Штрихи нашей духовности
Я был студентом, когда прочитал это стихотворение нашего знаменитого поэта Абдуллы Арипова. Возможно, я тогда не до конца понял смысл этих строк. Возможно, тогда я не проникся чувствами, которые испытал поэт, когда писал это стихотворение.

Но спустя много лет, из-за моей внучки Мадины я вновь вспомнил эти строки, и на этот раз я понял Абдуллу Арипова, выдвигаемую им философию и идею, я еще раз преклонился перед его величием, даром предвидеть будущее.
Моя внучка Мадина с детства жаждала знаний, росла очень способным ребенком. Она увлекалась рисованием и посещала кружок. Нарисованные ею картины сегодня украшают стены гостиной моей дочери. Позже она увлеклась игрой на дутаре. Попросила отца купить ей этот музыкальный инструмент, в настоящее время она искусно исполняет на дутаре ряд мелодий из узбекской классической музыки.
Капризы подросткового возраста остались позади, школу она окончила с золотой медалью. Мой зять и моя дочь начали беспокоиться о будущем девочки, которая выросла немного упрямой и одновременно избалованной, своевольной и целеустремленной. Они часто задавались вопросом: «Каким же человеком она станет в будущем, как справится с домашними делами, когда вступит в самостоятельную жизнь, ведь она совершенно равнодушна к ним?».
Хотя они и не говорили об этом открыто, но я как дедушка, все же чувствовал это. А возможно, мне так казалось.
Когда я приходил к ним в гости, моя внучка подходила ко мне и старалась больше общаться со мной. Не было предела ее любознательности и вопросам. Когда я в очередной раз посетил их дом, поинтересовался, куда она хочет поступить.
– Дедушка, помогите мне, пожалуйста, я не могу уговорить своих родителей, – сказала Мадина. – Я хочу учиться в Японии!
При этом, ее глаза горели. Я пытался отвести взгляд: “Интересно, на кого же она похожа?!”
Я был в полной растерянности и наконец промолвил: “Ведь ты не знаешь их языка!”.

– Буду учить. К тому же я владею английским. Они тоже разговаривают на английском.
Безусловно, для такого человека, как я, который учился в советской школе и привык к определенным стереотипам, это было неожиданно. Я немного задумался. В голове промелькнули те же мысли, что и у родителей Мадины: «Ведь она девочка…»
– Доченька, у нас тоже есть хорошие вузы. Кем же ты хочешь стать?
– Дизайнером, дизайнером по строительству. Дедушка, посмотрите, какие дома строятся в Ташкенте, они все одинаковые. Я хочу привезти мировую архитектуру в Ташкент. Ведь мир такой красочный, пусть и наши города будут разнообразными.
Мысли унесли меня в детство и школьные годы. В каком-то классе на уроке литературы мы писали сочинение на тему: «Кем я хочу стать в будущем?». Кто-то написал, что хочет стать учителем, кто-то - инженером, кто-то - председателем, а одна наша одноклассница написала, что хочет стать летчиком. Тогда учитель сельской школы в далеком Кукдалинском районе, где сохранялись морально-нравственные устои касательно получения девочками высшего образования, улыбнулся и сказал: «Пусть сбудется твоя мечта, доченька!» и отвел свой взгляд.

Я был в том же состоянии, что и мой учитель. Еще не окончив среднюю школу, внучка дедушки, который всего-то два-три раза бывал в райцентре и еще не видел ни областного центра, ни столицы страны, горит желанием учиться в далекой стране на другом конце света, среди людей с чужим языком, культурой, ценностями и образом жизни. Что сказать дедушке, радоваться ему или плакать?
Итак, Мадина начала изучать японский язык на языковых курсах, открытых японцами в Ташкенте. Теперь, когда я приходил к ним домой, мы разговаривали только о Японии. Она выучила японский язык за короткий срок, получила сертификат и собрала столько информации о Японии, что мы тоже заинтересовались этой великой страной и многому научились.
Словом, после того, как были подготовлены все официальные документы, 18-19-летняя девушка, которая никогда не покидала Ташкент и жила в многоэтажке, которая на летних каникулах бывала только в селе, где родились и выросли ее родители, в первые дни весны села в самолет и улетела в незнакомую ей чужую страну - далекую Японию.
Не знаю, что чувствовали ее родители, когда мы поехали провожать Мадину, но я был очень взволнован. Меня удивили смелость этой девушки, можно сказать, мужество, упрямое стремление к цели. Этот независимый образ жизни она выбрала сама. Такой смелый шаг заслуживает всяческих похвал, аплодисментов, поздравлений, восхищения и, конечно, дедушке стоит написать статью о внучке.
Мы созваниваемся с Мадиной каждый день. Она работает и учится. Она так увлеченно рассказывает о Японии, что не хочется даже прерывать разговор.

