментариями третьих лиц под такими публикациями, имеются практически во всех странах мира. Правовое регулирование таких проблем осуществляется везде
по разному.

I. В зарубежных странах

В Великобритании, в соответствии с принятым в 2013 году Законом
«О клевете», СМИ и блогеры несут ответственность за клеветнические комментарии третьих лиц в случаях, если:

– невозможно идентифицировать клеветника или оскорбителя;

– потерпевший направил жалобу оператору сайта или блогеру относительно содержания комментария;

– потерпевший не получил ответа на свою жалобу.

При том, обязанность доказывания вышеперечисленных случаев возлагается
на потерпевшего.

В США, согласно закону «О приемлемости коммуникаций», СМИ
и блогеры, как правило, не несут ответственности за комментарии пользователей, независимо от того, знали они про комментарий или нет.

Вместе с тем, у СМИ или блогера может возникнуть ответственность
за комментарии третьих лиц, если:

– комментарий оставлен лицом, который является работником блогера;

– очевидна преступная составляющая комментария;

– комментарий содержит контент, нарушающий авторские права
или права на товарный знак.

В Республике Беларусь Закон «О средствах массовой информации» обязывает владельца интернет ресурса, сетевого издания не допускать распространение:

информации, содержащей нецензурные слова и выражения;

сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц;

недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;

другой информации, распространение которой запрещено законодательством.

Владелец интернет ресурса, сетевого издания обязан незамедлительно удалять вышеперечисленную информацию по требованию уполномоченного государственного органа.

II. В Узбекистане

Основными законами, направленными на регулирование сферы информатизации и вопросов, связанных с поиском, получением, распространением
и использованием информации, являются Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях
и свободах доступа к информации».

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, каждый, в том числе СМИ и блогеры, имеет право искать, получать и распространять любую информацию за исключением направленной против существующего конституционного строя
и других ограничений, предусмотренных законом.

То есть, можно распространять любую информацию, кроме ограниченной
к распространению.

Ограниченная к распространению информация

Согласно статье 6 Закона «О средствах массовой информации», и статье 121 Закона «Об информатизации», владелец веб-сайта и (или) страницы
веб-сайта, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта
и (или) страницы веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:

- призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

- пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

- разглашения сведений, составляющих государственные секреты
или иную охраняемую законом тайну;

- распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство
или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

- пропаганды наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров;

- пропаганды порнографии;

- совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Справочно: в качестве примера «других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом» можно привести действия,
за которые установлена ответственность статьями 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и статьями 139 и 140 Уголовного кодекса (клевета и оскорбление).

Частью второй статьи 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» установлено следующее:

«Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогер, обязан проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет,
на которых размещается общедоступная информация, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности».

Справочно: «информация», согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы
их представления.

Таким образом, СМИ и владельцы веб-сайтов, включая блогеров должны обеспечивать нераспространение в своих ресурсах клевету, оскорбления
и другие сведения, попадающие под вышеназванные описания, незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности.

Последствия, меры ответственности

Статья 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» устанавливает также последствия невыполнения вышеназванных обязанностей. А именно
то, что в случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером, обязанностей, доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.

Что касается мер ответственности, в первую очередь, необходимо отметить статью 2441 Уголовного кодекса. Согласно данной статье, следующие действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет, наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет:

- распространение в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам
или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения;

- использование религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений;

- распространение либо демонстрация атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций.

- совершение иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности.

Действующее законодательство не предусматривает отдельные меры ответственности за совершение менее опасных для общества правонарушений именно с использованием всемирной сети «Интернет» (размещение оскорбительных
или других запрещенных публикаций и комментариев, а также их не удаление). Однако, за совершение таких действий с использованием сети Интернет, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям согласно административному, уголовному и гражданскому законодательству Республики Узбекистан. Например, за клевету или оскорбление другого лица посредством размещения в сети Интернет публикаций или комментариев, может наступить ответственность по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139 и 140 Уголовного кодекса.

В то же время необходимо отметить, что вышеуказанные меры ответственности могут применяться только в отношении тех лиц, которые непосредственно совершили правонарушение. Это связано с тем, что действующее законодательство с одной стороны возлагает на СМИ и блогеров обязанность не допускать совершения через принадлежащие им веб-сайты (веб-страницы) действий, которые могут стать причиной уголовной или другой ответственности, а с другой стороны – не предусматривает конкретных мер ответственности за невыполнение данной обязанности.

А по общим правилам, лицо может быть привлечено к административной
или уголовной ответственности только за совершенное им самим противоправное
и виновное действие или бездействие.

Кроме того, необходимо напомнить о существовании также гражданской ответственности. В соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса, гражданин
или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных
их распространением.