Мы разговаривали с ней и на днях. Говорит уверенно, хорошо выглядит, настроение хорошее, хотя не прошло и года, как она уехала, наша девочка заметно повзрослела. Я поинтересовался ее жизнью и расходами.
– Я не получаю деньги из дома, теперь начала немного откладывать. Дедушка, Япония – замечательная страна, замечательны также ее обычаи и люди, они думают, что я японка. Но теперь я полюбила Узбекистан еще больше, - говорит она.
Я не представляю, каким специалистом станет моя внучка и где она будет работать в Узбекистане после окончания университета. Но я точно знаю и верю, что она вернется из Японии самостоятельным человеком!
Обычно пожилые люди не очень-то принимают молодое поколение. Я – один из них. Нам не нравится безрассудство, бесцеремонность молодежи, отрицание каких-то укоренившихся в нашей жизни устоев, к которым мы привыкли, зависимость от телефона, их одежда и т. д. Однажды, когда я увидел своего старшего внука, который учится в университете Инха, в футболке, я сдеал ему замечание: «Разве ты не можешь одеться как мужчина? По крайней мере, когда ты собираешься на учебу». Он улыбнулся и убежал. Вечером я увидел по телевизору, как хоким района, который был, наверное, лет на 7-8 старше моего внука, давал интервью в такой же одежде, как и мой внук. Я подумал: «Значит, мы устарели. Это одежда нынче в моде». После этого я перестал делать замечание внуку.
Эта проблема отцов и детей извечна. Однако внучка Мадина своими действиями изменила мои представления о современной молодежи в положительную сторону. Я считаю, что среди молодежи много талантливых, жаждущих знаний, целеустремленных, решительных и смелых юношей и девушек.
Из-за моей внучки у меня появилось желание выразить некоторые рассуждения о наших соотечественниках, которые собираются учиться и работать за рубежом.
Сегодня Узбекистан открыт миру, а мир – Узбекистану. Население нашей страны приближается к 37 миллионам человек. Еще через пять-десять лет мы станем большой страной с населением в 50 миллионов человек.
Прокормить это население и создать для него рабочие места будет нелегко. Поэтому заявления и призывы некоторых наших соотечественников в социальных сетях о том, что наших мигрантов следует вернуть на Родину, кажутся необоснованными.
Нам необходимо легально отправлять наших молодых людей, которые выезжают за границу в поисках работы и заработка, защищать их права в других странах. Прежде всего, мы должны расширить нашу текущую работу по их отправке, предварительно обучая на краткосрочных курсах, давая им профессию, готовя их как квалифицированных специалистов, обучая их языку. Это должно быть одной из приоритетных задач государства. Тогда наши юноши и девушки, уезжающие за границу, быстрее освоятся, найдут работу и будут быстрее адаптироваться. Безусловно, об этом нужно позаботиться на государственном уровне.
Если заглянуть в далекую историю, то еще в древности люди переселялись в удобные для жизни места. Мы должны принять это как должное. Для примера рассмотрим соседние Казахстан и Россию, куда чаще всего уезжают наши соотечественники. Территория этих стран велика, а население мало по сравнению с территорией. Поэтому высока потребность в рабочей силе. Если узбеки и другие соседние народы удовлетворяют эту потребность, что в этом плохого? Возможно, на основе межгосударственных соглашений можно арендовать заброшенные села России или Казахстана и использовать их для выращивания сельхозпродукции. Земля и России, и Казахстана плодородна, много дождей и рек, проблемы нехватки воды нет. Представители нашего народа – трудолюбивые, искусные земледельцы, они и себя прокормят, и экспортируют на мировой рынок продукцию под узбекским брендом. Или же нам следует отправлять нашу молодежь на основе контракта в страны Европы, которые нуждаются в рабочей силе. Поскольку население этого древнего континента «постарело», там много рабочих мест.
Иногда я езжу на работу на метро. В утренние часы, глядя на пассажиров, стоящих на станции метро, садящихся в вагоны, меня охватывает паника. Что будет, если мы не найдем завтра постоянную работу для стольких людей, спешащих учиться и работать, в основном молодежи? Каждому из них нужна работа, дом, машина и т. д. И население у нас увеличивается не по дням, а по часам...
Обычно трудолюбивые люди, родители из семей, повидавших больше трудностей, хотят, чтобы их дети были лучшими, образованными людьми, чтобы им не пришлось пройти через испытания, которых выпали на их долю. Они тратят свои кровно заработанные деньги на образование и профессиональное развитие своих детей. Дети, которые видят, как их родители изо всех сил пытаются заработать, также стремятся быть целеустремленными людьми. Из таких юношей и девушек в будущем вырастают хорошие специалисты, ученые, представители науки и творчества. Это - факт, прошедший испытание жизнью и временем.
Поэтому дети из простых семей, выезжающие за границу, однажды станут большими людьми - образованными, квалифицированными специалистами в различных областях, таким образом наш народ прочно обоснуется во всех странах мира. Ведь что плохого в том, если наши соотечественники будут работать и жить комфортно во всех уголках мира?!
Сегодня китайские компании открыли совместные предприятия во всех регионах Узбекистана. Это дальновидный шаг умного государства. Мы верим, что наш народ, как и китайцы, покорит мир своей изобретательностью, интеллектом, предприимчивостью и трудолюбием.
Здесь мы вернемся к строкам нашего известного философа-поэта Абдуллы Арипова, приведенным в заголовке нашей статьи. Истина, которая кроется в них, которую мудрый поэт осознал и написал много лет назад, до сих пор ведет наш народ, как маяк.
Абдужалол Тайпатов, УзA.