Заключение

Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан:

1. Владельцы веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогеры обязаны:

- обеспечивать нераспространение через свои сети информации, порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство
в их частную жизнь, а также совершение других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом;

- проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения
на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта в сети Интернет, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления
ее недостоверности. Это обязанности возложены на них законом;

2. В случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером вышеуказанных обязанностей, доступ к указанным веб-сайту
и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.

3. Лица, виновные в клевете и оскорблении других лиц путем размещения публикаций и комментариев в сети Интернет (представитель СМИ или блогер, другое физическое лицо), могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139, 140, 2441 Уголовного кодекса, а также гражданской ответственности на основании статьи 100 Гражданского кодекса.

Предложения

Необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения
в сфере распространения информации, в том числе на предмет устранения следующих проблем:

1. Наличие большого количества актов законодательства, регулирующих данные отношения (имеется 6 законов и более 10 подзаконных актов), не способствует обеспечению информированности о них не только обычных пользователей сети Интернет, но и представителей СМИ и блогеров;

2. Действующим законодательством недостаточно урегулированы отношения, связанные с распространением информации. Несовершенны механизмы осуществления контроля за соблюдением требований, предъявляемых к субъектам данных отношений, и привлечения их к ответственности в случае невыполнения требований (к примеру, обязанность удалить запрещенные комментарии предусмотрена, а меры ответственности за не удаление таких комментариев
не предусмотрены);

3. Отсутствие законодательной обязанности обеспечения идентификации пользователей (например по номеру телефона) при оставлении публикаций
и комментариев зачастую не позволяет выявлять и привлекать к ответственности виновных лиц.

Аъзам Мадаминов,

и.о. директора Исследовательского института правовой политики
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан

Русский
Chinese
Turkish
Tajik
Kyrgyz
Turkmen
Japanese
Arabic
English
French
Spanish
Русский
German
Ўзбек
Oʻzbek
Қазақ
Ещё раз об ответственности блогеров

Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.


Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проведен анализ законодательств Республики Узбекистан и некоторых зарубежных стран по вопросам ответственности СМИ и блогеров за свои публикации и комментарии третьих лиц под этими публикациями.

Справочно:

СМИ, то есть средство массовой информации — зарегистрированная
в установленном законодательством порядке форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде и (или) электронном виде (в том числе веб-сайты в сети Интернет), и иные формы периодического распространения массовой информации.

Блогер — физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. То есть, любое физическое лицо, размещающее информацию на своем сайте или веб-сайтах
в интернете, может рассматриваться как блогер.

Проблемы, связанные с публикациями СМИ и блогеров в сети Интернет,
а также комментариями третьих лиц под такими публикациями, имеются практически во всех странах мира. Правовое регулирование таких проблем осуществляется везде
по разному.

I. В зарубежных странах

В Великобритании, в соответствии с принятым в 2013 году Законом
«О клевете», СМИ и блогеры несут ответственность за клеветнические комментарии третьих лиц в случаях, если:

– невозможно идентифицировать клеветника или оскорбителя;

– потерпевший направил жалобу оператору сайта или блогеру относительно содержания комментария;

– потерпевший не получил ответа на свою жалобу.

При том, обязанность доказывания вышеперечисленных случаев возлагается
на потерпевшего.

В США, согласно закону «О приемлемости коммуникаций», СМИ
и блогеры, как правило, не несут ответственности за комментарии пользователей, независимо от того, знали они про комментарий или нет.

Вместе с тем, у СМИ или блогера может возникнуть ответственность
за комментарии третьих лиц, если:

– комментарий оставлен лицом, который является работником блогера;

– очевидна преступная составляющая комментария;

– комментарий содержит контент, нарушающий авторские права
или права на товарный знак.

В Республике Беларусь Закон «О средствах массовой информации» обязывает владельца интернет ресурса, сетевого издания не допускать распространение:

информации, содержащей нецензурные слова и выражения;

сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц;

недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;

другой информации, распространение которой запрещено законодательством.

Владелец интернет ресурса, сетевого издания обязан незамедлительно удалять вышеперечисленную информацию по требованию уполномоченного государственного органа.

II. В Узбекистане

Основными законами, направленными на регулирование сферы информатизации и вопросов, связанных с поиском, получением, распространением
и использованием информации, являются Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях
и свободах доступа к информации».

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, каждый, в том числе СМИ и блогеры, имеет право искать, получать и распространять любую информацию за исключением направленной против существующего конституционного строя
и других ограничений, предусмотренных законом.

То есть, можно распространять любую информацию, кроме ограниченной
к распространению.

Ограниченная к распространению информация

Согласно статье 6 Закона «О средствах массовой информации», и статье 121 Закона «Об информатизации», владелец веб-сайта и (или) страницы
веб-сайта, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта
и (или) страницы веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:

- призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;

- пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

- разглашения сведений, составляющих государственные секреты
или иную охраняемую законом тайну;

- распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство
или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;

- пропаганды наркотических средств, психотропных веществ
и прекурсоров;

- пропаганды порнографии;

- совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Справочно: в качестве примера «других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом» можно привести действия,
за которые установлена ответственность статьями 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и статьями 139 и 140 Уголовного кодекса (клевета и оскорбление).

Частью второй статьи 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» установлено следующее:

«Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогер, обязан проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет,
на которых размещается общедоступная информация, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности».

Справочно: «информация», согласно статье 3 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы
их представления.

Таким образом, СМИ и владельцы веб-сайтов, включая блогеров должны обеспечивать нераспространение в своих ресурсах клевету, оскорбления
и другие сведения, попадающие под вышеназванные описания, незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности.

Последствия, меры ответственности

Статья 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» устанавливает также последствия невыполнения вышеназванных обязанностей. А именно
то, что в случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером, обязанностей, доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.

Что касается мер ответственности, в первую очередь, необходимо отметить статью 2441 Уголовного кодекса. Согласно данной статье, следующие действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет, наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет:

- распространение в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам
или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения;

- использование религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений;

- распространение либо демонстрация атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций.

- совершение иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности.

Действующее законодательство не предусматривает отдельные меры ответственности за совершение менее опасных для общества правонарушений именно с использованием всемирной сети «Интернет» (размещение оскорбительных
или других запрещенных публикаций и комментариев, а также их не удаление). Однако, за совершение таких действий с использованием сети Интернет, виновные лица могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям согласно административному, уголовному и гражданскому законодательству Республики Узбекистан. Например, за клевету или оскорбление другого лица посредством размещения в сети Интернет публикаций или комментариев, может наступить ответственность по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139 и 140 Уголовного кодекса.

В то же время необходимо отметить, что вышеуказанные меры ответственности могут применяться только в отношении тех лиц, которые непосредственно совершили правонарушение. Это связано с тем, что действующее законодательство с одной стороны возлагает на СМИ и блогеров обязанность не допускать совершения через принадлежащие им веб-сайты (веб-страницы) действий, которые могут стать причиной уголовной или другой ответственности, а с другой стороны – не предусматривает конкретных мер ответственности за невыполнение данной обязанности.

А по общим правилам, лицо может быть привлечено к административной
или уголовной ответственности только за совершенное им самим противоправное
и виновное действие или бездействие.

Кроме того, необходимо напомнить о существовании также гражданской ответственности. В соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса, гражданин
или юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных
их распространением.

Заключение

Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан:

1. Владельцы веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогеры обязаны:

- обеспечивать нераспространение через свои сети информации, порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство
в их частную жизнь, а также совершение других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом;

- проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения
на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта в сети Интернет, а также незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления
ее недостоверности. Это обязанности возложены на них законом;

2. В случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта,
в том числе блогером вышеуказанных обязанностей, доступ к указанным веб-сайту
и (или) странице веб-сайта может быть ограничен специально уполномоченным органом.

3. Лица, виновные в клевете и оскорблении других лиц путем размещения публикаций и комментариев в сети Интернет (представитель СМИ или блогер, другое физическое лицо), могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности по статьям 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан
об административной ответственности, 139, 140, 2441 Уголовного кодекса, а также гражданской ответственности на основании статьи 100 Гражданского кодекса.

Предложения

Необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее отношения
в сфере распространения информации, в том числе на предмет устранения следующих проблем:

1. Наличие большого количества актов законодательства, регулирующих данные отношения (имеется 6 законов и более 10 подзаконных актов), не способствует обеспечению информированности о них не только обычных пользователей сети Интернет, но и представителей СМИ и блогеров;

2. Действующим законодательством недостаточно урегулированы отношения, связанные с распространением информации. Несовершенны механизмы осуществления контроля за соблюдением требований, предъявляемых к субъектам данных отношений, и привлечения их к ответственности в случае невыполнения требований (к примеру, обязанность удалить запрещенные комментарии предусмотрена, а меры ответственности за не удаление таких комментариев
не предусмотрены);

3. Отсутствие законодательной обязанности обеспечения идентификации пользователей (например по номеру телефона) при оставлении публикаций
и комментариев зачастую не позволяет выявлять и привлекать к ответственности виновных лиц.

Аъзам Мадаминов,

и.о. директора Исследовательского института правовой политики
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан